В конце мая принял я участие в работе ХVI Санкт-Петербургского книжного салона. Присутствовал и выступал на презентациях двух «толстых» литературных журналов — петербургского и московского, отличающихся направленностью на традиционные российские духовно-нравственные ценности, классическую русскую культуру. Аудитория в залах была, мягко говоря, совсем немногочисленная, причем по сути состоящая только из самих же писателей и поэтов. (Поэтому не называю эти журналы, чтобы не обидеть их уважаемых редакторов и авторов). Выяснилось, что самый большой тираж современных литературных журналов составляет порядка около трех тысяч экземпляров. А тридцать лет назад эти журналы издавались миллионными тиражами. Неужели ныне писатели, как ученые, которые пишут только для ученых, тоже пишут только для писателей? Настоящая художественная литература стала снова элитарной, как в эпоху Льва Толстого и Фёдора Достоевского. Это неизбежно в капиталистическом сословном обществе, тем более в современном капиталистическом обществе потребления. Только в «экспериментальном» социалистическом обществе 1960-х годов были возможны миллионные аудитории подписчиков на литературные журналы (например, «Новый мир» и «Иностранная литература») и громадные залы, заполненные пришедшими на выступления поэтов.
Однако и поэзия (пусть для немногих) продолжает жить. Более того - экспериментировать. Участвовал я в книжном салоне и на круглом столе «Искусство визуальной поэзии», посвященном оригинальному творческому направлению, развивающемуся в Петербурге при энергичном лидерстве поэта и психолингвиста, вице-президента Ассоциации творческих объединений Северо-Запада Андрея Локиева, который обобщил историко-теоретическую основу направления и собрал поэтов и художников, занимающихся визуальной поэзией. В своем вступительном слове Андрей рассказал об истоках и развитии визуальной поэзии, особо обратив внимание на рукописные книги аж Симеона Полоцкого, затем английского поэта и художника Вильяма Блейка, а также советских поэтов Владимира Маяковского и Андрея Вознесенского. В своем выступлении он подчеркнул, что в наше время преобладания картинки над текстом и клипового восприятия и мышления школьников визуализация поэзии способствует большему интересу к стихам и лучшему их пониманию. Это тем более важно, что поэзия воспитывает чувства, в том числе эстетические, у детей и молодежи, способствует развитию у них воображения и такого важного качества как эмпатия (сопереживание и понимание другого человека).
Далее выступали авторы «визуальных стихотворений». Свои работы представили молодые поэтессы и художницы Екатерина Невское-Облако и Нелли Бродянская. Их творчество сочетает поэзию и графику, живопись. Андрей Локиев создаёт «фотостихи», как он их называет, сочетая текст и фото, серьёзно занимаясь фотографией. Он разработал целую концепцию фотостихового творчества, при этом используя как свои, так и любимые стихотворения других поэтов. Андрей наглядно показал нам процесс своего творчества на примере создания фотостиха на текст стихотворения Шарля Бодлера «Откуда скорбь твоя?» (см. фото)
Благодаря Андрею Локиеву, фотостихи которого я увидел некоторое время назад, я вспомнил и разыскал свои «изостихи», которые я внезапно создал (страшно сказать!) полвека назад, в самом начале 1970-х годов, сочетая собственные стихотворения и изображения по их мотивам, причем появившимися тогда фломастерами. Рисованием и живописью я занимался с детства, а когда я «изобрел велосипед» - свои «изостихи», мне нравилось творчество художников, так называемых «примитивистов», близких народному и детскому творчеству (знаменитый Анри Руссо, по прозвищу «Таможенник», а также русские, сербские, польские народные художники). В таком духе я и рисовал изостихи. На этом круглом столе я показал и прочел свои изостихи «Хиросима» и «Трамвай номер 40» (См. работы в статье А. Локиева на РНЛ).
На нашем выступлении аудитория также была скудная. А когда я вышел из здания Главного штаба, где ныне территория Эрмитажа и проходили мероприятия Книжного салона, увидел очередь стоящую прежде всего в огромный шатёр, где продавали книги. И уже под аркой Главного штаба парень вложил мне в руку яркую бумажку, на которой рекламировался «Музей восковых фигур», расположенный рядом на пересечении с Невским, и значилось, что он самый большой подобный музей в России. И если на все мероприятия Книжного салона вход был бесплатным, то к восковым персонам приглашали за 500 рублей. Кроме всех прочих восковых фигур были «Олигархи и диктаторы», «Шокирующие экспозиции аномалий человеческого тела» и «Эротический зал» (18+). Чем-то средневеково-феодальным повеяло от рекламки. Идя к метро «Невский проспект», пройдя «Книжный мир» и Малый зал филармонии, куда ходил всю жизнь, вдруг увидел «кровавую» вывеску «Музей пыток»?! Воистину феодализм и средневековье! Вот только этого на Невском, в самом центре нашей культурной столицы нам и не хватало!
Заглянув в интернет, узнал, что музей не совсем новый, раньше в недрах Петропавловской крепости существовал. А что теперь? Два музея? Филиал? … Во всяком случае с 12 лет уже можно. Льготный билет для детей и пенсионеров - 350 рублей… Пришел домой - в телевизионной программе анонс: «Душегубы» - очередной сериал о маньяке, теперь о витебском душителе (с 31 мая на НТВ), об ангарском маньяке сериал был, о Чикатило был, о десятках российских маньяках («Метод» и «Метод-2») был, ещё об одном маньяке уже заявлен на канале СТС — стопроцентно развлекательном !!! … Франшиза российского капитализма началась с «культуры стриптиза и боёв без правил», а продолжается как средневековый феодализм с модой на маньяков, восковые фигуры и пытки, а также телевизионные пиры в масках во время коронавирусной чумы. Рынок культивирует массовую культуру языческих зрелищ и забивает духовно-нравственную.
Р.S. Выставка визуальной поэзии работает до 12 июня в Арт-пекарне «Поэтому Питер» на Херсонской ул., д. 1.
Валентин Евгеньевич Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, председатель совета «Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга»
Андрей Локиев
Екатерина Невское-Облако, поэтесса, художник
Нелли Бродянская, поэтесса, иллюстратор