Вековая тайна холста

Понадобилось почти 100 лет, чтобы любители живописи имели возможность восхититься мастерством Ильи Галкина

0
916
Время на чтение 10 минут
Фото: Предоставлено автором

Мне почему-то кажется, что такой необычный праздник, как «День встреченного рассвета», который, по желанию, отмечается ежегодно 12 августа, учредил неисправимый отпетый романтик, идею которого поддержали такие-же влюблённые в мечту. Ну только представьте чувство, которое испытывает человек, когда из-за горизонта начинает струиться поистине божественный свет и через буквально несколько минут верховья вековых сосен обретают вид розовой первозданности из предстоящей палитры очарованного утра. Представить это невозможно! Такое нужно видеть, чувствовать душой и слышать сердцем. И главное - осознавать, что в эти секунды ты являешься свидетелем рождения мира, вот он - чистый лист познаний: пиши на нём самое личное, самое дорогое, самое заветное... А вот здесь уже твёрдое убеждение – именно в этот миг предрассветного таинства рождается талант человеческий, который находит для себя благодатную среду обитания в музыке, живописи, поэзии…

Но сегодня разговор, несомненно, о живописи! Боже праведный, скольким Ты страждущим сердцам великодушно предложил встречать рассвет на Тверской земле! И каждый, кто хотя бы один раз встречал рассвет над сонной и величавой Волгой, кто окунулся в эти незабываемые запахи лесной рОсной травы, - тот обязательно шепнёт рассвету, как самое потаённое и заветное: «Я люблю тебя!». И в этот миг неожиданно от дуновения утреннего ветерка мелкой рябью покроется зеркальная гладь матушки-Волги, встряхнет лесная трава раннюю росу и у человека, который оказался всему этому свидетель, возникнет неистребимое желание – жить!

Почему я сейчас подвожу разговор к усадьбе в Пожимках Вышневолоцкого уезда Тверской губернии? Потому что смею утверждать - данная местность, эти озёра, леса были дарованы Создателем только лишь с одной целью: пусть окружающий мир вдохновляет талантливых людей на новые духовные откровения. И они были! Благословенная Тверская земля стала колыбелью роста талантов во всех сферах искусства… Ну, а живопись… Как можно не влюбиться в этот уникальный край рек, озёр, и лесов? Кто-то очень мечтал провести здесь время, кто-то вообще думал о Тверской губернии, как о своём последнем жизненном причале…

Илья Савич Галкин, которого с большой долей уверенности можно отнести к тверским художникам, наверное, полагал также. Иначе, почему он в 1899 году приобрел для своей семьи имение Пожинки в Тверской губернии? Чтобы обнародовать факт купли-продажи села Пожинки, пришлось «рыться» во многих документах того времени. Вы не исключайте, пожалуйста, записи дьякона в церковной книге и свободные, не по принуждению жандармерии, свидетельства очевидцев. Всё-таки, мне посчастливилось обнаружить редкое издание - «База данных усадеб и владельцев Тверской области». Аннотация подтвердила, что поиски ведутся в нужном направлении: «Вы взяли в руки уникальное издание. Архивные документы, книги статьи и очерки содержат сведения по усадебной архитектуре, о садах и парках, жизни и быте владельцев усадеб и их гостей, усадебных архивах, библиотеках, художественных коллекциях и о многом другом». Несомненно, авторы данного труда заслуживают уважения, потому что пытались как-то упорядочить огромный массив архивных документов! До них, да, наверное, и после никто не занимался и не будет заниматься подобными исследованиями. В начале на титульном листе в качестве эпиграфа приведены известные слова Е.А. Баратынского: «Русская усадьба – это прежде всего счастливый мир детства».

Результат моих поисков оказался более чем скромен. Об имении Ильи Галкина приведено всего несколько строк из, очевидно, официального свидетельства: «ПОЖИНКИ. Парьевская волость. Вышневолоцкий уезд Владельцы - .Галкины. Последний владелец - Галкин Владимир Ильич. Имение куплено 20 марта 1899 г. А. П. Петровым у полковника И. И. Лебедева и продано 19 окт. того же года И. С. Галкину. - Опись имущества бывшего имения. 1918 г. - Вышневолоц. ГГА. Ф. Г-51. Оп. 1. Д. 13. Л. 10-12». Согласитесь, эти скупые канцелярские строчки мало о чем говорят, они только констатируют факт, но как же хочется «оживить душу» имения русского художника! Каждой усадьбе свойственна та атмосфера, которая жила вместе с обитающей в ней семьёй. Прожив свой собственный мир, это место сквозь десятилетия проносит непередаваемую атмосферу и ауру. Иногда притронувшись к стенам, можно наяву ощутить её дыхание и боль от хранения секретов, которые уже никто никогда не узнает. Но даже скупые воспоминания современников свидетельствуют: усадьба Ильи Савича шестнадцать лет, вплоть до его кончины, в 1915 году, жила насыщенной содержательной жизнью. На стыке девятнадцатого и двадцатого веков творческие успехи тверского художника позволили ему не только купить имение Пожинки, а и организовать там просторные классы для начинающих любителей живописи. В своих воспоминаниях жена известного художника Витольда Бялыницкого-Бирули (их усадьба «Чайка» находилась в четырех километрах от Пожинок) Елена Алексеевна пишет, что Илья Галкин был очень хлебосольным хозяином, у него в Пожинках подолгу жили и работали художники Богданов-Бельский, Писемский, Кондратенко, Егоров, Степанов и другие. Неоднократно в усадьбу наведывалась труппа петербуржского театра «Кривое зеркало», где Илья Савич работал художником по совместительству.

Так в чем же уникальность тверской школы живописи, у истоков которой был неординарный человек, талантливый художник и педагог Илья Галкин? По утверждению удомельского краеведа Д. Подушкова, феномен Удомли, как места притяжения творческих людей, тем более удивителен, что самый ближайший экономический и культурный центр, город Вышний Волочек, находился в 60–70 км от всех этих «укромных уголков». Удомля не была местом, как, к примеру, Абрамцево, Талашкино, Поленово, Пенаты, где меценаты и маститые мастера кисти создавали специальные условия для художников, которые поэтому туда и приезжали. Нет, в этом случае речь идет действительно о некоем Божьем провидении, которое влекло художников в этот «край вдохновения» десятилетие за десятилетием. Сегодня мало кто знает, что, спустя некоторое время, в этих же местах жил и работал И.И. Левитан, что художник С.Ю. Жуковский писал интерьеры тех же усадеб, что и крепостной Г.В. Сорока, что озеро на картине Левитана «Над вечным покоем» имеет один и тот же прототип, что и «колдовское озеро» из пьесы А.П. Чехова «Чайка» является тверским озером Островно…

Но была ещё одна причина, которая как магнитом притягивала молодежь в усадьбу Пожинки – непростая, но весьма показательная творческая судьба её владельца. Родился он 15 июля 1860 года в Петербургской губернии в бедной семье. Мальчиком был отдан в ученье сапожнику, у которого в свободное время начал рисовать. Один из заказчиков сапожника обратил внимание на способности юного подмастерьи и устроил его в рисовальную школу при Обществе поощрения художников. Представляете, какое это было счастливое стечение обстоятельств для дальнейшей судьбы русского художника! В 1880 году Галкин вступил в Общество русских акварелистов. С 1883 по 1892 год он числится вольнослушателем в Академии художеств. На второй год занятий в Академии Галкину выдали свидетельство на право преподавания рисования в низших учебных заведениях. В 1887 году он получил две малых поощрительных медали и в том же году был удостоен звания художника второй степени. С этого же времени он стал принимать регулярное участие в выставках С.-Петербургского общества художников. В 1893 году получил звание классного художника 2-й степени. В 1894 году он начал портретировать членов императорской фамилии. К 1895 году относится «Портрет Николая Александровича, будущего императора». Цесаревич изображен в Царском Селе в форме лейб-гвардии Преображенского полка, шефом которого он состоял. Илья Савич писал также с натуры императрицу Александру Федоровну и великих князей.

- Картины – как люди, они имеют свою судьбу, существуют только им уготованной жизнью, - часто говорил молодым художникам Галкин. – Вчера отправил в Петербург три холста и не знаю – какова у них будет судьба? Каждый художник мечтает о том, чтобы его работы были признанными и имели долгую жизнь…

Действительно, картины – как люди. Сегодня произведения И.С. Галкина хранятся в собраниях Государственного Русского музея, картинных галереях Твери, Полтавы, Владивостока, Казани. Но вот одна работа мастера действительно заслуживает того, чтобы о ней не забывали потомки. До недавнего времени искусствоведы утверждали, что данная работа утеряна безвозвратно.

Уже в наше время, несколько лет назад, реставраторам Русского музея отдали на экспертизу фрагмент портрета Владимира Ильича Ленина. Почти столетие эта работа украшала актовый зал одной их старейших петербургских школ: менялись, учителя, ученики, названия учебного заведения, - всё это не касалось знаменитого портрета и Ильич, казалось, навечно получил прописку в нынешней школе № 206 Петербурга. Но еще в семидесятых годах заигравшиеся ученики сделали в картине дырку, оторвав внизу часть холста. Инцидент замяли, не предали огласке, дыру, как могли, задрапировали. И почти через 40 лет завуч, рассматривая оторванный кусок холста, заподозрила неладное и отнесла его на экспертизу в Русский музей. Искусствоведы обратили внимание, что на обратной стороне портрета Ильича сквозь черную краску отчетливо проступает изображение мужского сапога… Но Ленин-то был в ботинках! И вот всплыла такая история, которая не только прославила школу, но и вернула к жизни еще один шедевр изобразительного искусства.

Понятное дело, что после Октябрьской революции 1917 года все имперское стало неугодным, идеологически вредным, и даже подлежащим уничтожению. Но преподаватель живописи Петроградской трудовой школы №23 (до революции – Петровское коммерческое училище) Владислав Измайлович имел на этот счёт свое мнение. Рискуя не только репутацией, а и свободой, художник отважился спасти портрет Николая Второго кисти своего друга тверского художника Ильи Галкина. Эта работа была подарена Ильей Савичем коллективу коммерческого училища в знаменательный 1913 год – 300-летия правления династии Романовых и стояла в большой позолоченной раме, являясь главным украшением актового зала. Измайлович понимал, что этому произведению искусства новую власть не пережить, поэтому замазал черной гуашью изображение последнего российского императора. Так она у него хранилась в художественной мастерской, пока после смерти вождя мирового пролетариата в 1924 году не получил заказ написать портрет Владимира Ильича. Вместо нового холста, который по тем временам был большим дефицитом, художник использовал обратную сторону замазанного портрета императора. Он написал картину за считанные месяцы: вождя пролетариата он изобразил величественно, в полный рост на Фоне Петропавловской крепости. Худсовет Петрограда, конечно же, одобрил работу и, после снятия нескольких копия для полиграфии, полотно решили установить в актовом зале трудовой школы на том самом месте, где прежде стоял портрет Николая Романова.

Портрет Ленина так и стоял на специальном постаменте целых 95 лет! Школа за это время несколько раз меняла название, но одно оставалось неизменным – портрет Ильича в царской раме. Вполне допускаю, что картина находилась бы там и по сей день, если бы не баловство школьников, которые повредили нижнюю часть полотна. Кстати, Владислав Измайлович преподавал рисование в этой школе до 1959 года, но никогда не обмолвился о тайне засекреченной картины Ильи Галкина.

Реставрационные работы длились почти три года, за ходом которых наблюдала созданная комиссия специалистов из Эрмитажа и Русского музея. «Портрет императора написан 1896-м, в год коронации, скорее всего, с натуры. По тому, как тщательно загрунтован холст, видно, что Илья Галкин - художник классической школы, - делится своими впечатлениями руководитель реставрационных работ Татьяна Поцелуева. - А Измайлович писал Ленина быстро, используя мотивы известного портрета вождя руки Исаака Бродского. Чтобы не навредить картине Галкина, Измайлович даже не стал повторно грунтовать холст с обратной стороны». Обе картины, которым потребовалась одна вращающаяся рама, после реставрации представлены сегодня публике в одном из залов живописи и портретов Русского художественного музея.

Пора завершать эти интересные, на мой взгляд, заметки, но сколько еще возникает вопросов! Грустно, но усадьба в Пожинках теперь существует только на холсте художника – её постигла участь большинства подобных имений и не только на Тверской земле. Известно только, что после смерти Ильи Галкина усадьба некоторое время была в ведении жены художника, потом владельцем перед самой революцией стал сын Владимир. Жизнь его не удалась – он женился на деревенской девушке, которая буквально через несколько месяцев уехала из Пожинок, а наследник усадьбы нанялся пастухом и навсегда выехал в Смоленскую губернию. Где похоронен знаменитый тверской художник, который отошёл в мир иной 11 апреля 1915 года? Вопрос пока остается без ответа, но есть предположение, что Илья Савич Галкин упокоился на южной стороне озера Кезадра: в то время именно там существовал церковный погост, расположенный ближе всего к усадьбе. Эта тема больше всего подходит для исследования местных краеведов. Может, благодаря их энтузиазму данное предположение станет фактом?

Борис Алов, публицист, Тверская область

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Алов
И вызван шок у блогера-иноагента…
Отрадно отметить, что движение по упорядочению баснословных доходов «правдолюбцев», уехавших из России, обрело двустороннее движение
07.03.2024
Жёсткая нота Байдена рассмешила
Москва России соблюдает правила приличия и не говорит о том, что у некоторых людей есть явные признаки деменции и они находятся на пути к старческому маразму
27.02.2024
Хакамаду пока принимают в России
Почему власти не реагируют на дискредитацию армии известной либералкой?
24.02.2024
Вперёд за «кремлёвскими» беляшами!
Высокомерие буйно расцветает там, где напрочь отсутствует творчество
15.01.2024
Чем отличается Шарлот от «шарлотки»?
Каких героев мы продвигаем для нашей молодёжи?
27.11.2023
Все статьи Борис Алов
Последние комментарии
Борцам за ценности традиционные!
Новый комментарий от Могилев на Днепре
12.06.2025 11:14
Провокация разыграна словно по нотам
Новый комментарий от Могилев на Днепре
12.06.2025 10:30
День России: Что будем праздновать?
Новый комментарий от РОНОЛ
12.06.2025 10:28
Споры о Революции – это споры о будущем России
Новый комментарий от С. Югов
12.06.2025 10:23
О причинах неприятия сталинского горельефа православными патриотами
Новый комментарий от Русский танкист
12.06.2025 10:19
Синод РПЦЗ наступает на те же грабли?
Новый комментарий от С. Югов
12.06.2025 09:51
«Чтобы мы не вымирали»
Новый комментарий от Русский человек
12.06.2025 07:53