«Идолопоклоннический цезаризм безбожен, безответственен, деспотичен»

Иван Александрович Ильин о фашизме

Лариса Кудряшова 
2 Rodion  Калужанин 
08.05.2021 2732

«Гитлер идёт по пути антихриста... предваряя большевиков»

(И.А. Ильин)

Вся жизнь И.А.Ильина, выдающегося русского мыслителя, публициста и общественного деятеля, прошла во имя России и для России, хотя большую часть своего земного пути великому патриоту нашей Родины пришлось провести в пространственном отрыве от нее.

Неутомимому борцу за русскость и возрождение России довелось познать изгнание богоборческими властями из Отечества, преследование и гонения в эмиграции, безработицу и отсутствие материальных средств, нестерпимую тоску по Родине. Переносил Ильин удары судьбы стойко и подвижнически, сохраняя горячую сыновнюю любовь к России и твердо, несомненно, веря в ее духовное воскресение.

Нынче кому-то очень хочется заподозрить И.А.Ильина в «коллаборационизме» и якобы приверженности его к национал-социалистической партии Германии, приведшей к власти в 30-х годах Гитлера с его нацистско-фашистским режимом.

Для того, чтобы не идти на поводу у слухов, сплетен и провокационных подозрений, нужно обратиться к реальным фактам биографии И.А. Ильина и его трудам.

Нужно сказать, что если имени этого мыслителя, резко критиковавшего идеи коммунизма, в 70-х годах не знали даже в научных кругах в России, то сегодня и жизненный путь, и творчество его подробно изучены многими исследователями (Полторацкий Н.П., Томсинов В.А., Сохряков Ю.И., Лисица Ю.Т., Репников А.В., Зернов И., Евлампиев И.И., Блохина Н.Н., Калягин А.Н. и другие).

Кроме того, в Отдел редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова в 2006 году поступила обширная библиотека Ильина вместе со всем его архивом. Ни много ни мало - 12 коробок с книгами по русской литературе, истории и философии, где из 630 изданий - 563 на русском языке. И 88 коробок с документами, письмами и фотографиями. Архив Ильина, вывезенный из Швейцарии его учеником и исследователем Н.П. Полторацким, с 1965 года хранился в Университете штата Мичиган.

С 1989 года труды И.А. Ильина стали издаваться в России. С 1993 по 2008 год выпущено 28 томов собрания сочинений (составитель Ю.Т. Лисица). Вышли и отдельные его книги.

Итак, что сегодня доподлинно известно о жизни и трудах И.А.Ильина в изгнании?

В послереволюционной России большевики шесть раз подвергали Ильина аресту, дважды судили (30 ноября 1918 года на Президиуме Коллегии Отдела по борьбе с контрреволюцией и 28 декабря 1918 года в Московском Революционном трибунале). Оба раза он был оправдан за недостаточностью обвинений и амнистирован. Последний раз его арестовали 4 сентября 1922 года и обвинили в том, что он «с момента октябрьского переворота до настоящего времени не только не примирился с существующей в России Рабоче-крестьянской властью, но ни один момент не прекращал своей антисоветской деятельности».

Ильин чудом избежал расстрела по 58-й статье (контрреволюционная деятельность) и был выслан с женой Натальей Николаевной 26 сентября 1922 года вместе с большой группой ученых философов и литераторов по приказу Ленина на «Философском пароходе» из России в Штеттин, в Германию.

В Германии Господь судил ему прожить 16 лет. Он активно участвовал в работе по организации Религиозно-философской академии, философского общества и журнала при ней. В открывшемся в январе 1923 года Русском научном институте в Берлине Иван Александрович как профессор и преподаватель права, этики, введения в философию и эстетику проработал до 1934 году. Преподавал на русском и немецком языках. В 1926-1938 годы он около 200 раз выступал с лекциями о русской культуре, об основах правосознания, о возрождении России в Германии, Латвии, Швейцарии, Бельгии, Чехии, Югославии и Австрии. Но центральное место в его жизни занимали философское творчество и политика. Всего Иван Ильин написал более 50 книг и свыше тысячи статей на русском, немецком, французском и английском языках, стремясь «во всём показать луч Божий». В 1927-1930 годах был редактором-издателем журнала «Русский колокол». Но, придерживаясь принципов вне- и надпартийности, никогда не был членом ни одной партии или политической организации.

Германия 20-30-х годов переживала экономический кризис, распад страны, кризис власти. Опережавшая до Первой Мировой войны в своем экономическом развитии даже Англию, потерпевшая в этой войне крах, Германия испытывала хозяйственный упадок и политический коллапс. Император Вильгельм II был свергнут буржуазной революцией 1918 года. На родине Маркса, Энгельса, Бебеля и Либкнехта было широко развернуто революционное движение, зовущее к социализму. Страна была разорвана на мелкие части, которые непрестанно враждовали и воевали друг с другом. Царили безработица, хаос и обнищание.

Все эти проблемы немецкого народа и обещало решить новое национал-социалистическое движение, игравшее на чувствах и ожиданиях народа, а позже переродившееся в фашизм, который развязал 2-ю Мировую войну, принесшую миру, России и самой Германии неисчислимые бедствия, скорби и потери. Очевидно, учитывая успехи руководителя немецких коммунистов Тельмана и его соратников в борьбе за социализм, новое движение не преминуло назваться «социалистическим» и шло к своей цели постепенно.

Зародившись в 1919 году, национал-социалистическая немецкая рабочая партия со своим лидером Гитлером выдвигала до своего прихода к власти идеологическую платформу, обещавшую поставить заслон коммунизму и провести справедливые социально-политические реформы. Гитлер заявлял, что его партия «руководствуется принципами законности и стремится прийти к власти только конституционным путём».

Национал-социалисты провозглашали, что свою политическую, правовую и хозяйственную деятельность они будут строить, якобы, на социальной справедливости, честном распределении собственности, на внеклассовости, братском единении, обновлении и возрождении страны. Провозглашались идеи патриотизма, защиты самобытности германского народа, культивировались чувства готовности к жертвенному служению, дисциплине, к полному подчинению строгой однопартийной власти, предлагалось склониться под одну «сильную руку».

Да ведь и все свержения тронов, перевороты, революции и мятежи, полыхавшие когда-либо в разных уголках мира, вершатся именно якобы «для народа и во благо народа».

Новые «радетели» за благо немецкого народа, приведшие к власти в Германии Гитлера, вскоре явили миру страшный оскал фашизма.

2 августа 1934 года Гитлер, еще 30 января 1933 года назначенный рейхсканцлером Веймарской республики, присваивает себе титулы «фюрера и рейхсканцлера» Германии.

19 августа 1934 года прошел референдум по вопросу совмещения Гитлером функций рейхспрезидента и рейхсканцлера. В тот же день на верность ему приводятся к присяге Вооруженные силы Германии. Тем самым все важнейшие посты в государстве объединены, а контролирующие инстанции уничтожены.

Получив полную и безраздельную власть, новый режим отбросил прежние лозунги.

Но «массовый психоз» целой нации случился не в один миг. Многих вначале привлекли идеи, выдвинутые в час национальной опасности, якобы, для уничтожения «коммунистической чумы», для «счастья» и сохранения немецкого народа.

В своей статье «Национал-социализм. Новый дух», опубликованной в Париже 17 мая 1933 года, написанной более чем за год до полной узурпации государственной власти Гитлером, И.А. Ильин говорит именно о тех, первоначально провозглашенных, идеях и реформах, которые все эти годы выдвигала и обещала немецкому народу выполнить в его интересах и для его блага рвущаяся к власти национал-социалистическая партия, лукаво скрывающая свою суть. Эта статья и послужила ненавистникам русского патриота поводом бросать в него камни.

К слухам и предположениям, прозвучавшим еще при жизни Ильина, о возможности, якобы, «совместных» действий русских антикоммунистических сил за рубежом и немецких национал-социалистов сам мыслитель относился иронически. В этой же статье 1933 года он писал, что представляются «обывательски-ребячьей» и «улично-провокационной» затеей размышления о том, «когда» и «куда» русские и немецкие враги коммунизма «начнут совместно маршировать». «Не стоит обсуждать этого вздора...».

Как только Гитлер пришёл к власти, личина благодетеля народа была сброшена. У здравомыслящих людей в Германии отрезвление настало быстро.

И.А.Ильин, увидевший вначале в «новых идеях» национал-социализма поиск справедливых социально-политических реформ и стремление оградить немецкий народ от коммунизма, очень рано сумел распознать подлинное лицо нацизма и понять, что «Гитлер идет по пути антихриста, предваряя большевиков» («О фашизме»).

Уже в 1934 году (сразу после прихода Гитлера к власти) за отказ вести преподавание в соответствии с партийной программой национал-социалистов Ильин был удален из Института и преследовался тайной полицией – гестапо. То есть он ясно и прямо отказался от сотрудничества с фашистской властью. В 1938 году гестапо наложило арест на все его печатные труды и запретило ему публичные выступления. Ильин решил покинуть Германию. И хотя на его выезд был наложен запрет, несколько счастливых случайностей (в чем он усматривал Промысл Божий) помогли ему получить визы для себя, своей жены и уехать в Швейцарию. Здесь им удалось закрепиться, благодаря финансовой поддержке Сергея Рахманинова.

В Швейцарии Ильину была запрещена политическая деятельность, поэтому 215 бюллетеней заочных чтений он писал только для единомышленников. После его смерти эти политические статьи были изданы в двухтомнике «Наши задачи». Удалось Ивану Александровичу также в оставшиеся годы закончить и издать книгу, над которой он работал более 33 лет - «Аксиомы религиозного опыта».

Вместе с тем И.А. Ильин дал оценку фашизма как явления. В своей статье «О фашизме», написанной в 1948 году, он раскрыл все опасности и угрозы, таящиеся в нем. Говоря о том, что «фашизм есть явление... далеко еще не изжитое», он предупреждал, что, если когда-нибудь хоть какое-нибудь движение в мире, имеющее патриотические цели, последует фашистской идеологии и практике - это будет означать для него и тех, на кого они могут быть направлены, крах и гибель.

Он указывает, в чем несостоятельность и опасность фашизма или «национал-социализма»: «1. Безрелигиозность. Враждебное отношение к христианству, к религиям, исповеданиям и церквам вообще.

2. Создание правового тоталитаризма как постоянного и якобы «идеального» строя. 3. Установление партийной монополии и вырастающей из нее коррупции и деморализации. 4. Уход в крайности национализма и воинствующего шовинизма (национальная «мания грандиоза»). 5. Смешение социальных реформ с социализмом и соскальзывание через тоталитаризм в огосударствление хозяйства. 6. Впадение в идолопоклоннический цезаризм с его демагогией, раболепством и деспотией».

«... Политический режим, - по убеждению И.А. Ильина, - нападающий на Церковь и религию, вносит раскол в души своих граждан, подрывает глубокие корни правосознания и начинает сам претендовать на религиозное значение, что безумно... Гитлер, с его вульгарным безбожием, за которым скрывалось столь же вульгарное самообожение, так и не понял, что он идет по пути антихриста, предваряя большевиков».

Осудил Ильин и тоталитарный режим нацизма, отличающийся от авторитарного режима, который возможен, на его взгляд, даже в самых демократических государствах в час национальной опасности, когда все здоровые силы народа всегда концентрируются в направлении охранительно-диктаторском.

Как и установление партийной монополии, указав, что недостатки и ошибки партийности в гитлеровской Германии достигли своего высшего выражения. Полное подчинение и невозможность мыслить самостоятельно зовет людей к бессмыслию и лицемерию, в результате чего к власти приходят симулянты, взяточники, хищники, спекулянты, террористы, льстецы и предатели.

Осудил Ильин и политическую «манию грандиоза» фашисткой Германии, презирающую другие расы и национальности, как и стремление к их завоеванию и искоренению. «Чувство собственного достоинства совсем не есть высокомерная гордыня, - указывал мыслитель, - патриотизм совсем не зовет к завоеванию вселенной; освободить свой народ совсем не значит покорить или искоренить всех соседей. Поднять всех против одного народа, значит погубить его».

«Цезаризм, явившийся с приходом к власти Гитлера, - по словам Ильина, - есть прямая противоположность монархизма. Цезаризм безбожен, безответственен, деспотичен: он презирает свободу, право, законность, правосудие и личные права людей; он демагогичен, террористичен, горделив; он жаждет лести, "славы" и поклонения, он видит в народе чернь и разжигает ее страсти; он аморален, воинственен, жесток. Он компрометирует начало авторитарности и единовластия, ибо правление его преследует цели не государственные, и не национальные, а личные».

Так писал И.А. Ильин, предупреждая о том, что никому в мире не следует при государственном строительстве, при защите своего территориального и духовного пространства, как и при деятельности любого патриотического движения, повторять безумные ошибки и страшные заблуждения фашизма.

Конечно, те, кому очень хотелось бы «найти соринку» в глазу великого русского патриота, находят ее в его первоначальном восприятии национал-социалистического движения в Германии. И, видимо, не читают его других трудов или читают невнимательно. О таких И.А.Ильин писал: «Если автору необходимо искусство "писать", то читателю необходимо искусство "читать". Читать - значит верно и чутко воспринимать...» («О чтении и критике»).

Есть и такие читателя, которые любят вкладывать в уста писателя то, чего он и не говорил и видеть в его биографии то, чего он не делал. Кто-то, например, предполагает, что Ильин покинул Германию просто потому, что на него косо глядели оттого, что он – русский. Тут хочется напомнить тот факт его биографии, что на «Философском пароходе», прибывшем в Штеттин в сентябре 1922 года, было 160 русских писателей и философов, высланных советской властью из России. Известно ли, чтобы кто-нибудь из них подвергался гонениям со стороны новой власти в Германии 30-40-х годов?

И.А.Ильин, разрабатывавший идею сильного православного государства с ярко выраженной национальной идеей, много писал о русском патриотизме, освещая его, прежде всего, с точки зрения Евангелия и святоотеческого учения. Все труды этого мыслителя и публициста освещены светом Православия, которым и напитаны жизненные ценности человека Святой Руси. Этот свет не смогли погасить даже годы прямого богоборчества в России.

В эмиграции Иван Александрович особенно четко и остро ощутил различие между миропониманием русского человека и пониманием смысла бытия человеком западным. «Здесь, на Западе, - писал он в книге «Путь к очевидности», - вся культура (в совокупности хозяйства, политики, общественных устоев) строится по закону «человек человеку волк». Он говорит, что это «бессердечная культура». Даже и религия для западного человека – э то «надстройка» над материальным базисом. В то время, как на Руси приоритет ценностей всегда строился не на экономической жизни, а на духовно-нравственной сфере. Для русского человека развитие было не в движении вперед в одной и той же плоскости посредством технического прогресса, а в устремлении вверх путем внутреннего преображения, к Небу. И это непонятно и неприемлемо для Запада. Для Западной Европы, писал И.А.Ильин, «русское инородно, беспокойно, чуждо, странно и непривлекательно. Их мертвое сердце мертво и для нас. Они горделиво смотрят на нас сверху вниз...»

В своей статье «Что сулит миру расчленение России» (1950) Ильин воистину пророчески указывал: «Установим сразу же, что подготовляемое международною закулисою расчленение России не имеет за собою ни малейших оснований, никаких реально-политических соображений, кроме революционной демагогии, нелепого страха перед единой Россией и застарелой вражды к русской монархии и к Восточному Православию. Мы знаем, что западные народы не разумеют и не терпят русского своеобразия. Они испытывают единое русское государство как плотину для их торгового, языкового и завоевательного распространения. Они собираются разделить всеединый российский веник на прутики, переломать эти прутики поодиночке и разжечь ими меркнущий огонь своей цивилизацию. Им надо расчленить Россию, чтобы провести ее через западное уравнение и развязание и тем погубить ее: план ненависти и властолюбия...

Не умно это. Не дальновидно... и безнадежно на века. Россия – не человеческая пыль и не хаос. Она есть прежде всего великий народ, не промотавший своих сил и не отчаявшийся в своем призвании... Не хороните же его преждевременно!

Придет исторический час, он встанет из мнимого гроба и потребует назад все свои права!»

И в то же время русский патриотизм и здоровый национализм, о которых много говорил Ильин, никак не несут в себе черты нацизма, как кому-то это хотелось бы представить. Превозношение над другими народами ни в коей мере не было присуще этому замечательному сыну России, как и вообще не присуще русскому человеку и русскому народу в принципе.

Вернуться в Россию Ивану Александровичу довелось не скоро. Его имя и его труды стали известны на родине только после падения советской власти, в начале 90-х годов (о том, что это падение неминуемо произойдет, он говорил, предсказывая возможные дальнейшие пути нашего Отечества). Труды его повлияли на мировоззрение многих наших соотечественников, ратующих за традиционные духовно-нравственные ценности России и ее возрождение. Высоко ценил труды И.А. Ильина приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) и часто опирался на них в своих работах.

А в октябре 2005 года прах И.А.Ильина и его жены, по их завещанию, был перезахоронен в России – в некрополе Донского монастыря в Москве, недалеко от могилы любимого Иваном Александровичем писателя И.С. Шмелева.

Лариса Пахомьевна Кудряшова, русский православный поэт и публицист

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

28. Ответ на 25, боеприпас:

Полностью согласен с вами. Спасибо. Иногда про памятники мне приходила такая мысль: раз уж такие колебания во взглядах общества - то пусть перестанут вообще воздвигать памятники людям. Есть другие способы оставить живую память о человеке: храмы, больницы, школы, университеты, вокзалы, дороги, каналы, заводы, площади, усадьбы, сады, пруды и пр. Книги в конце концов. А человекоподобные памятники людям...особенно при жизни... Не знаю. Но такие мысли в университетских годах витали.

27. Ответ на 23, Потомок подданных Императора Николая II:

Добрый вечер! На счёт И. Солоневича я хотел бы высказать свою точку зрения, построенную на противоречии. Одну позицию как бы в спор с вами, другую позицию как бы в поддержку вашу. И оба мои высказывания опирались бы на творчество И. Солоневича. Но я этого делать не буду. Почему? Объяснюсь. Вы в своем комментарии, связали его фамилию с Войной. Я понимаю, что Великую Отечественную Войну и Вторую Мировую как исторические события и народный подвиг нельзя омрачать. Я, как и Вы, сын своего отчества. Естественно, если я сейчас что-то напишу положительное о Солоневиче, то это, во-первых, всё равно не возымеет действие в большинстве случаев, во-вторых (и это главное) только возбудит страсти, при которых никакой объективности с двух сторон мы уже не дождёмся. Я не хочу ругаться. А искать подробности и факты в И. Солоневиче… Нужно много потратить на это времени и труда. Всем. Легче просто воспользоваться чьими-то лекалами (кто-то что-то о нём сказал, написал). Всё-таки XX век лживый, почти с самого начала и до конца; и больше всего лжи писали не сами люди, а о них другие; «век информации». Правильно конечно было бы узнать подробности и пояснения у знатока/знатоков, подробно, плотно, может быть даже с любовью, изучившего биографию и творчество этого человека. Пока такого, наверное, нет. Поэтому самой безобидной вещью могут быть только собственные слова автора (в данном случае И. Солоневича). Я думаю, вы понимаете, что всё вышесказанное я написал ради того, чтобы мы с вами не ухудшили даже и интернетные отношения. Стараюсь не провоцировать на жёсткий ответ.

Насколько мне известно, во время Войны, Солоневича несколько раз арестовывали гестапо. Не зря же он после арестов написал: «В Германии мои дела пошли довольно плохо. Германское правительство, после некоторых обоюдных разочарований, запретило продажу моих книг. Попытки сбежать в Америку не удались. Иностранные гонорары оказались отрезанными войной. Мне и моей семье глядел в глаза наш старый социалистический знакомый: голод».

А вообще не находите вы интересным тот факт, что и 1 и 2 мировые войны были у нас с Германией, с немцами? И основоположниками идеологии, господствовавшей в СССР тоже были немцы? Открываю «Философский словарь» (Политиздат, 1987), «Марксизм-Ленинизм - научная система философских, экономических, и социально-политических взглядов созданная Марксом и Энгельсом, творчески развитая в новых условиях Лениным… Он был создан на базе критической переработки достижений немецкой классической философии (Гегель, Фейербах)… дальше тут Смит, Фурье... которые Ленин называл источниками марксизма». На этом заканчиваю реплику.

26. Ответ на 24, Потомок подданных Императора Николая II:

Пока холопы с шумом оплёвывают друг друга, жирные паны в безопасности. ) Да это же марксизм в изложении для чайников. Марксизм-лайт с баночкой баварского в руках и баварскими сосисками на столике. (Если правильные кадры увидят здесь аллюзию на известный мем, то я, как автор комментария, того и хотел бы).

)

Для рождённых не в СССР - Максим Михайлов для чайников картинкой показал состояние пролетариата, не следующего марксистскому лозунгу "Пролетарии всех стран, объединяйтесь!", и следствие такого состояния, насаждаемого "жирными панами" с помощью штрейкбрехеров, провокаторов, и продажной интеллигенции.

25. Ответ на 22, Максим Михайлов:

И не понимаю, что мешает мне и вам примириться?

Спаси вас Бог! Дорогой Максим - )) .. А касательно темы статьи и обсуждения - Всё просто как 2 х 2. С нами произошла грандиозная катастрофа. И со страной и с народом. В 1991- 1993 г.г. Страшная катастрофа. И она ещё продолжается. Народ расчленён по " разным странам ". Идут братоубийственные конфликты. Народ продолжает вымирать .. и т.д ит.д. Поэтому никакой симпатии не вызывают ТЕ , кто деятельно приближал эту катастрофу .. либо сотрудничал с нашими врагами. Предельно всё просто. *** Историческая параллель - Герцен тоже не вызывает особой симпатии .. поскольку ( вольно или невольно ) поработал на катастрофу 1917. Дорогой Максим. Когда эту катастрофу называют " Возрождением России " , и ставят памятники " возрожденцам " .. оно .. ( наверное по моей личной греховности ) ..как то оно .. не внушает. Вот Серафим Саровский , Иоанн Кронштадский , Иоанн Крестьянкин - Вызывают любовь .. мы можем к ним плакаться .. Несмотря на нашу личную греховность , можем к ним плакаться.

боеприпас / 12.05.2021 07:38

24. Ответ на 6, А.М.Шарипов:

Пока холопы с шумом оплёвывают друг друга, жирные паны в безопасности.

) Да это же марксизм в изложении для чайников. Марксизм-лайт с баночкой баварского в руках и баварскими сосисками на столике. (Если правильные кадры увидят здесь аллюзию на известный мем, то я, как автор комментария, того и хотел бы).

23. Ответ на 10, Максим Михайлов:

непрофессиональная критика И.Ильина, И.Шмелева, И.Солоневича, А.Солженицына

Автор комментария в своём последнем универсале предложил приводить только факты. Удивительно, как либерал-власовцам их ненависть к СССР парализует даже просто здравый смысл. Ну чтите вы предателя Солоневича, прислуживавшего сначала Третьему Рейху а потом Госдепу в их тотальной войне против Советского Союза, но зачем вставлять его в список ВПЗР-ов (великих писателей земли русской), обнуляя окончательно размещённых рядом более мягких коллаборационистов? Забыл Максим Михайлов ещё Ширяева с его "Неугасимой лампадой", или он понимает, что это был бы уже очевидный перебор? А насчёт Солоневича достаточно одного того "факта", что проживая в Германии, когда советские люди сражались насмерть с фашистами под Москвой, под Сталинградом, под Курском, Солоневич получал от этих фашистов деньги за свои антисоветские произведения, распространяемые на оккупированных Гитлером территориях СССР. Причём эти иудины сребреники выплачивались непосредственно через геббельсовское ведомство.

22.

Несмотря даже на те факты, которые я перечислил, я совсем не держу зла на тех с кем нахожусь в споре. Я не отрицаю заслуг социалистического времени. И не понимаю, что мешает мне и вам примириться? Ведь дружат же народы между собой (а они очень разные), ведь живут же между собой люди разных характеров, сил, умственных способностей. И в природе тоже все умудряются виды как-то уживаться. Моя точка зрения больше склонна к тому, чтобы не романтизировать определённые периоды времени в СССР, не забывать ошибки и цену ошибок. Так же понимаю и ваши замечания, когда вы тоже самое говорите к примеру про времена Николая II и императорской России вообще. У вас тоже много неоспоримых фактов. Так пусть тогда факты будут фактами без придания им оценки со стороны какого там изма! И без оправданий. Давайте излагать факты как если бы мы не знали что такое коммунизм, социализм, капитализм и кто их сторонник? Человечество жило тысячи лет без них и наверное без этих философских ограничений (ухищрений) может жить и дальше. Сейчас очень много стран кто живёт по смешанной системе. Чего нам опять вдаваться в крайности. И.Ильин. Ваше (критиков) замечание о нём, а что он сделал хорошего, чтобы о нём хорошо говорили. Но к сожалению он выбрал сферу философскую, профессорскую. Что на этом поприще Ильин мог сделать; только сказать и вразумить. Тоже самое касается и многих литераторов. Я заметил у него, что касаясь экономических аспектов у него не проявляется склонность к каким-то измам. Его труды очень нравственны. Видя зло, он прямо его и называет так со своей стороны честно, он не придумает систему умозаключений по оправданию зла, каких-то непреложных истин без которых ты не сможешь чего-то делать. Он старается быть моралистом всегда. После прочтения его трудов, никто не говорит что он создал какое-то учение типа гегельянства, ницшеанства, марксизма. Всё что я у него читал - близко русскому человеку.

21. Об этих проблемах

Читайте "Русскую симфонию" митрополита Иоанна Петроградского и Ладожского. Там всё написано.

С. Югов / 11.05.2021 09:03

20. Ответ на 17, Максим Михайлов:

[QUOTE/ QUOTE/ И, Вы, это называете "примирением"? Выдать из словесной автоматной очереди газетные цитаты тяжелейших , послевоенных лет, ставя их всем в пример , как образец сталинского террора, ну, ни как не тянет на декларацию о перемирии несогласных сторон. Вы, хоть, представляете в каком состоянии находилась страна после войны и как приходилось усмирять амбициозные устремления политических хомячков, отсидевшихся во время войны в своих уютных норках? Наверное, не представляете. Они также, как Вы,. болели за все советское хорошее против всего плохого сталинского и получили, чего не ожидали - жесткий отпор, чтобы другим было неповадно, и страна выстояла и поднялась. Вас это смущает? Очень жаль. Хомячки они и есть хомячки, хоть тогда, хоть сейчас Порода у них такая , главное , выжить любой ценой.

Олег В. / 11.05.2021 07:56

19. Ответ на 9, Максим Михайлов:

[/QUOTE Максим, Вы валите события, людей в одну историческую кучу., под названием "слова , слова , слова". Вот скажите, согласно приведенным Вами цитат из высказываний Ильина, чем и как конкретно сей философ-мечтатель послужил своей стране и своему народу? Ничем, кроме благих пожеланий, так и оставшившихся для него благими. Только жизнь много суровее и проще - "по плодам их узнаете их". По плодам благочестия узнается пророк. А сей мечтатель плодами своей жизни едва лишь мог претендовать на эту высокую духовную роль. Так что, не взыщите, жизнь есть жизнь, особенно прожитая , ее не перекроить и не переспорить.

Олег В. / 11.05.2021 06:37
Загрузка...
Лариса Кудряшова
Опередивший время
Александр Сергеевич Пушкин глазами современников и нашими глазами
05.06.2021
«А грамота русская... Богом дана!»
О русской письменности
25.05.2021
«Потерянная тайна»
И.А. Ильин и русская диаспора начала-середины 20 века
11.05.2021
Воскресение Христово – краеугольный камень святой нашей веры
Глава из новой книги, посвящённой памяти Валерия Филимонова
07.05.2021
Все статьи Лариса Кудряшова
Последние комментарии
«Слова уст человеческих – глубокие воды»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
14.06.2021 15:44
Владислав Сурков нынче за силовое решение по Украине
Новый комментарий от Денис
14.06.2021 13:17
Каков тренер — такова и команда
Новый комментарий от печеклад
14.06.2021 13:03
Возмущён!
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
14.06.2021 12:49
Пора наводить порядок в истории, или Фобии ДУМ Татарстана
Новый комментарий от Владимир Петрович
14.06.2021 08:12
Город, в который невозможно не влюбиться
Новый комментарий от Alexandеr
14.06.2021 04:23