«Пермяки против Хабад» – констатировал в материале месячной давности. Пермяки в массе своей всегда выступали и выступают против возведения в их городе синагоги «ХаБаД Любавич» или «Еврейского центра» под эгидой хасидов.
Пермь приглянулась хабадникам давно. История начинается с начала 2000-х годов, когда губернатором Пермской тогда ещё области, а не края, как сейчас, был Юрий Трутнев. В это время в городе появился некий раввин Залман Дайч. Более мощное развитие в регионе хабадники получили во время губернатора Олега Чиркунова, известного, помимо всего прочего тем, что в свое время в качестве сенатора явился единственным, кто выступил в Совете Федерации против текста государственного гимна – стихов Сергея Михалкова. А потом – «Пермской культурной революцией», «новой культурой» со всевозможными «инновациями», уродливыми «инсталляциями» и «Пермским музеем современного искусства ПЕРММ» во взаимодействии с известным «деятелем» «новой культуры» Маратом Гельманом. Говорят, что благодаря помощи главного российского раввина-хабадника Берл Лазара влияние местной пермской секты на действующую региональную власть стало особо заметно именно тогда, и в это же время начались разговоры о строительстве центра Хабада в Перми. При следующем губернаторе – Викторе Басаргине, влияние хасидов еще более усилилось. Ну а следующий губернатор, с 2017 по январь 2020-го, – Максим Решетников, думается, в представлении не нуждается, достойно сейчас продолжает дело другого либерала Максима Орешкина на посту министра экономического развития страны. Говорят, что он, Решетников, особо не церемонясь, и дал команду тогдашнему мэру Перми Самойлову решить вопрос и с выделением земли, и с выдачей разрешения на строительство синагоги секте любавичских хасидов.
Как напоминал в указанном материале, в апреле 2019 года районный суд Перми признал общественного деятеля Романа Юшкова и управляющего ТСЖ Дмитрия Разживина виновными в возбуждении ненависти и вражды за… объявление о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на строительство в городе Перми синагоги хасидской организации «ХаБаД Любавич». Хотя на суде из показаний свидетелей следовало, что в центре Хабада проповедовали нетерпимое отношение к неевреям. Получается, в соответствии с решением суда, объявление о публичных слушаниях по вопросу строительства синагоги «ХаБаД Любавич» побуждает к ненависти по отношению к организации, проповедующей нетерпимость к иноверцам? Нонсенс.
Но борьба жителей Перми, не понимающих для чего в самом центре их русского города нужна синагога Хабад, продолжалась. Позже, в августе 2019 года, всё же общественные слушания состоялись. Как тогда сообщали, большинство жителей города высказались против строительства синагоги еврейской секты «ХаБаД Любавич».
И вроде было обнадёживающее сообщение месячной давности. Власти Перми на тот момент не выдали разрешение на строительство Еврейского центра. «Еврейский центр» – другое название синагоги «ХаБаД Любавич». Просто когда хабадники встретили резкое неприятие идеи строительства синагоги Хабад со стороны пермяков, то для смягчения восприятия стали говорить «Еврейский общинный центр», а ещё чуть позже стали добавлять – «благотворительный». Но прежде всего «центр» – это синагога, а уже к ней прилагается некая инфраструктура, в том числе, коммерческая – актовый зал, зал с тренажёрами, кошерный ресторан.
В конце своего прошлого материала отмечал, что независимые наблюдатели на основе неофициальной информации утверждали, что нынешнее руководство города и новый мэр Алексей Дёмкин столкнулись с тем, что проект грубо нарушает требования Градостроительного кодекса. Участок муниципальной земли предоставлен предыдущим главой города бесплатно под «объект благотворительного назначения», однако, говорят, что в действительности Бейт ХаБаД благотворительности не подразумевает, анализ документов показал, что назначение объекта – культовое и отчасти коммерческое. Руководство Перми оказалось в затруднительном положении и в перспективе под угрозой привлечения к ответственности за нарушение закона. Однако, особо отмечал в прошлый раз, были основания полагать, что заминка эта временная – могущественные потаённые силы продолжат давление на городские и областные власти. «Посмотрим, что окажется весомее для пермской власти – мнение пермяков и нормы закона или закулисные игры любавичских хасидов?» – заключил я в прошлый раз.
И вот мы видим, что закулисные игры оказались сильнее Закона и мнения жителей. 8 июля мэрия Перми всё же разрешила строительство Еврейского благотворительного центра, здание планируют построить на улице Энгельса, 25. В ближайшее время «община» приступит к подготовке площадки для строительства на ранее предоставленном ей под эти цели земельном участке, называется и срок сдачи объекта: примерно через 2–2,5 года.
Следует констатировать, что нынешний губернатор Пермского края Дмитрий Махонин, который в 2016 году баллотировался в Государственную Думу от партии «Яблоко» (не прошёл в депутаты, конечно), не стал разбираться в нарушениях закона, несмотря на многочисленные официальные заявления и просьбы в его адрес со стороны общественников. В итоге дал «отмашку» на строительство «Еврейского центра». Да, что-то не везёт пермякам… и с губернаторами тоже, ни одного принципиального, все такие податливые на закулисные игры…
Пермь в таком ракурсе порождает аналогии с украинским Днепром (Днепропетровском), ну и фигурой Коломойского в связи с этим, вотчиной которого является днепропетровский регион. Там есть такой персонаж Шмуэль Каминецкий – главный раввин города Днепра и Днепропетровской области, яркий представитель любавического хасидизма (Хабад), тесно связанного с Коломойским. Об этом упоминал два года назад в материале «Ой-вей, или К чему ведет Хабад?». Там – ребе Шмуэль Каминецкий, здесь – раввин Залман Дайч… Не является ли Пермь в России для определённых глобальных сил неким подобием Днепропетровска на Украине? Интересный «плацдарм» хасидизма получается…
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель