В редакцию «Русской народной линии» поступило обращение членов Совета Общероссийского общественного движения «За жизнь!» о выходе из движения.
Как отмечается в документе, такое решение принято «в связи с неприемлемым поведением и недостойными поступками Сергея Чеснокова (руководитель движения «За жизнь!». – РНЛ), расхождением представлений о деятельности по защите жизни детей до рождения. Одной из главных причин разрыва стала насильственная и нелегитимная попытка Сергеем ввести в Совет новых членов, не имеющих ни опыта, ни достижений в нашей деятельности, а также представителя крупной структуры, зарабатывающей на вакцинах с использованием абортивных материалов, абортах и ЭКО, что абсолютно неприемлемо, на наш взгляд». В этом коллеги С.Чеснокова увидели стремление к «возвращению себе лидерства и власти».
Они рассказывают, что «несколько месяцев члены Совета вместе с духовником Движения архимандритом Дорофеем (Вечкановым) пытались увещевать Сергея о недопустимости такого поведения, но, к сожалению, не удалось. Вынуждены констатировать, что действительно у нас расходятся представления о деятельности в защиту жизни». 14 июля должно было состояться собрание Совета Движения с участием Чеснокова, который в последний момент отказался в нём участвовать, «а свою позицию изложил публично в социальных сетях, что стало неприятным сюрпризом для всех нас».
Призыв провести согласно уставу Движения съезд авторы обращения считают манипуляцией, «так как устав этот был благополучно забыт самими Сергеем». Они сообщают, что работа их команды «продолжится, дальнейшую деятельность по вышеуказанным и другим направлениям будем вести от лица Общероссийской программы "Спаси жизнь", которая сейчас проходит регистрацию».
«Мы не испытываем желания руководить движением и брендом "За жизнь!", устраивать разбирательства, хотели бы минимизировать негатив (но раз начато публично обсуждение, даём комментарий) и выходим из Движения, несмотря на огромную работу, проделанную нами в рамках движения. А также не хотим мешать трансформации и политизации, о которой пишет Сергей», – заявляют в завершение подписанты.
Обращение подписали теперь уже бывшие члены Совета Общероссийского общественного движения «За жизнь!»: архимандрит Дорофей (Вечканов), Екатерина Маркова, Владимир Потиха, Мария Студеникина, Яна Юрьева, Евгений Чесноков, Константин Шестаков.
Редакция РНЛ издавна сотрудничала с Движением «За жизнь!», мы поддерживали их информационно и даже имеем награды от Движения. Поэтому мы, разумеется, попытались разобраться, в чём же дело. И отыскали, прежде всего, в сети Открытое обращение к Совету и участникам Общероссийского общественного движения «За жизнь!» председателя движения Сергея Чеснокова, которое он разметил 14 июля на своей страничке в ВКонтакте.
Чесноков подтвердил, что в движении «назрела серьезная кризисная ситуация и противоречия». В связи с этим он считает необходимым «обратиться к Совету движения и ко всем участникам движения с вопросом о необходимости созыва съезда Движения».
По его словам, «серьезные противоречия имеются между исторически сложившемся большинством Совета и Ядерной идеологической группой – командой координаторов движения, созданной в 2020 г. с согласия Совета и большинство членов которого в неё изначально вошли, а затем некоторые по непонятным причинам вышли».
«Я лично считаю, что нынешняя ситуация – это закономерная болезнь роста и надеюсь, что способность нашей организации преодолеть возникшие достаточно острые разногласия позволит ей выйти на новый уровень организованности, так как известно, что кризис – это неизбежное состояние перед новым качеством...», – полагает общественник.
«Итак, имеются противоречия по следующим основным вопросам: структура управления движением, приоритеты развития, принципы взаимодействия с партнерами, отношение к власти, отношение к теме вакцинации», – сообщает Сергей Чесноков и подчеркивает, что «ярче всего эти противоречия обнаружились на отношении к проблеме вакцинации (выделено нами. – РНЛ)».
Общественник так описывает предысторию конфликта: движение с 2017 года, когда состоялся Съезд Движения, «претерпело существенную эволюцию от организации "идеалистической" к организации "политической"», а это «разные типы организаций». «Идеалистические это те общественные организации, которые отстаивают некую норму и ярко, и агрессивно "нападают" на то общество, которое этой норме не соответствует, тем самым вербуя себе сторонников и участников. В чистом виде наше движение никогда такой идеалистической структурой не было, в отличие, например от "Воинов жизни" или Движения "СУД (сопротивление убийству детей)", но поставленная нами идеалистическая, хотя и вполне достижимая цель – запрет всех видов абортов при не совсем точной подаче нашего смыслового посыла в обществе приводило к тому, что общество и власть считывали нас как именно такую идеалистическую и даже протестную структуру, при этом не имеющей конкретной программы действий.
Однако в тот момент, когда состоялся наш диалог с Президентом и в нём мы не стали настаивать на немедленном запрете абортов, а выстроили его вокруг темы профилактики абортов и помощи государства НКО в этом вопросе, а также помощи НКО государству в вопросе демографии, мы стали политической организацией, хотя и не сразу осознали, что это такое и какие из этого следуют выводы. Не случайно, что в тот момент многие представители жесткого пролайфа раскритиковали наш диалог, обвинив в соглашательстве, компромиссе и "сливе темы". Так вот под политической позицией я понимаю реальный подход к существующей норме и перманентный процесс ее корректировки при взаимодействии со всеми её даже не совершенными участниками, находящимися на разном отдалении от желаемой нами нормы будущего», – поясняет Чесноков.
Словом, трезвый подход к решению проблемы детоубийств и взаимодействие с государством породили конфликт в движении. Надо полагать, позиция Чеснокова начала подвергаться критике сторонниками радикальной точки зрения, нацеленной на обличение и фактическую борьбу с государством, их Чесноков мягко называет «идеалистами».
Однако, пишет далее лидер движения «За жизнь!», «большинство Совета в настоящее время стало сопротивляться этой трансформации, пытаясь, с одной стороны, на волне недовольства общества к принудительной вакцинации вернуться к категоричным и протестным подходам времен 2017 года и ранее, что может помешать начатому диалогу с властью, и уходом от намеченной сообществом Дорожной карты, как движению к образу будущего, в котором тема вакцинации не является главной и приоритетной».
В этих условиях Чесноков призывает провести съезд движения, который смог бы преодолеть разногласия между сторонниками разных точек зрения и предотвратить угрозу раскола. «В условиях обострения противоречий и рисков разных отколов я предлагаю до съезда заморозить публичную активность от имени движения – как со своей стороны, так и со стороны других представителей Совета, чтобы не озвучивать противоположные точки зрения до достижения возможного консенсуса», – предложил Сергей Чесноков.
Как видим из обращения бывших членов Совета ООД «За жизнь!», призыв лидера Движения достичь компромисса не был услышан. Они заявили о выходе из состава Движения.
Раскол в движении «За жизнь!» весьма показателен для понимания настроений в среде православной общественности. В обращении противоборствующих сторон, как можно понять, речь идёт о двух пунктах разногласий: взаимодействие с государством и отношение к вакцинации (причём, второй пункт – главный).
Сергей Чесноков согласился на сотрудничество с государством. Разумеется, на условиях государства. Но иначе и быть не может, выставлять государству ультиматум – мало того, что неконструктивно, но и бессмысленно. Это имело следствием отказ от требований запрета абортов, как меры в полной мере нереализуемой в нынешних условиях, и в целом к снижению градуса радикализма в деятельности организации. Не все с этим оказались согласны. Раздались обвинения в «сливании темы», в желании получить влияние и власть и проч. Всё очень знакомо по другим проектам. Увы, многие православные общественники не понимают, что значит взаимодействовать с государством, но при этом постоянно жалуются, что власть их не замечает.
Хотя, судя по всему, не этот вопрос стал камнем преткновения, по нему как-то можно было договориться, хотя и не со всеми. Движение «За жизнь!» расколола вакцинация. Те православные активисты, которые вышли из Движения, известны тем, что ранее активно выступали против прививок, распространяли сведения про «присутствие абортивного материала в вакцине» и прочую аргументацию ковид-диссидентов.
Забавно, что стало поводом к расколу. Как пишет Чесноков, он, как лидер Движения, вступил во взаимодействие с молодёжной организацией «Святая Русь 2050», которую возглавляет Даниил Иващенко. Надо полагать, что это и есть так называемая «Ядерная идеологическая группа», о которой он пишет. А родственник кого-то из руководителей этого движения занимается изготовлением вакцин…
Приехали. Конспирологические версии приводят к тотальной подозрительности между вчерашними единомышленниками. О какой любви между христианами можно говорить, когда нет элементарного доверия! А ведь любовь друг к другу – верный признак принадлежности к последователям Христа, о чём говорил Сам Спаситель: «О сем разумеют вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Ин. 13: 35).
Конечно, понять детали из заявлений сторон трудно. Но одно очевидно, причиной раскола стала ковид-истерия, охватившая часть православных активистов, которые начали активную борьбу против вакцинации, в ней они видят признаки последних времен. Печально, что эту истерию поддержал и духовник движения, который по самому своему призванию должен хранить мир и единение, утишать страсти, призывать к трезвости тех, кто склонен поддаваться истерии.
Редакция «Русской народной линии»
3. О смерти первой и второй
2. Уважаемая редакция
1. О ковид-истерии
Истерику закатило как раз государство, с самого начала. Радио, телевидение и интернет-СМИ инфоковидовирус оккупировал еще в первом квартале прошлого года. Принудительная (лукаво называемая добровольной) "вакцинация" повысила градус истерии.
Логика и право исчезли, остались одни "интересы" - властные и денежные.
Кому-то надо сделать людей, отказывающихся от медицинских опытов над ними, изгоями, разделить народ на касты привитых и не привитых.
Господи, помилуй. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Да будет на все святая воля Твоя, но не моя.