Народ как соборная личность

Доклад, прочитанный на Царских чтениях в городе Сызрани Самарской области

Александр Сороковиков 
0
20.07.2021 419
Фото: Предоставлены автором

О том, что народ – это соборная личность, писал не только свт. Николай Сербский, возглавлявший в довоенные годы богомольческое движение в Сербии, но часто говорил в своих многочисленных лекциях и профессор Евгений Андреевич Авдеенко. По мысли сего непревзойдённого толкователя Библии: также как человек является личностью, так и народ является соборной личностью. И также как личность, подобно атому, является неделимой, также и народ (в идеале) есть нечто целостное и неделимое.

Тему народа, как соборной личности, ещё в советские годы, в противность идеологии интернационализма, начал разрабатывать этнолог Лев Николаевич Гумилёв. Теория Гумилёва гласила, что именно личностные характеристики народа, и позволяют ему иметь своё, ни на кого не похожее лицо. В равно свои: темперамент, характер, логику и мироощущение. Которые и позволяют народу создавать свою уникальную культуру, а также иметь свои, выделяющие конкретный народ из числа других национальностей, традиции.

Евгений Андреевич Авдеенко, давая с точки зрения Библии оценку историческим процессам, указывал, что личностные константы даны каждому народу Самим Богом. В связи с чем, должно заключить, что народ, как соборная личность, есть не выдумка этнологов, и не домысел библеистов, но факт духовной реальности.

Например, если иудеи и арабы были изначально, как законниками, так и мистиками, то остались таковыми и до сего дня. А если славяне изначально стремились к общинной жизни, то только в XX веке они стали утрачивать эту тягу к общинности. Или, если народы Кавказа патриархальны по духу, то независимо от вероисповедания, слово старейшины является для них законом. То же самое, хотя и в другом ключе, можно сказать и об англосаксах. По утверждению Е.А. Авдеенко, именно их пращуры (а отнюдь не хамиты) возглавили строительство Вавилонской башни. Как видим, нынешние потомки англичан и германцев, делают сейчас то же самое. Именно они, а не славяне, или арабы, строят сейчас современный Вавилон. За последние пятьсот лет, германцы и англичане показали себя особо склонными, не к творческому (в сотворчестве со Творцом) созиданию, но к изобретательству. Итог такого изобретательства – Вавилон. Все остальные народы, в том числе, живущие в странах Третьего мира, лишь двигаются по проторенному англосаксами пути. Если говорить в этом контексте о русских людях, то, это – народ-поэт, народ-созидатель, народ, ведающий Бога. В этом его главная константа и главная харизма.

На вопрос – почему народы перестают исполнять своё предназначение – вновь может ответить наука этнология. Согласно учению Льва Гумилёва, всякий народ стареет, по причине чего начинает терять свои личностные характеристики. С потерей же личностных характеристик, начинаются периоды распада цивилизаций. Отмечены они падением нравов и внутренними усобицами. Как сказано в Евангелии, это время, когда «род восстает на род, и брат на брата», и – «когда один забирается, а другой остается». В таких случаях, Бог всегда посылает бедствия, благодаря которым, народ, либо вновь становится соборной личностью, и таким образом эти бедствия преодолевает, либо навсегда сходит с исторической арены.

Россия в своей истории много раз такие периоды переживала. Например, в древности, Новгородский старейшина Гостомысл призвал на Русь князя Рюрика, который и объединил воедино славянские племена. Когда же между самими князьями начались кровавые усобицы, то Бог замирил Русь с помощью татар. И лишь когда народ, находясь под татарским игом, выплавился в новую соборную личность, тогда и пришло время от этого ига освободиться.

Смутное время было преодолено также подвигом соборного единения. Но, увы, уже через полвека, на волне церковного раскола (в котором, так или иначе, виновны обе стороны), народ русский утратил соборную целостность. Вместе с потерей целостности (синонима целомудрия), произошла утрата и единого личностного начала. За этот раскол Господь наказал Россию епитимией на целых 140 лет (два раза по 70), и лишь только при Императоре Павле I, Россия вновь стала возвращаться к своим истокам.

Утрата же народом соборной личности (как это бывает и со всяким индивидуумом) происходит по причине греха. Причём, соборный грех состоит здесь не только из совокупности личных грехов. Соборный грех, это сопричастность каждого человека данной нации, в грехах против Церкви, Царства и Отечества, даже если он прямо против них не согрешил. Тайна сия велика. И разгадка этой тайны, или – её корень, отчего народ есть соборная личность, и отчего в ряде случаев бывает виновен весь народ, находится в Библии.

Именно она, Библия, позволяет понять, почему в Вавилон был уведён весь Израиль. Причём, не только грешники, но и праведники. И почему, после семидесятилетней епитимии, как праведники, так и грешники вышли из Вавилона. А также, почему, за грех богоубийства был наказан весь Израиль. И это, несмотря на то, что многие нынешние евреи говорят: «Христа предали первосвященники, а распяли Римские легионеры. Причём тут народ?!» Но, наказан был всё-таки народ. И не об этом ли пророчествовал Моисей Израилю: «И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои» (Втор. 28: 64).

То же самое можно сказать и о Древней Руси. Из-за княжеских усобиц, татарским игом был наказан весь народ. Равным образом, в Смутное время, предавала Россию княже-боярская олигархия, но страдал из-за этого народ. Также, и в 1917 году, свергала Самодержавие кучка заговорщиков, но, наказывается до сей поры весь народ. Разгадка тайны, отчего народ есть соборная личность, состоит в понимании, что народ не есть только понятие ограниченное географическими и узковременными рамками – здесь и сейчас. Народ имеет глубинную вертикаль, уходящую ко времени создания трёх главных рас – Иафет, Сим, Хам, а затем ко времени создания семидесяти главных лингвистических и гаплогенетических групп.

Теорию гаплотипов совсем недавно экспериментально доказал Анатолий Алексеевич Клёсов. Генетика научным языком, со всей объективностью, доказала, что существует душа народа, и эта душа не есть абстракция, но она зафиксирована в генетических гаплотипах. Именно благодаря гаплотипам, общность людей объединяется в нацию, причём, со своими конкретными – культурой, обычаями, традициями и мировоззрением.

Русского же человека, в связи с вышесказанным, можно охарактеризовать так. Если русскому человеку не позволять жить по правде, то он, либо пускается в разбой, либо спивается. Но, если русского всё же принудить жить по жесткому регламенту, то, в итоге он превратится в тех персонажей, уродство которых бичевали Гоголь, Островский, Гончаров, Достоевский, Лесков, Чехов. Без жизни по правде, русского человека быть не может. Русский – это не человек закона, но – человек совести и правды.

Нелицеприятно писал по этому поводу славянофил Константин Аксаков: «Запад потому и развил законность, что чувствовал в себе недостаток правды. На Западе душа убывает, заменяясь усовершенствованием государственных форм, полицейским благоустройством; совесть заменяется законом, внутреннее побуждение регламентом…».

Для цивилизаций Запада присуща та же болезнь, что и для Древнего Израиля – Закон превыше всего. Для русского человека превыше всего не Закон, но – Правда. Именно поэтому, в древности, русский человек, живя по правде, в законе не нуждался.

Но, законническая подмена в России случилась не в один момент. Речь здесь идёт о перерождении царства в империю. Ибо, сущностной основой империи (и это видно на примере, как Первого, так и Второго Рима) является как раз Закон. Основой Святорусского Царства является Правда Божия. Поэтому, органического соединения на почве России царства и империи, не может быть в принципе. Это также невозможно сделать, как невозможно соединить воедино воду и масло. Всегда и во всех случаях, это будет, либо масло, либо вода. И если на Западе, ещё в дохристианский период, империи создавались исторически-эволюционно, то в России империя была создана насильственно. И создание Петром имперской «химеры» («химера» - здесь, научный термин) стало возможным, по слову К.С. Аксакова – единственно, по причине убывания правды в высших эшелонах государственной и церковной власти.

Как уже было сказано, в империи главенствующей парадигмой является закон, а в царстве – правды. Но, предпосылки законничества в России начались отнюдь не со времени Петра I, а как минимум, на два столетия раньше. Вспомним «Просветитель» прп. Иосифа Волоцкого. Для своего времени, «Просветитель» являлся замечательным, и даже выдающимся произведением. Но, надо быть честным, это произведение является законническим. Если же взять созданный попом Сильвестром «Домострой», то, в случае применения его как руководства к действию, жизнь по «Домострою» ничем не будет отличаться от жизни древних иудеев. От книги Сильвестра исходит, несмотря на правильность изложенных в нём канонов и догматов, тяжелый дух иудаизма, кальвинизма и латинства.

Ещё большее убывание Правды Божией в высших властных кругах, произошло в канун Смутного времени. Смута в России потому и случилась, что правители её перестали управлять по правде. В связи с чем, в 1613 году на Земско-Поместном соборе произошла странная аберрация. Решение этого Собора было приравнено к догмату Церкви. Первая аберрация состоит в том, что произошло опасное смешение двух различных видов власти – церковной и земской. Впервые возникло понятие – Земско-Поместный собор (напомним, что до самого конца существования Земства, соборы проходили именно в таком Земско-Поместном формате – и не это ли явилось причиной прекращения Земства на Руси).

Второе, архиереи в 1613 г. с легкостью переступили Правила Апостолов (6-е, 20-е, 30-е и 81-е), а также Седьмого Вселенского собора (Правило 3), запрещающих участвовать в мирских попечениях, народных управлениях, а также, давать себя порукой за кого-либо, и быть рукополагаемыми по протекции мирских начальников. Наверняка они знали эти правила, но почему-то сделали то, что им было выгодно. Архиереям было выгодно (а также высшему боярству) догматизировать Собор 1613 года. Такая же догматизация случилась позднее, в отношении Соборного Уложения 1649 года, а затем, и Большого Московского Собора 1666-1667 годов.

В пику церковным и государственным властям, старообрядцы догматизировали Стоглавый собор и обряд Древлеправославной Церкви. Хотя, если говорить об отцах Стоглавого собора, то, согласно утверждению Игоря Фроянова, в книге «Грозная опричнина», формула собора была такой – «Утверждаем решения собора, по власти от Бога нам данной, и по совету государеву». Отцы соборяне не дерзнули поднимать планку Поместного собора до уровня Вселенского, с его формулой – «Изволися Духу Святому и нам».

Поэтому, «химера» петровского абсолютизма появилась в России не в один момент. Поступательное её развитие происходило в течение столетий. Вот так, постепенно, шаг за шагом, мы отходили от идеалов Правды Божией, и переходили к формату ветхозаветного закона. Из всего изложенного может быть один вывод: Русскому народу есть в чём каяться. Причём, каяться не в частностях, а в главном – в отступлении от данных Свыше принципов Божественной Правды.

Возвращаясь к начальной теме, со всей наглядностью видим, что у каждого народа существует свой цивилизационный формат. Для одних народов присущ приоритет закона, для других правды и совести, для третьих – родовых отношений. На основании же изложенного напрашивается вывод: если указанные здесь приоритеты – закона, правды и рода – не являются мифом, то и грех народа, тоже не является вымыслом. Ибо также как не может сказать рука: «я не виновна в том, что богохульствовал язык», но, в случае нераскаянности, в геенну будет оправлено всё тело с обеими руками. Аналогично, если нога станет оправдываться за грех головы, то будет наказана не только голова, но и всё тело. Именно об этом говорил Апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам: «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12: 26).

Но, соборная личность – это не только общий гаплотип, а, как учил Евгений Авдеенко, это, прежде всего, одна душа и одно стремление. А следовательно – один дух и одна воля. Тайна сия велика. Из чего можно сделать вывод: также как за грехи некоторых, порой страдает весь народ, также и за покаяние некоторых (в грехах как личных, так и соборных) может спастись весь народ.

Именно поэтому, мы, живущие на земле, никуда не денемся от Божьего определения: народ – это соборная личность. Мы никуда не денемся от определения отцов: Церковь, это соборно-иерархический организм. И также как от болезни части тела, страдает весь человек, так и от грехов некоторых представителей народа, страдает всё общество. Грех одного человека, если он царь, или начальник рода, может повлиять на судьбу всей нации, расы и даже человечества. Грехи Адама и Евы повлияли на всё человечество. Грех Хама повлиял на всю расу. Грехи первосвященников Иудеи повлияли на весь народ.

Именно об этом говорит Господь через пророка Моисея книге «Исход»: «Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящих Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Ис. 20: 5, 6).

Именно об этом писал свт. Николай Сербский, говоря о богомольческом движении, как о школе соборности, о школе покаяния. Как об училище, где люди обретают во Христе – одну душу, одно сердце и одно стремление. Богомольческое движение – это путь покаянного возвращения к истокам, возвращения к изначальному. Имя же Изначального – Бог.

Доклад, прочитанный на Царских чтениях в городе Сызрани Самарской области, 11 июля 2021 г.

Александр Степанович Сороковиков, писатель, общественный деятель, Владимирская область


Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Александр Сороковиков
Поместный собор необходим!
Иначе нам не преодолеть нашествие сил зла
30.07.2021
Мы не имеем права повторять ошибки прошлого
Еще раз о причинах крушения Империи
22.07.2021
Народ как соборная личность
Доклад, прочитанный на Царских чтениях в городе Сызрани Самарской области
20.07.2021
Единство в главном
Анатолий Степанов принял участие в собрании по учреждению Владимирского отделения «Русского Собрания»
16.06.2021
Все статьи Александр Сороковиков
Последние комментарии
Возможно ли объединение патриотических сил?
Новый комментарий от Сергей Швецов
23.09.2021 15:06
Сколько нужно еще смертей?
Новый комментарий от Андрей Карпов
23.09.2021 15:04
«Новые люди» как инструмент либерального транзита власти
Новый комментарий от учитель
23.09.2021 14:42
Вероятно, это – последние выборы
Новый комментарий от Андрей Карпов
23.09.2021 13:57
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Геннадий С.
23.09.2021 13:57
У нас в школе растят нигилистов
Новый комментарий от Андрей Карпов
23.09.2021 13:16
Закон о борьбе с антисемитизмом принят на Украине
Новый комментарий от Владимир С.М.
23.09.2021 12:59