Русский Север издревле привлекал не только мореплавателей, купцов, первопроходцев, учёных, но и простых людей. Он манил свободой и своими богатствами.
В 50-е годы 18 века М. Ломоносов, обобщив опыт плавания русских в Арктике, впервые в истории обосновал и доказал возможность прохода Северным морским путём (СМП) из Атлантического океана в Тихий.
Одновременно с попытками проникнуть к Северному полюсу в России принимались меры к изучению северного побережья, возможностей сквозного плавания по Северному морскому пути и возможности создания в Заполярье военно-морской базы. С этой целью в 1894 г. на Север выезжала специальная правительственная комиссия, которая признала необходимым построить в Кольском заливе военный порт. Однако посланная позже военная комиссия после обследования Кольского залива не согласилась с этим выводом, сочла нецелесообразным строить военный порт на Севере. Всё зависит от взгляда одного влиятельного человека…
К изучению этого вопроса вернулись вновь лишь после русско-японской войны, которая ещё раз подтвердила важность для России освоения Северного морского пути и стратегическое значение Арктики.
В сентябре 1906 года отряд кораблей в составе эскадренных броненосцев «Слава», «Цесаревич» и крейсера «Богатырь» под командованием контр-адмирала И.Ф. Бострема совершил плавание из Балтийского моря вокруг Скандинавии на Север. Во время этого похода, предпринятого с целью изучения СМП и возможности создания здесь базы для русского флота, корабли посетили Екатерининскую гавань, Печенегскую бухту и Териберку.
Летом 1907 г. поход на Север совершил крейсер «Алмаз» под командованием капитана 2 ранга А.Г. Бутакова. На борту крейсера была специальная комиссия, которая должна была определить наиболее подходящее место для строительства Военно-морской базы. В начале сентября 1907 г. крейсер возвратился в Кронштадт. Однако вопрос о создании для русского флота базы на Севере и на этот раз не был решён.
Не лучше было положение и с освоением Северного морского пути. Оно продолжалось главным образом по инициативе энтузиастов и частных лиц.
Обострение международных отношений перед первой мировой войной заставило царское правительство обратить внимание на Север. Для целей изучения СМП в Петербурге были построены ледокольные суда «Таймыр» и «Вайгач», которые в 1909 г. совершили переход южным путём во Владивосток, откуда выходили на исследование восточной Арктики. В 1914 г. по инициативе Главного гидрографического управления ледокольные суда «Таймыр» и «Вайгач» начали переход Севморпутём в Архангельск. Руководил экспедицией известный исследователь Арктики Б.А. Велькицкий. 24 июня 1914 г. суда, укомплектованные военными моряками, покинули Владивосток. 3 сентября 1915 г. «Таймыр» и «Вайгач» благополучно прибыли в Архангельск. Сквозной рейс был завершён, впервые в истории мореплавания два судна за две навигации с зимовкой в Арктике, прошли весь СМП с востока на запад.
Более тысячелетия русские люди бесстрашно и неустанно, преодолевая огромные трудности, шаг за шагом продвигались на север, осваивая берега и сам Ледовитый океан. Арктика не могла устоять перед их упорством.
Вспыхнувшая 19 июля 1914 г. первая мировая война, первого августа Германия объявила войну России, остро поставила транспортный вопрос перед союзниками (Антанта). На Балтике господствовал Германский флот, и взоры союзников обратились на Север.
В 1915 г. начинается сооружение Мурманского порта в Кольском заливе, двух небольших портов в Кеми и Сороке, а также строительство железной дороги, которая должна была соединить Мурманск с Петроградом.
В кампании 1915 г. северные порты России приняли значительное количество грузов от союзников, взамен отправив много пудов русской продукции. Немцы не могли смотреть на это спокойно и развернули широкую морскую войну, в том числе и минную, на коммуникациях союзников.
Появление минной опасности и резкое сокращение потока грузов в связи с угрозой судоходству заставили русское командование принять срочные меры для защиты судоходства на Севере.
Так впервые в истории России со всей остротой встал вопрос о создании на Северном морском театре военного флота и об укреплении побережья Белого моря и Кольского полуострова. Сегодня это забота об охране всей русской Арктики.
До первой мировой войны военных кораблей на Севере не было, кроме иногда приходящих с Балтики на короткий период. В 1915 г. в связи со строительством незамерзающего Мурманского порта и прокладкой подводного телеграфного кабеля, соединяющего порт с Англией, русское командование начало срочно создавать эффективную оборону Кольского залива, который к тому же стал местом базирования флотилии Северного Ледовитого океана.
Обстановка требовала быстрейшего усиления флотилии, развёртывания её в широких масштабах. А морской генеральный штаб медлил с этим, и только в начале 1916 г. разработал план строительства морских сил на Севере.
В плане впервые были чётко сформулированы задачи флотилии. Они сводились к проводке торговых судов за тральщиками через минные поля, прикрытие конвоев от ударов лёгких и вспомогательных крейсеров и подводных лодок противника и защите своих портов и побережья. Хотя этот план генерального морского штаба был далёк от идеала и не учитывал потребности театра в корабельных силах, он в феврале 1916 г. был утверждён, и морское министерство приступило к развёртыванию флотилии.
К этому времени на Севере уже находились два соединения кораблей – отряд траления и отряд охраны водного района Архангельского порта. Для комплектования корабельного состава флотилии было решено использовать в основном суда, находящиеся на Дальнем Востоке, а также русские корабли, захваченные японцами во время русско-японской войны 1904-1905 годов, и выкупленные у них русским правительством.
В июле 1916 г. официально, приказом по морскому ведомству, было объявлено о формировании флотилии Северного Ледовитого океана и с первого августа 1916 г. фактически началось её создание из кораблей отряда обороны Кольского залива и Архангельского водного района.
Первоначально её подчинили вице-адмиралу А.П. Угрюмову, главнокомандующему городом Архангельск и районом Белого моря. В сентябре 1916 г. флотилия была сформирована, а в октябре была введена должность командующего флотилией, совмещённая с должностью главнокомандующего, которую занял вице-адмирал Л.Ф. Коровин (Кербер). Базами флотилии стали Александровск (Полярный), Архангельск и Иоканьга (Гремиха). Уже в конце 1917 г. флотилия включала линкор «Чесма», крейсера «Аскольд» и «Варяг», шесть миноносцев, три подводные лодки, 10 тральщиков, минный заградитель «Уссури», семь ледоколов и более 20 вспомогательных судов. В августе 1918 года боевое ядро флотилии оказалось в руках интервентов, и они, убегая, увели корабли с собой. Небольшая часть кораблей, базировавших на Архангельск, перешла на сторону красных. После изгнания интервентов 13 мая 1920 г. флотилия была расформирована.
В 1933 г. начинается воссоздание Северной военной флотилии, из которой вырос самый мощный Северный флот России. И ещё хочется отметить один факт, что через 20 лет после создания флотилии Северного Ледовитого океана, в тот же день первого августа 1936 года начался первый переход военных кораблей по СМП. Два эсминца «Сталин» и «Войков», начав своё движение первого августа 1936 г. от берегов Новой Земли, 17 октября того же года прибыли во Владивосток.
Сегодня движение по Севморпути становится обычным делом, и Арктика становится важнейшим стратегическим и экономическим театром для России, на который зарятся многие страны. Северный флот стал надёжным защитником интересов России в Арктике.
Вадим Тимофеевич Кулинченко, капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник, публицист, бывший офицер ГШ ВМФ