«Кто согрешил: он или родители его?»

Слово в Неделю 6-ю по Пасхе

Пастырская проповедь 
1 Арвион 
1646
Время на чтение 5 минут

Христос воскресе!

Когда мы прощаемся с сорокадневным праздником Пасхи, Господь хочет сказать нам самое главное: Он — Победитель смерти, ада и греха, и не существует таких ситуаций, которые были бы безнадежными для человека. Он исцеляет слепых, потерявших зрение. Он исцеляет и слепорожденного человека, который не имеет никакой надежды на избавление от страшной тьмы здесь на земле и в вечности. И удивительнее всего, что на вопрос, кто согрешил — он или родители его, — следует неожиданный ответ: «Не согрешил ни он, ни родители его». Святой Иоанн Златоуст говорит, что в данном случае такой вопрос имеет как бы второстепенное значение. Не на то направлено внимание Спасителя, Он хочет сказать о другом.

Когда мы слышим о страданиях праведного Иова, мы не задаем вопроса, кто согрешил — он или родители его. И когда мы слышим о страданиях нашего царя-страстотерпца Николая, день рождения которого пророчески совпадает с днем памяти праведного Иова, и о страданиях многих праведников, мы с благоговением размышляем о подвиге их терпения и верности Господу, и вовсе не думаем об их грехах, от которых не может быть свободен ни один человек. Господь хочет сказать сегодня другое — что самые страшные беды даются нам для того, чтобы на нас, как на этом слепом от рождения человеке, «явились дела Божии».

Блаженны те, кто принимает скорби и страдания со Христом в Господе. И горе тем людям, которые в скорбях отворачиваются от Бога и уходят во тьму и в смерть безысходную, в то время как Господь уготовляет им Свою вечную славу, желая приобщить их всему, что у Него есть, и прежде всего — Своему Кресту.

Пасха Христова завершается напоминанием того, что скорби и страдания, как бы ни были они велики, есть дар Божий. Ни один день скорби, ни один час страданий, ради Христа принятых, не останется без награды в блаженной вечности. И в будущей жизни люди больше всего будут жалеть о том, что у них мало было скорбей. Через скорби, как ни через что другое, Господь бывает близок к нам. Святые отцы говорят, что когда мы молимся Богу, то предстоим перед Ним как Его должники. Но когда Он посылает нам (за наши грехи, конечно) скорби, то Он как бы становится нашим должником. А когда мы знаем, что имеем Бога — если только действительно можно так выразиться — своим должником, то молитва наша уже совершенно другая, исчезает всякое наше уныние. И Господь, конечно, не останется перед нами в долгу. Он воздаст всем, что у Него есть.

Посмотрите на этого слепого от рождения человека. Он понятия не имел о том, что такое свет, и что можно увидеть в свете. Он даже земного не видел ничего, а Господь дарует ему увидеть свет Небесный. Он дарует ему увидеть Самого Бога. Вот каков дар Господень, какая слава Божия открывается в страдании. Поэтому слово Христово, которое звучит сегодня в Евангелии: «Доколе Я в мире, Я Свет миру», — да будет услышано нами. «Доколе свет с вами, веруйте в свет, — говорит Он, — да будете сынами света» (Ин. 12, 36).

Веруйте в свет, да тьма вас не обымет, потому что на род человеческий, на Церковь Божию наступает страшная тьма. Пока Христос в мире, в душе человеческой, в ней свет Божественный. Пока Он присутствует в этом народе, в нем есть свет. Доколе Он присутствует в школах, там есть истинное просвещение. Пока Он в скорбях и трудах, и в больницах, и в тюрьмах, там — светлый исход и радостная, необманная надежда. А где нет Христа, там при самом ярком наружном блеске — только тьма и ад. Где нет Христа, там народ превращается в страшную и несчастную толпу. Школы, в которых нет Христа, становятся местом, где преподается наука разврата и безумия. Больницы и тюрьмы без Христа — только безысходное отчаяние. Тьма, которая впереди, обещает еще большую страшную тьму.

Сегодня Христос говорит нам, чтобы мы шли к Его свету. Только в этом заключается смысл нашей жизни. Только ради этого Господь дарует нам земной свет, земную жизнь. «Еще на малое время свет есть с вами, — говорит Господь, — ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» (Ин. 12, 35—36).

Пока мы живем на земле, пока не пришла смерть, мы должны только об этом и заботиться. Потому что наступает такая ночь в мире, такое торжество тьмы, когда никто уже ничего не может делать. Это и есть приход антихриста. И только тот, в ком есть свет Христов, может сохранить Ему верность.

Постепенно всей жизнью нашей будем восходить к свету Христову. Слово Божие дает нам образ этого постепенного восхождения. Сначала слепорожденный исповедует Господа Иисуса Христа просто человеком. На вопрос, кто исцелил его от слепоты, он отвечает: «Человек, называемый Иисус, отверз мне очи». Нет человека более чудного, чем Тот, Кто совершил такое. Никто из людей не сравнится с Тем, Кого встретил этот слепой. И мы тоже должны прозревать, чтобы увидеть во Христе Иисусе истинного человека — Бога, ставшего совершенным человеком. Единственного Человека, благодаря Которому все человечество и каждый из нас обретает свое подлинное измерение и может стать самим собой.

Далее исцеленный слепой видит Христа как пророка. Когда его спрашивают: «Что ты думаешь об этом Человеке, который исцелил тебя?» — он говорит: «Это пророк». То есть человек, который близок к Богу и входит в советы Божии. Человек, для Которого истина и правда Божия простираются на все, что существует в жизни. Мы должны слышать Христа как пророка. Как Того, Кто не только говорит о том, что будет с каждым из нас, с каждым народом и со всем родом человеческим, но как Того, Кто всегда возвещает истину и правду. Мы должны научиться слушать Его слово, потому что от того, как мы воспринимаем слово этого Пророка, большего из всех возможных пророков, зависит наша земная и вечная жизнь.

И наконец, прозревший слепорожденный исповедует Христа Сыном Божиим. Он с изумлением видит то, что совершил для него Христос, и не находит уже нужных слов, чтобы дать этому определение: Он больше, чем человек, и больше, чем пророк. И чем больше мы узнаем Христа, чем больше прозреваем, тем больше Христос становится в наших глазах. По отношению к другим людям обычно все бывает наоборот: чем больше мы узнаем, казалось бы, очень хороших людей, тем больше видим какие-то их слабые стороны и тем больше можем в них иногда разочаровываться.

Со Христом все не так. С Ним мы видим возрастание чуда в нашем прозрении. До конца своей жизни мы будем удивляться тому, какой у нас дивный Господь, как говорит преподобный Силуан Афонский. И в вечности это чудо познания Господа нашего Иисуса Христа будет возрастать.

«Ты веруешь ли в Сына Божия?» — спрашивает Господь исцеленного от слепоты человека. «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» — отвечает тот. «И видел ты Его, — говорит ему Господь, — и Он говорит сейчас с тобою». Исцеленный же сказал: «Верую, Господи! — и поклонился Ему». Все мы, слепорожденные духовно и прозревшие даром Христа, даром Его Крестных Страданий, даром Его светоносной Пасхи, призываемся к такому видению нашего Господа.

«Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса». Этот исцеленный от слепоты человек исповедал свою веру в Господа. «Верую, Господи!» — сказал он и поклонился Ему. И мы тоже, завершая святую Христову Пасху, говорим: «Веруем, Господи Иисусе Христе, Спасителю наш, что Ты Сын Божий, что Ты Свет мира». И вместе с ангельскими ликами, со всеми святыми, со всей Церковью, Небесной и земной, покланяемся Христу, Воскресение Его святое видевше.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Кому не страшно жить
Слово в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских
14.11.2024
У истинных обличителей греха всегда будет много врагов
Евангелие четверга (Лк, 62 зач., 11, 47—12, 1)
14.11.2024
Благоприятная атмосфера для прихода антихриста
Евангелие среды (Лк, 61 зач., 11, 42—46)
13.11.2024
Человек не может одним глазом смотреть вверх, а другим вниз
Евангелие вторника (Лк, 60 зач., 11, 34—41)
12.11.2024
Как мы можем уподобляться иудеям во времена земной жизни Спасителя
Евангелие понедельника (Лк, 59 зач., 11, 29—33)
11.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Как тебе имя?
Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
09.11.2024
Духовные отношения — самые высокие и святые в нашей жизни
Евангелие субботы (Лк, 36 зач., 8, 16—21)
09.11.2024
Жизнь каждого человека определяется его отношением ко Христу
Евангелие пятницы (Лк, 58 зач., 11, 23—26)
08.11.2024
Упорное неверие ни за что не хочет признать своего поражения
Евангелие четверга (Лк, 57 зач., 11, 14—23)
07.11.2024
Именование и образ нашей Церкви
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»
06.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Ему помогли уйти из жизни…
Новый комментарий от учитель
14.11.2024 21:47
Чувства недоумения и протеста
Новый комментарий от Константин В.
14.11.2024 21:04
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Калужанин
14.11.2024 20:55
«Сформировалось лобби шарлатанов бездипломных»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
14.11.2024 20:44
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Апографъ
14.11.2024 20:17
Как с цепи сорвались
Новый комментарий от Могилев на Днепре
14.11.2024 20:10
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Русский танкист
14.11.2024 19:41