Сегодня, дорогие братья и сестры, праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня и празднование памяти мучеников Маккавеев, принявших добровольную смерть за отказ от идоложертвенного.
Остановим свое внимание на словах апостола Павла: «Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия» и будем говорить о значении Креста Господнего, на котором была принесена величайшая Жертва мира.
Первоначально этот праздник был установлен как местный в Константинополе в IX веке, а на Руси появился в конце XIV века с распространением Иерусалимского устава. Обычай износить Честное Древо Креста, то есть крест, на котором, согласно христианскому вероучению, был распят Иисус Христос, на дороги и улицы был предназначен для освящения мест и в отвращение болезней. Честное Древо Креста также называют «Животворящий Крест», «Крест Господень» и «Животворящее Древо»
Однажды некоторый человек написал святому Макарию из Оптиной пустыни, что его духовные советы оказались очень полезными. В ответ св. Макарий написал: «Этого не может быть. У меня могут быть лишь ошибки, а все добрые советы приходят от Духа Божьего. Просто иногда случается, что я правильно слышу Его советы, и затем передаю их, не искажая».
Часто мы обращаем своё внимание на привлекательные стороны христианства, например, на радость ожидаемого спасения, обещанного в Евангелии. Но когда нам дают горькое лекарство для нашего исцеления – мы ропщем или отворачиваемся. И лишь со временем понимаем, как оно было нам нужно. Бог дал розе превосходный аромат, но одновременно вооружил ее острыми шипами и колючками. И вот, в начале Успенского поста мы поговорим об этих самых «шипах» и «колючках».
Слово Божие – это не развлекательная книга, но книга, научающая нас переносить скорби, страдания, одиночество и учит жертвенности. Поэтому верна святоотеческая мысль, что «не распятых в Раю не бывает». Распяться – это не значит буквально «взойти на крест», погибнуть лютой чудовищной смертью. Масса искушений существует в наши дни, и легкой прогулки по жизни до Царства Небесного у верующего не будет. Если Церковь на земле сражающаяся, ибо Царство Божие силой берется (по-славянски, «нудится, и нужницы восхищают его» Мф. 11:12), то и члены этой Церкви должны подвизаться за Истину всей своей жизнью.
Из библейского текста мы видим, что Крест – это не аллегория, не красивая метафора, а реальный путь Спасителя для «искупления многих» (Мк. 10:45).
Это также мученический путь первых христиан до IV-го века, это путь новомучеников в нашей стране после большевистского переворота, это современные гонения на каноническую Церковь от раскольников и заангажированных чиновников на Украине.
Апостол Павел о своем времени пишет: «Все это происходило с ними как образы; а описано в наставление нам, достигших последних веков» (1Кор. 10:11). Но все это стало актуально и в наши дни.
Апостол Иоанн о прообразе Креста говорит: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14).
О том же свидетельствует апостол Петр: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды; ранами Его вы исцелились» (1Пет. 2:24).
Таким образом, крест есть орудие нашего спасения. Это прежде всего Божий Жертвенник, на котором была принесена самая совершенная Жертва, Жертва Крови Сына Божия. В новозаветных текстах упоминание о Кресте встречается 27 раз! Есть прообразы креста и в Ветхом Завете. Например, четырехчастное и четырехстороннее устройство полков Израилевых в пустыне. По три полка становились к востоку (знамя стана Иудина, они считались первыми), западу (знамя стана Ефремова, они считались третьими), югу (знамя стана Рувимова, они считались вторыми) и северу (знамя стана Данова, они считались четвертыми). В центре образовавшегося полками креста размещалась скиния с Кивотом Завета и левиты (Числ. 2гл.)
Иосиф благословил собственных сыновей крестным сложением своих рук: «И взял Иосиф обоих сыновей своих, Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец. И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли» (Быт. 48:13-16).
Соделанный Моисеем змей с помощью Бога побеждал ядовитых змей и пауков в пустыне. Достаточно было посмотреть на отлитого медного змея, как яд не причинял никакого вреда ужаленному человеку. Об этом мы читаем в книге Числ 21:8-9: «И сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого-либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея, и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив». Об этом, как говорилось выше, упоминает ап. Иоанн в своем Евангелии 3:14.
Апостол Павел наставляет: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» (Гал 6:14). Как видим, проповедь о значимости Креста представляется безумной лишь «для погибающих» (сектантов, раскольников, неверующих) – а сами спасаемые предпочитали «хвалиться, разве только крестом Господа нашего».
Крест, как сказано в Писании – «для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» (1Кор. 1:22). Безусловно, для самонадеянного ума гордого эллина, который создал величайшую философию древности, распятый Христос был «безумием». Ведь эллины везде искали мудрость, основательность и логичность. Но «распятый Богочеловек» был для них недопустимым противоречием, нетерпимой бессмыслицей и неслыханным безумием. И сегодня надменный и суетный ум нашего современника, стремящийся изведать все тайны мира, проходит мимо и отрекается от самой великой тайны – тайны Креста.
Тогда почему Крест «для иудеев соблазн»? Да потому что иудеи ожидали Мессию-героя и завоевателя, но не смиренного и униженного, преследуемого и поруганного Мессию… Им нужен был политический реформатор, а нет Тот, Кто сказал о Себе: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36).
Святитель Григорий Нисский писал о величайшей Жертве, принесенной на Голгофском Кресте: «Какой большое обнищание – Богу быть в образе раба! Какое большое смирение – Царю существ прийти в общение с нашим нищим естеством! Царь царствующих, Господь господствующих волею облекся в рабский образ; Судия вселенной делается данником владычествующих; Господь твари обитает в вертепе… Чистый и Всецелый приемлет на Себя скверну естества человеческого, понеся на Себе и всю нищету нашу, доходит даже до испытания смерти. Видите ли меру вольной нищеты? Жизнь вкушает смерть; Судия ведется на судилище; Господь жизни всего сущего подвергается приговору судии; Царь всей премирной силы не отклоняет от себя рук исполнителей казни. В этом образе… да будет видима тобою мера смиренномудрия».
Дорогие, братья и сестры! Уже в начале Успенского поста давайте усилим наши молитвы за нашу каноническую святую Церковь (особенно накануне приезда патриарха Варфоломея из Турции на Украину, что может посеять раздор и нестроения), которая сегодня как осадный форпост в мире зла и неправды, чиновничьего беспредела и яростных нападок раскольников остается верным маяком Истины и Любви. Аминь.
Виктор Михайлович Чернышев, профессор богословия Киевской Духовной академии и семинарии