Если кто-то не верит в повторяемость всего и вся, пусть вспомнит школьный курс истории, фрагмент о раннем капитализме и английских ткачах, разрушавших ткацкие машины, конкуренция с которыми была непосильна.
История вытеснения человека из экономики капитализма машинами-роботами разворачивается на наших глазах. Она ещё не приобрела трагизма позднего средневековья. Это ещё впереди, как и новые уже современные грани трагедии, создаваемой экономикой развития и прибыли.
Противоречия современного сложного мира не только сложные и неразрешимые, что не ново под луной. Они характеризуются не просто традиционными противостоянием интересов различных государств и крупных собственников по освоению минеральных богатств и рынков планеты; не просто традиционными противоречиями между трудом и капиталом, богатыми и бедными. Мы являемся современниками возникновения и развития прежде небывалых противоречий, системно загоняющих экономику мира в апокалиптический тупик.
Одна из граней новой проблематики отмечена в начале текста. Это вытеснение человека из экономики робототехникой.
Но есть еще и небывалая нагрузка экономики на окружающую среду.
Практически, человечество приближается к осознанию необходимости силовой отмены капиталистического массового фабричного производства, наносящего необратимый вред природе.
Вот вам и силовой, вне борьбы классов, переход к докапиталистическим формам хозяйствования! В такой перспективе видится возращение к патриархальному производству, исключающему множество технологий, останутся только те, которые безопасны для окружающей среды.
Сегодня капитализм заинтересован в сокращении мирового населения в первую очередь потому, что снижается заинтересованность в рабочей силе, успешно заменяемой роботами.
Населению, необходимость его сокращения подаётся как единственное средство снизить давление на окружающею среду. В то время как экологические проблемы являются следствием массового фабричного производства, способного существовать лишь в условиях роста, обновления товаров, удовлетворяющих всё более изощрённое потребление.
С одной стороны, мир нуждается в ликвидации массового капиталистического производства. В рамках патриархального производства решаются задачи всеобщей занятости и появляется возможность избежать гибели природной среды.
А с другой стороны, капиталисты, управляя миром, как и в прошлые века, в интересах прибыли, мотивированы на рост фабричного производства и вытеснение из него человека.
При том, что человек вне труда лишается доходов и перестаёт быть потребителем. Для чего тогда рост производства за счёт снижения затрат на живой труд?
Для чего рост производства, если природная среда не выдерживает роста отходов и гибнет вместе с человеком?
Что это абсурд, очевидно!
Пока еще под гипнозом перспектив какого-то развития мы существуем в парадигме капитализма. Он дичает, всё более беспощадно относится уже не только к отдельным категориям людей. Капитализм в разные эпохи был беспощаден к английским ткачам, мировому пролетариату, народам колониальных стран.
Сегодня капитализм беспощаден ко всему человечеству, ко всем людям без исключения. Ещё не озвучивается, но по внутренней логике капиталистического развития отчётливо видно, что подспудно реализуется цель уничтожения всех людей и всего живого на планете.
Направляют и организовывают эту человеконенавистническую деятельность конкретные люди, обременённые конкретными финансовыми накоплениями, которые могут быть реализованы только через полное выражение своей сути, то есть через рост экономики прибыли. Со всеми вышеназванными следствиями, духовная суть которых просто в служении мамоне. Причём, изначально, с момента возникновения многие тысячелетия тому назад, этот культ сопровождался человеческими жертвоприношениями…
Удивляет, что люди, возглавляющие эти процессы якобы экономического, а по сути апокалиптического развития, почему-то наивно уверены, что этот молох, уничтожив весь мир, лично их не коснётся.
Если в обозримой перспективе финансовые элиты не предложат внятных мер по изменению ситуации, чреватой явной трагедией, то придут новые луддиты. Только они уже не будут ломать машины. Их целью станут носители финансовых капиталов, и организаторы экономического устройства стран и мира, загоняющих людей в тупик всеобщей гибели.
Павел Иванович Дмитриев, правовед, публицист, Санкт-Петербург