Это и есть «гармония межрелигиозных отношений», Рустам Нургалеевич?

Как на традиционном русском празднике «Каравон» светская власть оконфузилась перед церковной

Михаил Щеглов 
0
25.05.2021 1478

В минувшую субботу 22 мая в селе Русское Никольское Лаишевского района Республики Татарстан прошёл XXIX фестиваль русского фольклора «Каравон», название это означает «Хоровод» на местном старорусском диалекте. Первые десять фестивалей с 1992 по 2002 г. проводились почти целиком силами общественников и энтузиастов – Общества русской культуры г. Казани и совета местного самоуправления с активом Никольского дома культуры, ставшего центром сохранения уникальных традиций русских хороводов и других песенных и обрядовых традиций села. Благо их носители составляли долгие годы сплочённый коллектив, обладающий собственным колоритом и могучей глубиной русского народного творчества. Мероприятие традиционно из года в год поддерживал и отдел культуры администрации района и Республиканский научно-методический центр народной культуры и культпросвет работы регионального Министерства культуры, а также, Управление культуры г. Казани и ряд других структур.

Истоки местного праздника «Каравон» – не только в эхе от ещё дохристианских хороводов, а в укоренившихся последние столетия самых настоящих православных народных традициях, приуроченных здесь к престольному празднику села – дню Николая Угодника. В честь этого святого, одного из самых почитаемых в русском народе, освящён и местный храм. Исстари после церковной службы и трапезы народ здесь выходил в этот день на гуляния, люди пели «артелями», «беседками», а под вечер девицы водили хороводы. Сохранили их для современников никольские бабушки, бывшие во времена хрущёвского запрета народно-православных традиций в 1955 г. ещё девицами. Особые хороводы, Никольские, играли под три песни: «Как по морю», «При долу-долочке» и «Как по речке». И ныне эти песни от бабушек перенимает молодёжь, даже дети играют Каравон.

После встречи в ноябре 2002 года первого президента РТ Минтимера Шаймиева с представителями Общества русской культуры г. Казани и Казанского отделения Международной славянской академии наук, искусств, культуры и образования и подписания соответствующего протокола с 2003 года «Каравон» становится государственным республиканским праздником и ежегодно проводится наряду с татарским Сабантуем по указу президента РТ министерством культуры с привлечением республиканских ресурсов.

И прежний глава региона, и нынешний при любых обстоятельствах говорят о межнациональном и межконфессиональном согласии на вверенной им территории, как одном из главных своих достижений. Вот, и выступая на открытии фестиваля русского фольклора «Каравон» в прошедшую субботу 22 мая 2021 года, Рустам Минниханов снова призвал «бережно относиться к нашей истории, традициям», напомнил о том, что идёт Год родных языков и народного единства. И предваряющий этот государственный (РТ) праздник официальный текст поздравления Минниханова, лишний раз напоминает о «многонациональном Татарстане» и что праздник «Каравон» с незапамятных времён гармонично вписался в православную культуру.

Абсолютно прав Рустам Нургалеевич, говоря о православной сути праздника, которую наша митрополия именно в нынешнем году приняла усилия соблюсти. Но слова-то правильные, вот, только, почему же с высокой трибуны вслед за поздравлениями президента Минниханова к народу не прозвучали поздравления и нашего владыки митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла? Больше того, владыки вообще не оказалось среди высоких гостей нынешнего праздника русского фольклора «Каравон», хотя в Никольском храме в этот день он служил литургию!

Конфуз невероятный для похваляющихся «гармонией межрелигиозных отношений» и «уважением исконно православной традиции» властей Республики Татарстан! То, что произошло на празднике «Каравон» в этом году, является не просто неуважением, но и прямым оскорблением православных верующих и митрополита Кирилла.

Впрочем, обо всём по порядку.

Митрополит Кирилл прибыл в Русское Никольское на праздник вовремя, как и все ждали, в начале девятого утра, благо, храм стоит в самом центре села, рядом со зданием Совета местного самоуправления и клубом. Ещё за час до встречи высокого гостя и богослужения началась исповедь, многие жители села и прибывшие гости в этот торжественный праздничный день готовились к причастию. Храм Николая чудотворца прибран, наряден, праздничен. Люди – тоже. Во всём зримом – настоящий праздник, ведь правящий архиерей будет здесь служить в этот день литургию впервые более чем за сто лет! Богослужение шло своим чередом, по подобающему архиерейскому чину. Пел хор Казанской духовной семинарии, а «Символ веры» и «Отче наш», как полагается, пели все прихожане, два протодиакона чинно и вдохновенно помогали. Во время службы то и дело в храм заходили люди в красочных русских костюмах – подавали в свечной ящик записки – помянуть своих – кого «О здравии», кого «Об упокоении», ставили свечи, молились. Но вот, по мере богослужения свозь открывающиеся двери храма уже в конце Литургии оглашенных начинала доноситься с улицы весёлая музыка, через усилители звучали голоса зазывал. Но пока люди находились внутри храма, внешние звуки ещё не были слишком навязчивы. После причастия и короткого праздничного молебна владыка Кирилл обратился к верующим с короткой проповедью.

Слова этой проповеди, сказанные и так-то тихим голосом, ещё постоянно заглушались внешними звуками, но, тем не менее, хоть выбивай в граните, положив в основу всякого русского праздника, неразрывно связанного с православием. Вот что врезалось в память:

«…Как можно в праздник прекрасный не помолиться? Помолись в храме, и иди, пожалуйста, веселись, радуйся жизни! Праздник русский, христианский "Святитель Николай" – фактически наш национальный…. Основание веры и жизни христиан – Сам Господь наш Иисус Христос и те святые люди, кто создал нашу церковь, как святитель Николай. Он стал для нас общим нашим святым, за помощью к которому все мы обращаемся. Пусть по молитвам святителя Николая Господь спасёт и сохранит нашу страну, вразумит всех тех, кто ещё не почувствовал, не увидел и не познал Бога. Для нас очень важно, чтобы мы хранили самое настоящее и подлинное богатство нашего народа – нашу святую православную веру. Если у нас будет крепкая вера, то сохранится и наш народ…».

Запечатлелась в мозгу и в душе, наверное, главная мысль этой проповеди владыки Кирилла: «Как можно без Бога вообще что-то делать? Какой без Бога праздник?!»

Но что же ждало прихожан и гостей храма, когда все вышли из церкви и двинулись вокруг неё крестным ходом, возглавляемым митрополитом Кириллом? Поначалу – звон колоколов, пение хора, возгласы и молитвы священства, и за алтарём, когда читали Евангелие от Марка о приходе жен мироносиц к отворенному гробу и заставшими там ангела, возвестившего им о Воскресении Христа, всё было более-менее пристойно, лишь иногда прорывались звуки «светского праздника». Но когда крестный ход, обойдя церковь кругом, вернулся к её входу, ни молитвы владыки Кирилла Святителю Николаю, ни Евангелия слышно почти не было – вовсю вопили динамики, установленные почти напротив церкви. Кто-то замахал через церковную ограду руками в сторону площадки, я же попросил людей, стоящих за оградой добежать до оператора микшерского пульта, попросить выключить пока музыку. Но так и читалось Евангелие перед святым храмом под грохот «Калинки-малинки»! И только когда народ стал заходить внутрь, музыку и удалые возгласы зазывал убавили. Но поздновато…

И, что самое удивительное, что ни в течение всего богослужения, ни по его окончании, ни одного «гонца» от президента Минниханова и его высокого окружения! Ни «как дела, может быть надо что-нибудь, может помощь какая нужна»? Никакого взаимодействия! Даже перекусить не пригласили никого, ни владыку со священством, ни певчих студентов семинарии. И, как выяснилось, такое отношение началось «с вешалки» – на входе ещё задолго до начала официального открытия праздника автомобили со священнослужителями на территорию не пустили. Так что те вместе с владыкой Кириллом с вещами торопились в храм пешком.

Я поинтересовался у старшего по званию, дежурившего на входе рослого здорового капитана МВД республики, что же он не пропустил автомобили митрополии?

– Не положено. Мы по приказу работаем, – заученно парировал капитан.

– Надо было вашему владыке в шесть утра приезжать, чтобы проехать свободно. Да и сам президент Минниханов тут вышел и дальше пешком пошёл, – подумав ещё заключил капитан мне, оторопевшему от такой «железной логики» полицейского.

– Ну, Вы сравнили! Президент и прибыл территорию осмотреть, с народом пообщаться, а митрополиту прежде общения с народом Богу служить надлежало, у священников – облачение и богослужебные принадлежности в церковь должны быть доставлены, надо же понимать, раз вы на входе поставлены, – отчитывал я капитана, разумеется, совершенно бесполезно. Я быстро стал капитану скучен, и он дальше занялся «своим делом».

Сотрудники полиции и росгвардейцы в пятнистой форме были тут на празднике повсюду, и не только они. Из официальной сводки с сайта силовиков: «Для дополнительного контроля за состоянием общественного правопорядка во время мероприятия сотрудники отдела эксплуатации беспилотных летательных аппаратов и привязных аэростатов Управления Росгвардии по РТ развернули комплекс высотного видеонаблюдения «ОКО-60» на базе привязного аэростата.Благодаря профессиональной работе сотрудников Росгвардии и МВД по РТ грубых нарушений общественного правопорядка в период проведения мероприятия не допущено».

Да, аэростат привязной действительно весь день белел в небе, и за безопасность спасибо, конечно, но…

В общем, владыка Кирилл как приехал к вывеске «Каравон» и заграждениям с этим капитаном и другими сотрудниками, так и уехал от этого же места сразу после окончания богослужения, оставив обескураженными благочинного по лаишевскому округу игумена Никодима (Шушмарченко), так и совсем расстроившегося настоятеля сельской церкви Николая чудотворца иерея Ярослава Филиппова, на котором в создавшейся ситуации уж точно никакой вины нет.

А организаторы праздника и первые лица, по всему судя, ровным счётом ничего не заметили, несмотря на то, что вроде бы владыка Кирилл должен был по плану открывать какую-то выставку. Да и многие тысячи народа, прибывшего на праздник – разве не важно, чтобы они видели и слышали своего митрополита?! Но как тому было ещё поступить при таком пренебрежении светской власти к его служению и к нему самому?

А на празднике звучали речи с трибун, вручение наград, обещания, интервью прессе, общение с народом. И, да, обязательно сплясать с русскими красавицами под видео камеры! Ну, и банкет, разумеется. С гостями важными, да и «со своими» надлежит должным образом пообщаться в неформальной обстановке. Председатель Комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, заместитель Председателя Комитета ГД РФ по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов, депутат ГД РФ Ирек Богуславский – гости важные. Ну и «свои» – министр культуры, глава района, и даже председатель Верховного суда РТ, и, как говорится, «другие официальные лица». Банкет, как положено – с торжественными речами, с перечислением побед и восхвалением победителей. Но православному священству, что получается, на этом «празднике чиновничества» – не место?

Кстати, как только пустеют VIP-трибуны крытого (на всякий случай от дождя) шатра, специально устроенного на площади перед храмом и клубом села напротив концертной сцены, а значит, высокие гости потянулись на банкет, так всем, кто несёт ответственность за проведение мероприятия, становится скучно. Все знают, что высокое начальство после банкета разъедутся восвояси, и за дальнейшее качество и ход мероприятия никто не спросит. Именно поэтому много лет кряду на «Каравоне» вовсе не доходило дело до собственно Каравона-Хоровода на традиционной поляне. Но в этом году подуставшие фольклористы вышли-таки на траву на хороводную поляну, сыграли Каравон – насколько хватило сил после «обязательной программы» на сцене и на уложенной плиткой площадью перед клубом и шатром с высокими гостями. Здесь на лугу у многих и второе дыхание открылось, образовались одна, две, три «беседки», «артели», артисты пели с народом и фольклор, и «Катюшу» со «Смуглянкой». Песни, шутки – неиссякаемы в русском народе.

Татары, кстати, по своей натуре – народ тоже весёлый и музыкальный, от нас, русских не отстают. И понятно, что татарский Сабантуй – чисто народный праздник, не связанный с религией. Но если в исламе религиозные традиции отделены от народных, то у нас-то, у православных народов, они теснейшим образом переплетаются. И на утреннем богослужении в православный праздник должно царить благочестие и молитвенное внимание в обращении к Богу, Богородице, всем Его святым и бесплотным небесным силам. А после – пой и веселись вдоволь, как и сказал владыка Кирилл в проповеди. И, ведь, ни у какого идиота, будь он сколько угодно весел и доброжелателен, не возникнет идея в мусульманский праздник врубить на полную мощность татарские гармошки через усилитель прямо перед входом в мечеть.

Почему же на нынешнем русском православном Каравоне ровно это стало возможным? Что, сотрудник районного дома культуры Света, которая управляла площадкой «молодецкие забавы» напротив храма, недоглядела? Нет, у неё были указания руководства, да и причём здесь именно эта площадка, непосредственно перед входом в храм, если таких площадок по официальным источникам было около двадцати, половина которых – вблизи храма! Так что весёлая разудалая музыка, зазывы и прибаутки неслись отовсюду, прорываясь в храм и во время пения «Иже Херувимы…» и во время чтения Евангелия, и во время «Тебе поем...», и сквозь возгласы «Святая – святым!», «Со страхом Божиим и верою, приступите!»…

Ну, и где здесь соработничество светской власти с представителями православного духовенства, тем более, на высшем уровне? Где уважение к религиозным чувствам? Где, в конце концов, традиционное татарское гостеприимство? Даже не татарское, а чисто человеческое?

Поэтому все высокие слова – как произнесённые с высоких трибун, так и на банкетах в более узком кругу – о межконфессиональном согласии и взаимном уважении при таких обстоятельствах больше похожи на пустой обыденный трёп для галочки…

Полагаю, что описанный случай, который произошёл на празднике «Каравон-2021» с оскорблением митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла и православных верующих – не установка руководства республики, а уже тем паче лично главы региона Рустама Минниханова, который, будучи выходцем из глубинки, ценит народные традиции. Хочется думать, что произошедшее всего лишь случайность, легко устранимые недоработки службы протокола и других чиновников.

А вот про этих чиновников хочется сказать особо. Увы, для многих современных чиновников характерно безразличие к народной жизни, к её истокам, приоритетам и ценностям. Однако в Татарстане на это накладывается еще и этнический фактор. Давайте посмотрим, кто заполняет вертикаль от первого лица и до самого низового звена в организации русского православного праздника «Каравон»? Извольте, перечисляем: Аюпова Ирада Хафизяновна – министр культуры Республики Татарстан; Зарипов Ильдус Фатихович – глава Лаишевского муниципального района РТ; Хабибуллина Эльвира Василовна – начальник отдела культуры ИК Лаишевского муниципального района РТ; Алеев Эрнст Хабибуллович – глава, руководитель ИК Никольского сельского поселения Лаишевского муниципального района РТ.

Тут будет к слову сказать, что Лаишевский район издавна по преимуществу населён русскими, православными. А как думаете, являются ли перечисленные господа специалистами по русской православной культуре? Вопрос, очевидно, риторический.

Общество русской культуры Республики Татарстан с самого своего основания буквально воевало за восстановление народных православных традиций в РТ, с первого фестиваля «Каравон-1992» рассматривая Русское Никольское как плацдарм, потенциальный эталон будущей реализации всей полноты русской православной народной культуры. Мы радовались, когда у нас получалось в первые годы, что в с. Русское Никольское проводились богослужения, приезжал настоятель Никольского кафедрального собора г. Казани протоиерей Иоанн Протащук (почил 25 марта 1995 г.), когда из руин силами меценатов, прихожан и священства поднимался сельский храм Николая чудотворца, который стоит сейчас во всём своём великолепии. Ведь мы почти каждый фестиваль в девяностых собирали подписи под коллективными прошениями к властям о восстановлении этого храма. Радовались, когда на очередном «Каравоне» под колокольный звон все участники и гости поздравляли только что обвенчавшуюся пару. И мы очень радовались, когда, наконец, узнали, что нынешний праздник будет предварять литургия, которую возглавит лично митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл.

Но когда я подошёл к владыке Кириллу после нынешнего богослужения в Никольском под благословение и радостно поздравил его с первой архиерейской литургией в день православного праздника Николая чудотворца и народного праздника «Каравон», он сказал: «И последней…». Лишне говорить, что репортаж о событии, опубликованный на сайте митрополии, был совершенно нейтральным – кто же там возмутится по такому случаю?

Но нам очень хочется верить, что даже после такого пренебрежительного приёма владыка Кирилл оттает, что со стороны руководства Республики Татарстан и лично президента Рустама Минниханова на самом деле нет пренебрежения к служению нашего священства и священноначалия и что юбилейный XXX фестиваль русского фольклора в Никольском пройдёт подобающе – во всей полноте русских православных традиций, начавшись с богослужения, с молитв к Богу и Святителю Николаю – как настоящий русский православный праздник.

Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отделения Русского собрания, доцент Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры, один из основателей фестиваля русского фольклора «Каравон»


Крестный ход вокруг храма Святителя Николая в с. Русское Никольское перед началом праздника «Каравон» возглавляет митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. Фото с сайта Татарстанской митрополии

Хороводная поляна после Каравона. «Артели», «беседки». Фото автора.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Михаил Щеглов
«Существование столь "суверенного" телерадиоканала опасно»
Михаил Щеглов просит Президента отреагировать на деструктивную деятельность руководителя ТНВ Ильшата Аминова
28.07.2021
«Эхо Москвы» пропагандирует ЛГБТ среди детей?
Необходимо подготовить соответствующее заключение, дабы «прижать хвост» разгулявшемуся рупору либералов
27.07.2021
Великое освящение возрождённого Собора Казанской иконы Божией Матери
Фоторепортаж с места событий нашего постоянного автора Михаила Юрьевича Щеглова
23.07.2021
Возродится ли Седмиозёрный крестный ход под Казанью?
Впечатления и размышления паломника
12.07.2021
Это и есть «гармония межрелигиозных отношений», Рустам Нургалеевич?
Как на традиционном русском празднике «Каравон» светская власть оконфузилась перед церковной
25.05.2021
Все статьи Михаил Щеглов
Последние комментарии
За жертвователей в храме будут молиться
Новый комментарий от Евгений Х.
21.09.2021 20:12
Возможно ли объединение патриотических сил?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
21.09.2021 18:03
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Анатолий Степанов
21.09.2021 17:51
Готовится антихристианское кощунство
Новый комментарий от Кочерыжка
21.09.2021 15:19
«Новые люди» как инструмент либерального транзита власти
Новый комментарий от Калужанин
21.09.2021 14:47
В новой Думе «новые люди»?
Новый комментарий от Человек
21.09.2021 12:42
«Геолог, исследователь, педагог, публицист, коллекционер»
Новый комментарий от Наталья Сидорина
21.09.2021 10:09