Когда в 2018 году готовился и проходил в Кронштадте I Иоанновский Фестиваль, было волнение и сомнение: продолжится ли наше начинание в будущем? Не станет ли первый праздник последним? Прошло три года и в нынешнем 2021 году в День прославления св.Иоанна Кронштадтского мы можем спокойно вздохнуть и сказать, что инициатива Мемориального Музея-Квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, поддержанная городом, духовенством и культурной общественностью, прошла испытание на прочность и становится новой традицией Кронштадта. Это тем более ценно, что в 2020 году Фестиваль из-за коронавирусных ограничений не проводился. К счастью, вынужденный перерыв не стал обрывом для Фестиваля.
Фестиваль еще в начале года был поставлен в план городских культурных событий 2021 года, были выделены средства на его проведение и задействована организационная структура администрации Кронштадта. Была подключена профессиональная организация по проведению подобных мероприятий.
В течение многих лет я занимаюсь проведением культурно-просветительских мероприятий. Чтобы такое событие состоялось, приходится самому нести тяготы черновой работы – изыскивать материальные и технические средства, находить участников и специалистов. Такая организационная работа занимает много времени и требует немалых сил. При организации Таисинских вечеров в БДТ у меня, к примеру, уходило почти полтора месяца ежедневной подготовки. На примере Иоанновского Фестиваля я вижу, насколько эффективно проводится мероприятие при сотрудничестве с государственными органами.
III Иоанновский Фестиваль прошел сразу за два года – и за 2020 и 2021 гг., можно сказать, что вместил благодать двух лет.
Если сказать кратко, в 2021 году прошел лучший Фестиваль. Хотя в этот раз по составу участников Фестиваль был скромнее, среди участников не было громких имен актеров и певцов, но по впечатлению и атмосфере он превзошел предыдущие.
В чём секрет его успеха? Может быть, в том опыте, который удалось приобрести в процессе подготовки предыдущих Фестивалей. Хотя это по счету III Фестиваль, но традиция существуют уже пять лет. Выработаны и отшлифованы формы и традиции Фестиваля. Были найдены новые перспективные формы проведения Фестиваля.
Может быть, в профессионализме команды организаторов? Достаточно сказать, что сценарий мероприятия составлял профессиональный актер Михаил Драгунов, а ведущей была актриса театра «Приют комедианта» Ирина Саликова.
Организаторы Фестиваля продемонстрировали высокий профессионализм на всех уровнях, вплоть до наградных вымпелов и статуэток. Все лауреаты получили награды, диплом и вымпел с изображением, как отец Иоанн благословляет мальчика. Были также изготовлены красивые статуэтки Кронштадтского пастыря на мраморном постаменте. Видно было, что получить такую статуэтку – большая радость для лауреатов Фестиваля. Более того, зрители после подходили с просьбой, как можно такую приобрести статуэтку. Я им отвечал: пойте, танцуйте, пишите стихи, читайте, будьте всегда молодыми и принимайте участие в Иоанновском Фестивале, и вы получите такие награды!
Может быть, секрет Фестиваля в том, что это праздник творчества молодежи и первые главные действующие лица здесь – дети, юноши и девушки. В этом изюминка Фестиваля. Дети – это всегда радость и благодать, цветы жизни. И в этот день садик о.Иоанна был наполнен букетами этих цветов.
Фестиваль хотя и проходит один день 14 июня в течение трёх-четырех часов, но готовится он загодя в течение нескольких месяцев. Предварительно по кронштадтским школам рассылаются приглашения и проводятся конкурсы в пяти номинациях: «музыкально-песенное творчество», «литературно-поэтическое творчество», «изобразительное искусство», «декоративно-прикладное творчество», «историческая память», «фотография памяти Павла Петровича Шаумана» (впервые введена в 2021 г.). Затем конкурсная комиссия проводит отбор победителей и лауреатов, которым предоставляется право выступить на Иоанновском Фестивале. За тремя часами Фестиваля стоит много дней и часов кропотливой предварительной работы.
Фестиваль является завершающей частью большого процесса. На нем проходит подведение итогов и награждение участников, представляющих своё творчество.
Хочется отметить, что в этом году заметно вырос уровень представленных работ школьников и школьных коллективов во всех номинациях. Например, в номинации «Изобразительное искусство» лауреатом стал прекраснейший портрет Иоанна Кронштадтского работы 14-летней Марии Киселевой из Петербургского Дома творчества «Преображенский». Глаза на нем светятся солнечным огоньком. Отец Иоанн получился настолько живым и трогательным, что я попросил передать его на хранение в Музей-Квартиру. Не преувеличу, если скажу, что этот детский портрет мог бы украсить любое издание книги отца Иоанна «Моя жизнь во Христе».
В номинации «литературно-поэтическое творчество» хочется отметить выступление кронштадтской школьницы Евфросинии Павловой, которая выбрала для художественного чтения отрывок из воспоминаний об Иоанне Кронштадтском о его любви к цветам и их красоте. Ее выступление украсило бы любой вечер памяти Иоанна Кронштадтского.
В этом году была введена новация – проведен мастер-класс деревянных игрушек прямо в садике отца Иоанна. Эту идею оценили участники, и, надеюсь, что в будущем году все 4 угла садика будут заняты разнообразными мастер-классами. Вообще нужно отметить живую «незаорганизованную» атмосферу Фестиваля. На него приходили и уходили люди. Кто-то периодически отлучался. Кто-то слушал, кто-то беседовал, кто-то пил чай с пряниками, которым всех в этот день угощал Музей-Квартиры св.Иоанна Кронштадтского. Кто-то занимался в мастер-классе. Как такового зрительного зала не было, можно было сидеть, стоять, прогуливаться...
Приятно было увидеть на Фестивале старых знакомых - детей, которые прежде уже участвовали в нем. Дарину Халбаеву, Евфросинию Павлову, Ивана Царева сразу узнавали и тепло приветствовали зрители. Приятно видеть, как на наших глазах растут участники Фестиваля.
Детская часть Фестиваля чередовалась с выступлениями профессиональных певцов и актеров.
Событием стало премьерное исполнение песни «Ангел Кронштадта», которую назвали духовным гимном Кронштадта. У Кронштадта есть официальный гимн, но песня «Ангел Кронштадта» соединила тему города и святого праведного Иоанна Кронштадтского. Ангел Кронштадта – это отец Иоанн. Идея этой песни возникла далеко от Кронштадта – в Альпийских горах Швейцарии, в городе Лугано, где живёт композитор и певица Ирина Фазани. Она никогда не была в Кронштадте, но является почитательницей Кронштадтского пастыря и потому очень прониклась городом. Она хотела спеть песню о городе Иоанна Кронштадтского. Я написал слова, а Ирина передала их московскому композитору преподавателю музыкальной академии Гнесиных Виктору Панину. Так возникла песня, которая открыла III Иоанновский Фестиваль в Кронштадте. Правда, Юлия Фазани не смогла приехать и песню исполнила кронштадтская певица Марина Кокина. Песня задала высокий духовный тон. В ней Кронштадт предстал как духовный град, как Санкт-Кронштадт. Титул «санкт» достоин не только Санкт-Петербург, но и Кронштадт. Когда Фестиваль завершался, по просьбам зрителей Марина Кокина исполнила песню еще раз. Таким образом, открытие и закрытие Фестиваля было обрамлено новым духовным гимном «Ангел Кронштадта».
На Фестивале прошла презентация недавно вновь открытого исторического музея школы №425 имени академика П.Л.Капицы, расположенной на Андреевской улице, д.7, как раз напротив Мемориальной Квартиры св.Иоанна Кронштадтского. Школа располагается в историческом здании бывшего Кронштадтского реального училища, с которым в свое время сотрудничал Иоанн Кронштадтский. Наше соседство со школой давно уже переросло в дружбу и сотрудничество. Учащиеся и учителя периодически посещают Музей-Квартиру. Заведующая музеем Ольга Юрьевна Стрельцова рассказала о школьном музее, подарила всем участникам Фестиваля буклеты по музею и пригласила в гости, а Мемориальной Квартире преподнесла уникальное дореволюционное издание -приложение к журналу «Нива» с редкими воспоминаниями об Иоанне Кронштадтском.
В рамках Фестиваля Мемориальному Музею-Квартире был преподнесен еще один дар.
Виктория Евгеньевна Цибульникова посетила Музей-Квартиру Иоанна Кронштадтского на праздник Успения Пресвятой Богородицы 28 августа 2020 г. Видя обширную и бескорыстную работу тружеников музея, она решила внести свой вклад в его созидание – у нее возникла мысль заказать портрет Иоанна Кронштадтского в дар Музею. Она долго искала мастера, который смог бы передать живой взгляд Кронштадтского и нашла его в лице художницы Ирины Владимировны Гайдук, автора серии портретов Оптинских старцев. Портрет был привезен буквально к открытию Фестиваля и установлен рядом с памятником Отцу Иоанну. Сама Виктория Евгеньевна оказалась очень интересным человеком. Она опытный педагог, кандидат педагогических наук, заместитель председателя Экспертного совета при Комитете Государственной думы по образованию и науке, автор многих учебников и разработок по педагогике. В ее лице мы приобрели еще одного друга Музея.
Участников фестиваля поздравил православный автор-исполнитель Антон Галицкий. Он исполнил цикл праздничных песен об Иоанне Кронштадтском, Александре Невском (к 800-летию) и Государе Императоре Александре III (к открытию памятника в Гатчине).
Незабываемой особенностью Третьего Фестиваля стало выступление фольклорного ансамбля «Белозерье» и группы «Уклад» под управлением Галины Владимировны Емельяновой – известной исполнительницы-фольклористки и учёной-исследовательницы. Она ездит по всей России, собирает старинные песни. Одна из последних ее экспедиций была на родину отца Иоанна Кронштадтского, где были записаны уникальные песнопения, которые, несомненно, слышал в своем детстве отец Иоанн. Исполнение этих песен произвело потрясающее впечатление на зрителей – многие просто прослезились. Стоя в Кронштадте, у дома Дорогого Батюшки, мы как будто услышали из Суры эхо песен его родины. Я понял, что народную песню нужно слушать не в концертном зале, а под открытым небом, где она создавалась и жила в реальности.
Отец Иоанн любил народные песни, хороводы. Однажды, когда он прибыл на родину, его земляки встретили своего земляка северным хороводом. Отец Иоанн, любуясь народным танцем, пошутил: «Сам бы сплясал, да ряса мешает». На Фестивале ансамбль Галины Владимировны в старинных костюмах показал северные хороводы. Первый круг был совершён вокруг памятника отцу Иоанну. Была удивительная картина – памятник в окружении русских исполнителей в русских сарафанах и косоворотках. Казалось, что в этот день Сура пришла в Кронштадт. И затем хоровод вышел на улицу, где продолжилось праздничное действо. К хороводу присоединились участники, жители Кронштадта, случайные прохожие. Взрослые и пожилые пускались в пляс, как дети. Люди выглядывали из окон, не веря своим глазам, что происходит? Люди на глазах преображались.
Оказывается, включить русское начало в человеке не так уж и сложно.
В этот день было ясно, что отец Иоанн с нами и в скорби, и в радости, и в трудах и в праздниках!
Мы много говорим о воспитании молодежи, как им привить высокую культуру, передать духовные понятия. К сожалению, Церковь и общество не всегда находят консенсус. Общество часто заявляет, что Церковь, дескать, отделена от государства, поэтому не должна входить в общественное пространство. И бывает подчас трудно преодолеть этот барьер.
Иоанновский Фестиваль – прекрасный пример, как можно преодолеть эти искусственно воздвигаемые преграды и каковы могут быть плоды единения Церкви, государства и общества.
Где можно увидеть, когда мэрия вручает школьникам статуэтки о.Иоанна Кронштадтского. На Иоанновском Фестивале это естественно. Музей-Квартира св.Иоанна Кронштадтского стал точкой соединения культуры и культа, яркой формой миссионерства и проповеди. Наш опыт свидетельствует, что музей в наше время – это одна из оптимальных форм косвенной проповеди Православия и Церкви.
Для себя я вновь и вновь открываю универсальное значение жизни и подвига о. Иоанна Кронштадтского для нашего времени. Фестиваль демонстрирует объединяющее значение его образа. Здесь зримо видишь, как все любят Дорогого Батюшку, все к нему стремятся и ощущают своим духовным отцом и пастырем. Очередной Иоанновский Фестиваль стал торжеством Всероссийского пастыря отца Иоанна Кронштадтского!
В заключение хочу выразить благодарность администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга и всем организациям, принявшим участие в Фестивале. Прежде всего, нужно отметить активную поддержку Фестиваля со стороны главы администрации Олега Анатольевича Довганюка. Непосредственную работу по организации Фестиваля осуществляют настоящие подвижники - начальник Сектора молодёжной политики и взаимодействия с общественными организациями отдела образования и молодежной политики администрации Кронштадтского района Ольга Александровна Спешилова и ее помощница Татьяна Андреевна Дементьева.
Фестиваль находит понимание и поддержку в лице благочинного Кронштадтского округа архимандрита Алексея (Ганьжина) и духовенства Кронштадта. Непременным участником Фестиваля являются прихожане и участники студии «Глагол» и детско-юношеского хора Собора Владимирской иконы Божией Матери. Самое активное участие в Фестивале принимают учащиеся Детской музыкальной школы № 8 Кронштадта им.Г.П.Вишневской, Детской художественной школы им. М.К.Аникушина Кронштадта, Кронштадтского Дворца культуры, Кронштадтского дворца молодежи, Детской музыкальной школы № 18 Центрального района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского кадетского корпуса Следственного комитета Российской Федерации и другие учреждения. Фестиваль объединил большинство учебных заведений города.
И главным объединителем стал Всероссийский пастырь Иоанн Кронштадтский!
Протоиерей Геннадий Беловолов, один из организаторов Иоанновского Фестиваля, директор Мемориального Музея-Квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино