Для начала напомню одно «дело», суть которого была изложена в материале ««Ой-вей», или К чему ведет Хабад?». В апреле 2019 года районный суд г. Перми признал общественного деятеля Романа Юшкова и управляющего ТСЖ Дмитрия Разживина виновными в возбуждении ненависти и вражды (ст. 20.3.1 КоАП) за… объявление о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на строительство в городе Перми синагоги хасидской организации «ХаБаД Любавич».
Общественники города Перми, давая объявления о собрании граждан, собирались тогда обсудить с жителями микрорайона города не только идейные аспекты Хабад, но и выявить степень согласия или неприятия со стороны граждан возведению такого большого объекта на конкретной территории в соразмерности с требованиями градостроительного законодательства и благоустройства городских территорий. Но, коль адепты Хабада подали на них в суд, то общественники вынуждены были более глубоко углубиться в существо вопросов про Хабад. Подсудимые тогда в суд представили свидетелей: бывшую сотрудницу Еврейского общинного центра «ХаБаД Любавич Ор Авнер Пермь» Татьяну Кротову и члена традиционной еврейской общины Владимира Саворовского. Оба свидетеля показали и привели примеры человеконенавистнических и антихристианских проявлений деятельности Хабад. К делу была также приобщена комплексная психолого-лингвистическо-религиоведческая экспертиза книги любавичских хасидов «Тания».
Несколько «озвученных фактов» из заявлений на указанном суде Татьяны Кротовой, которые задокументированы. Будем считать, что это просто мнение человека, знающего ситуацию изнутри. Татьяна Кротова говорит: «…Есть официальная позиция («ХаБаД Любавич Ор Авнер Пермь») – проявлять толерантность. А внутри организации мы все знали, что Христианство жёстко отрицается… Если детей куда-то вели, на экскурсию, например, то обязательно выбирали места, чтобы мимо христианской церкви не проходить, а если всё-таки она была видна или даже виден только купол церкви, то дети должны были отворачиваться, чтобы не смотреть на кресты… Я прямо скажу: к Христианству со стороны Хабада выражается нетерпимость и ненависть… Я бы охарактеризовала его (отношение к неевреям) как фашистское! То есть это – не юди! Унтерменши, недочеловеки. Хабад придерживается идеи, что только евреи – люди. Причём, только евреи по маме, они - чистокровные евреи… Эта идеология прописана в главной книге Хабада – «Тания». Это учение для круга посвящённых… Я помню, учителя говорили, что еврейские дети, когда приходят в первые классы – они ещё открытые для всех, а те, кто уже несколько лет отучился – они уже с презрением и высокомерием смотрят на всех неевреев. В том числе и на учителей-совместителей, которые русские к ним приходили... Этот расизм прописан в книге «Тания», которая к священным книгам (Тора, Библия, Коран и Ганджур) никакого отношения не имеет. Это только внутрихабадская книга, чисто хабадская литература, написанная основателем Хабада. И раввин Залман обучает по ней тех взрослых членов хабадской общины, кто уже достаточно созрел, по его мнению…».
Получается, в соответствии с решением суда, объявление о публичных слушаниях по вопросу строительства синагоги «ХаБаД Любавич» побуждает к ненависти по отношению организации, проповедующей фашистское вероучение? Да еще и с сатанинскими элементами. Или как можно понимать? Чуть позже это обвинительное решение обжаловалось на уровне Пермского краевого суда. Безрезультатно! Сам Роман Юшков публично заявлял, что исходя из озвученных фактов, суд, как минимум, должен был бы сделать частное определение в адрес прокуратуры о необходимости возбуждения уголовного дела по отношению к хабадникам и признании «Тании» экстремистским материалом. А вместо этого?.. Наказывают за простое желание обсудить целесообразность строительства синагоги такой организации, явно опасной для государства.
Но борьба жителей Перми, не понимающих для чего в их русском городе нужен еврейский центр или синагога Хабад, да ещё столь помпезного масштаба, продолжалась. Позже, в августе 2019 года всё же общественные слушания состоялись. Как тогда сообщали, более 700 пермяков высказались против строительства синагоги еврейской секты «ХаБаД Любавич» в ходе завершившихся в Перми публичных слушаний. Большую их часть составили жители домов, соседствующих с выделяемым хасидам земельным участком. Столь же единодушное неприятие проекта было высказано и в пермских социальных сетях.
И чему же противостоят пермяки? Как писали в 2019 году, тогдашний глава Перми Дмитрий Самойлов бесплатно предоставил пермскому филиалу управляемой из Нью-Йорка секты любавичских хасидов участок муниципальной земли в центре города площадью 6,3 тысячи квадратных метров и кадастровой стоимостью более 73 миллионов рублей. Наблюдатели отмечали, что «ХаБаД Любавич» глубоко сросся с пермской властью. Так, Борух Мильграм, адепт ХаБаДа, одно время занимал пост вице-премьера правительства Пермского края. Прямые контакты с сектой поддерживали бывшие пермские губернаторы Олег Чиркунов и Виктор Басаргин. Ещё один видный член секты миллиардер Леви Леваев владеет двумя пермскими алмазными предприятиями: ООО «Кама-Кристалл» и ЗАО «Уралалмаз». Также говорили, что пермский ХаБаД и его лидер, гражданин Израиля раввин Шнеор Залман Ахарон Дайч, обросли скандальными связями с пермским Центром по противодействию экстремизму.
И вот обнадеживающее свежее сообщение. Власти Перми не выдали разрешение на строительство Еврейского центра. «Еврейский центр» – иное название синагоги «ХаБаД Любавич». Когда хабадники встретили резкое неприятие синагоги Хабад со стороны пермяков, то для смягчения восприятия стали говорить «Еврейский общинный центр», а ещё чуть позже стали добавлять – «благотворительный». Но прежде всего «центр» – это синагога, а уже к ней прилагается некая инфраструктура, в том числе, как говорят, коммерческая – актовый зал, зал с тренажёрами, кошерный ресторан и другие.
По данным издания Business Class, отказ в выдаче разрешения на Еврейский центр связан с отсутствием в заявке необходимых документов и несоответствием с земельным и иным законодательством. Застройщик планировал возвести Еврейский благотворительный общественный центр многоцелевого назначения высотой в 3–4 этажа.
Заявку на строительство подавала местная иудейская религиозная организация «Еврейская община Перми». В этом месте необходимо пояснить, что некоммерческое партнёрство «Хабад Любавич Ор Авнер Пермь» и религиозная организация под более нейтральным названием «Еврейская община Перми» – тесно связанные организации. В публичном пространстве в последнее время хабадники предпочитают использовать название «Еврейская община Перми». Говорят, что местных традиционных евреев, например иудеев, объединенных в «Иудейском обществе Перми», крайне возмущает название «Еврейская община Перми». Такое смешение понятий создаёт путаницу между традиционной и хасидской общинами, а также вводит в заблуждение и самих пермских евреев, и широкую общественность, что дискредитирует и традиционных евреев.
Независимые наблюдатели на основе неофициальной информации отмечают, что нынешнее руководство города и новый мэр Алексей Дёмкин столкнулись с тем, что проект грубо нарушает требования Градостроительного кодекса. Участок муниципальной земли предоставлен предыдущим главой города бесплатно под «объект благотворительного назначения», однако, говорят, что в действительности Бейт ХаБаД благотворительности не подразумевает, анализ документов показал, что назначение объекта – культовое и отчасти коммерческое. Руководство Перми оказалось в затруднительном положении и в перспективе под угрозой привлечения к ответственности за нарушение закона. Однако, по опыту предыдущих лет, общественники Перми предполагают, что заминка эта временная. Могущественные потаённые силы продолжат давление на городские и областные власти. Посмотрим, что окажется весомее для пермской власти – мнение пермяков и нормы закона или закулисные игры любавичских хасидов?
Андрей Витальевич Сошенко, общественный деятель, публицист