В минувшую субботу 22 мая в селе Русское Никольское Лаишевского района Республики Татарстан прошёл XXIX фестиваль русского фольклора «Каравон», название это означает «Хоровод» на местном старорусском диалекте. Первые десять фестивалей с 1992 по 2002 г. проводились почти целиком силами общественников и энтузиастов – Общества русской культуры г. Казани и совета местного самоуправления с активом Никольского дома культуры, ставшего центром сохранения уникальных традиций русских хороводов и других песенных и обрядовых традиций села. Благо их носители составляли долгие годы сплочённый коллектив, обладающий собственным колоритом и могучей глубиной русского народного творчества. Мероприятие традиционно из года в год поддерживал и отдел культуры администрации района и Республиканский научно-методический центр народной культуры и культпросвет работы регионального Министерства культуры, а также, Управление культуры г. Казани и ряд других структур.
Истоки местного праздника «Каравон» – не только в эхе от ещё дохристианских хороводов, а в укоренившихся последние столетия самых настоящих православных народных традициях, приуроченных здесь к престольному празднику села – дню Николая Угодника. В честь этого святого, одного из самых почитаемых в русском народе, освящён и местный храм. Исстари после церковной службы и трапезы народ здесь выходил в этот день на гуляния, люди пели «артелями», «беседками», а под вечер девицы водили хороводы. Сохранили их для современников никольские бабушки, бывшие во времена хрущёвского запрета народно-православных традиций в 1955 г. ещё девицами. Особые хороводы, Никольские, играли под три песни: «Как по морю», «При долу-долочке» и «Как по речке». И ныне эти песни от бабушек перенимает молодёжь, даже дети играют Каравон.
После встречи в ноябре 2002 года первого президента РТ Минтимера Шаймиева с представителями Общества русской культуры г. Казани и Казанского отделения Международной славянской академии наук, искусств, культуры и образования и подписания соответствующего протокола с 2003 года «Каравон» становится государственным республиканским праздником и ежегодно проводится наряду с татарским Сабантуем по указу президента РТ министерством культуры с привлечением республиканских ресурсов.
И прежний глава региона, и нынешний при любых обстоятельствах говорят о межнациональном и межконфессиональном согласии на вверенной им территории, как одном из главных своих достижений. Вот, и выступая на открытии фестиваля русского фольклора «Каравон» в прошедшую субботу 22 мая 2021 года, Рустам Минниханов снова призвал «бережно относиться к нашей истории, традициям», напомнил о том, что идёт Год родных языков и народного единства. И предваряющий этот государственный (РТ) праздник официальный текст поздравления Минниханова, лишний раз напоминает о «многонациональном Татарстане» и что праздник «Каравон» с незапамятных времён гармонично вписался в православную культуру.
Абсолютно прав Рустам Нургалеевич, говоря о православной сути праздника, которую наша митрополия именно в нынешнем году приняла усилия соблюсти. Но слова-то правильные, вот, только, почему же с высокой трибуны вслед за поздравлениями президента Минниханова к народу не прозвучали поздравления и нашего владыки митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла? Больше того, владыки вообще не оказалось среди высоких гостей нынешнего праздника русского фольклора «Каравон», хотя в Никольском храме в этот день он служил литургию!
Конфуз невероятный для похваляющихся «гармонией межрелигиозных отношений» и «уважением исконно православной традиции» властей Республики Татарстан! То, что произошло на празднике «Каравон» в этом году, является не просто неуважением, но и прямым оскорблением православных верующих и митрополита Кирилла.
Впрочем, обо всём по порядку.
Митрополит Кирилл прибыл в Русское Никольское на праздник вовремя, как и все ждали, в начале девятого утра, благо, храм стоит в самом центре села, рядом со зданием Совета местного самоуправления и клубом. Ещё за час до встречи высокого гостя и богослужения началась исповедь, многие жители села и прибывшие гости в этот торжественный праздничный день готовились к причастию. Храм Николая чудотворца прибран, наряден, праздничен. Люди – тоже. Во всём зримом – настоящий праздник, ведь правящий архиерей будет здесь служить в этот день литургию впервые более чем за сто лет! Богослужение шло своим чередом, по подобающему архиерейскому чину. Пел хор Казанской духовной семинарии, а «Символ веры» и «Отче наш», как полагается, пели все прихожане, два протодиакона чинно и вдохновенно помогали. Во время службы то и дело в храм заходили люди в красочных русских костюмах – подавали в свечной ящик записки – помянуть своих – кого «О здравии», кого «Об упокоении», ставили свечи, молились. Но вот, по мере богослужения свозь открывающиеся двери храма уже в конце Литургии оглашенных начинала доноситься с улицы весёлая музыка, через усилители звучали голоса зазывал. Но пока люди находились внутри храма, внешние звуки ещё не были слишком навязчивы. После причастия и короткого праздничного молебна владыка Кирилл обратился к верующим с короткой проповедью.
Слова этой проповеди, сказанные и так-то тихим голосом, ещё постоянно заглушались внешними звуками, но, тем не менее, хоть выбивай в граните, положив в основу всякого русского праздника, неразрывно связанного с православием. Вот что врезалось в память:
«…Как можно в праздник прекрасный не помолиться? Помолись в храме, и иди, пожалуйста, веселись, радуйся жизни! Праздник русский, христианский "Святитель Николай" – фактически наш национальный…. Основание веры и жизни христиан – Сам Господь наш Иисус Христос и те святые люди, кто создал нашу церковь, как святитель Николай. Он стал для нас общим нашим святым, за помощью к которому все мы обращаемся. Пусть по молитвам святителя Николая Господь спасёт и сохранит нашу страну, вразумит всех тех, кто ещё не почувствовал, не увидел и не познал Бога. Для нас очень важно, чтобы мы хранили самое настоящее и подлинное богатство нашего народа – нашу святую православную веру. Если у нас будет крепкая вера, то сохранится и наш народ…».
Запечатлелась в мозгу и в душе, наверное, главная мысль этой проповеди владыки Кирилла: «Как можно без Бога вообще что-то делать? Какой без Бога праздник?!»
Но что же ждало прихожан и гостей храма, когда все вышли из церкви и двинулись вокруг неё крестным ходом, возглавляемым митрополитом Кириллом? Поначалу – звон колоколов, пение хора, возгласы и молитвы священства, и за алтарём, когда читали Евангелие от Марка о приходе жен мироносиц к отворенному гробу и заставшими там ангела, возвестившего им о Воскресении Христа, всё было более-менее пристойно, лишь иногда прорывались звуки «светского праздника». Но когда крестный ход, обойдя церковь кругом, вернулся к её входу, ни молитвы владыки Кирилла Святителю Николаю, ни Евангелия слышно почти не было – вовсю вопили динамики, установленные почти напротив церкви. Кто-то замахал через церковную ограду руками в сторону площадки, я же попросил людей, стоящих за оградой добежать до оператора микшерского пульта, попросить выключить пока музыку. Но так и читалось Евангелие перед святым храмом под грохот «Калинки-малинки»! И только когда народ стал заходить внутрь, музыку и удалые возгласы зазывал убавили. Но поздновато…
И, что самое удивительное, что ни в течение всего богослужения, ни по его окончании, ни одного «гонца» от президента Минниханова и его высокого окружения! Ни «как дела, может быть надо что-нибудь, может помощь какая нужна»? Никакого взаимодействия! Даже перекусить не пригласили никого, ни владыку со священством, ни певчих студентов семинарии. И, как выяснилось, такое отношение началось «с вешалки» – на входе ещё задолго до начала официального открытия праздника автомобили со священнослужителями на территорию не пустили. Так что те вместе с владыкой Кириллом с вещами торопились в храм пешком.
Я поинтересовался у старшего по званию, дежурившего на входе рослого здорового капитана МВД республики, что же он не пропустил автомобили митрополии?
– Не положено. Мы по приказу работаем, – заученно парировал капитан.
– Надо было вашему владыке в шесть утра приезжать, чтобы проехать свободно. Да и сам президент Минниханов тут вышел и дальше пешком пошёл, – подумав ещё заключил капитан мне, оторопевшему от такой «железной логики» полицейского.
– Ну, Вы сравнили! Президент и прибыл территорию осмотреть, с народом пообщаться, а митрополиту прежде общения с народом Богу служить надлежало, у священников – облачение и богослужебные принадлежности в церковь должны быть доставлены, надо же понимать, раз вы на входе поставлены, – отчитывал я капитана, разумеется, совершенно бесполезно. Я быстро стал капитану скучен, и он дальше занялся «своим делом».
Сотрудники полиции и росгвардейцы в пятнистой форме были тут на празднике повсюду, и не только они. Из официальной сводки с сайта силовиков: «Для дополнительного контроля за состоянием общественного правопорядка во время мероприятия сотрудники отдела эксплуатации беспилотных летательных аппаратов и привязных аэростатов Управления Росгвардии по РТ развернули комплекс высотного видеонаблюдения «ОКО-60» на базе привязного аэростата.Благодаря профессиональной работе сотрудников Росгвардии и МВД по РТ грубых нарушений общественного правопорядка в период проведения мероприятия не допущено».
Да, аэростат привязной действительно весь день белел в небе, и за безопасность спасибо, конечно, но…
В общем, владыка Кирилл как приехал к вывеске «Каравон» и заграждениям с этим капитаном и другими сотрудниками, так и уехал от этого же места сразу после окончания богослужения, оставив обескураженными благочинного по лаишевскому округу игумена Никодима (Шушмарченко), так и совсем расстроившегося настоятеля сельской церкви Николая чудотворца иерея Ярослава Филиппова, на котором в создавшейся ситуации уж точно никакой вины нет.
А организаторы праздника и первые лица, по всему судя, ровным счётом ничего не заметили, несмотря на то, что вроде бы владыка Кирилл должен был по плану открывать какую-то выставку. Да и многие тысячи народа, прибывшего на праздник – разве не важно, чтобы они видели и слышали своего митрополита?! Но как тому было ещё поступить при таком пренебрежении светской власти к его служению и к нему самому?
А на празднике звучали речи с трибун, вручение наград, обещания, интервью прессе, общение с народом. И, да, обязательно сплясать с русскими красавицами под видео камеры! Ну, и банкет, разумеется. С гостями важными, да и «со своими» надлежит должным образом пообщаться в неформальной обстановке. Председатель Комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, заместитель Председателя Комитета ГД РФ по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов, депутат ГД РФ Ирек Богуславский – гости важные. Ну и «свои» – министр культуры, глава района, и даже председатель Верховного суда РТ, и, как говорится, «другие официальные лица». Банкет, как положено – с торжественными речами, с перечислением побед и восхвалением победителей. Но православному священству, что получается, на этом «празднике чиновничества» – не место?
Кстати, как только пустеют VIP-трибуны крытого (на всякий случай от дождя) шатра, специально устроенного на площади перед храмом и клубом села напротив концертной сцены, а значит, высокие гости потянулись на банкет, так всем, кто несёт ответственность за проведение мероприятия, становится скучно. Все знают, что высокое начальство после банкета разъедутся восвояси, и за дальнейшее качество и ход мероприятия никто не спросит. Именно поэтому много лет кряду на «Каравоне» вовсе не доходило дело до собственно Каравона-Хоровода на традиционной поляне. Но в этом году подуставшие фольклористы вышли-таки на траву на хороводную поляну, сыграли Каравон – насколько хватило сил после «обязательной программы» на сцене и на уложенной плиткой площадью перед клубом и шатром с высокими гостями. Здесь на лугу у многих и второе дыхание открылось, образовались одна, две, три «беседки», «артели», артисты пели с народом и фольклор, и «Катюшу» со «Смуглянкой». Песни, шутки – неиссякаемы в русском народе.
Татары, кстати, по своей натуре – народ тоже весёлый и музыкальный, от нас, русских не отстают. И понятно, что татарский Сабантуй – чисто народный праздник, не связанный с религией. Но если в исламе религиозные традиции отделены от народных, то у нас-то, у православных народов, они теснейшим образом переплетаются. И на утреннем богослужении в православный праздник должно царить благочестие и молитвенное внимание в обращении к Богу, Богородице, всем Его святым и бесплотным небесным силам. А после – пой и веселись вдоволь, как и сказал владыка Кирилл в проповеди. И, ведь, ни у какого идиота, будь он сколько угодно весел и доброжелателен, не возникнет идея в мусульманский праздник врубить на полную мощность татарские гармошки через усилитель прямо перед входом в мечеть.
Почему же на нынешнем русском православном Каравоне ровно это стало возможным? Что, сотрудник районного дома культуры Света, которая управляла площадкой «молодецкие забавы» напротив храма, недоглядела? Нет, у неё были указания руководства, да и причём здесь именно эта площадка, непосредственно перед входом в храм, если таких площадок по официальным источникам было около двадцати, половина которых – вблизи храма! Так что весёлая разудалая музыка, зазывы и прибаутки неслись отовсюду, прорываясь в храм и во время пения «Иже Херувимы…» и во время чтения Евангелия, и во время «Тебе поем...», и сквозь возгласы «Святая – святым!», «Со страхом Божиим и верою, приступите!»…
Ну, и где здесь соработничество светской власти с представителями православного духовенства, тем более, на высшем уровне? Где уважение к религиозным чувствам? Где, в конце концов, традиционное татарское гостеприимство? Даже не татарское, а чисто человеческое?
Поэтому все высокие слова – как произнесённые с высоких трибун, так и на банкетах в более узком кругу – о межконфессиональном согласии и взаимном уважении при таких обстоятельствах больше похожи на пустой обыденный трёп для галочки…
Полагаю, что описанный случай, который произошёл на празднике «Каравон-2021» с оскорблением митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла и православных верующих – не установка руководства республики, а уже тем паче лично главы региона Рустама Минниханова, который, будучи выходцем из глубинки, ценит народные традиции. Хочется думать, что произошедшее всего лишь случайность, легко устранимые недоработки службы протокола и других чиновников.
А вот про этих чиновников хочется сказать особо. Увы, для многих современных чиновников характерно безразличие к народной жизни, к её истокам, приоритетам и ценностям. Однако в Татарстане на это накладывается еще и этнический фактор. Давайте посмотрим, кто заполняет вертикаль от первого лица и до самого низового звена в организации русского православного праздника «Каравон»? Извольте, перечисляем: Аюпова Ирада Хафизяновна – министр культуры Республики Татарстан; Зарипов Ильдус Фатихович – глава Лаишевского муниципального района РТ; Хабибуллина Эльвира Василовна – начальник отдела культуры ИК Лаишевского муниципального района РТ; Алеев Эрнст Хабибуллович – глава, руководитель ИК Никольского сельского поселения Лаишевского муниципального района РТ.
Тут будет к слову сказать, что Лаишевский район издавна по преимуществу населён русскими, православными. А как думаете, являются ли перечисленные господа специалистами по русской православной культуре? Вопрос, очевидно, риторический.
Общество русской культуры Республики Татарстан с самого своего основания буквально воевало за восстановление народных православных традиций в РТ, с первого фестиваля «Каравон-1992» рассматривая Русское Никольское как плацдарм, потенциальный эталон будущей реализации всей полноты русской православной народной культуры. Мы радовались, когда у нас получалось в первые годы, что в с. Русское Никольское проводились богослужения, приезжал настоятель Никольского кафедрального собора г. Казани протоиерей Иоанн Протащук (почил 25 марта 1995 г.), когда из руин силами меценатов, прихожан и священства поднимался сельский храм Николая чудотворца, который стоит сейчас во всём своём великолепии. Ведь мы почти каждый фестиваль в девяностых собирали подписи под коллективными прошениями к властям о восстановлении этого храма. Радовались, когда на очередном «Каравоне» под колокольный звон все участники и гости поздравляли только что обвенчавшуюся пару. И мы очень радовались, когда, наконец, узнали, что нынешний праздник будет предварять литургия, которую возглавит лично митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл.
Но когда я подошёл к владыке Кириллу после нынешнего богослужения в Никольском под благословение и радостно поздравил его с первой архиерейской литургией в день православного праздника Николая чудотворца и народного праздника «Каравон», он сказал: «И последней…». Лишне говорить, что репортаж о событии, опубликованный на сайте митрополии, был совершенно нейтральным – кто же там возмутится по такому случаю?
Но нам очень хочется верить, что даже после такого пренебрежительного приёма владыка Кирилл оттает, что со стороны руководства Республики Татарстан и лично президента Рустама Минниханова на самом деле нет пренебрежения к служению нашего священства и священноначалия и что юбилейный XXX фестиваль русского фольклора в Никольском пройдёт подобающе – во всей полноте русских православных традиций, начавшись с богослужения, с молитв к Богу и Святителю Николаю – как настоящий русский православный праздник.
Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отделения Русского собрания, доцент Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры, один из основателей фестиваля русского фольклора «Каравон»
Крестный ход вокруг храма Святителя Николая в с. Русское Никольское перед началом праздника «Каравон» возглавляет митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. Фото с сайта Татарстанской митрополии
Хороводная поляна после Каравона. «Артели», «беседки». Фото автора.