На протяжении как минимум последних семи лет многие наши соратники (да и сам, что греха таить) озвучивают один и тот же набор претензий в адрес структур, отвечающих за «мягкую силу». Как правило, мы браним наших чиновников, обращая внимание на то, что вместо работы с улицей у нас избрали тактику покупки туземного олигархата.
Недавно, полемизируя с нашим постоянным автором, Владимиром Янчевским, мы пришли к парадоксальному, на первый взгляд, выводу: иначе и быть не могло.
Судите сами: для того чтобы работать с населением Украины, Сербии, Белоруссии и т.д. и т.п., необходимо не только иметь людей, способных стать агитаторами и пропагандистами идей «Русского мира», но и сами эти идеи.
Вот мне довелось некоторое количество лет заниматься областной организацией Русского Движения Украины и даже быть редактором общеукраинского журнала.
Общеукраинского – это, конечно, сильно сказано.
На самом деле в редакции собраны были ребята из нескольких областных организаций, которые настроены были достаточно радикально, однако, радикализм наш практически никем не разделялся. Ни соратниками по Движению, ни соратниками по сфабрикованной на основе движения политической партии.
Основной массив т.н. «пророссийских сил Украины» представляли собою разнообразнейшие «леваки»: как «канонические» коммунисты, т.е. КПУ Симоненко, так и партия Витренко, в которой были собраны люди, не желавшие быть в одном строю с украинским аналогом КПРФ. Часть леваков оказалась за бортом этих достаточно влиятельных четверть века назад партий, и поэтому многие из них готовы были примкнуть к Русскому Движению Украины.
С интернетом в то время было ещё слабенько, поэтому, несмотря на то, что мы делали еженедельные дайджесты публикации «Русской Линии», нужна была бумажная пресса.
Отправили мы гонца в Одесское консульство, со списком изданий, необходимых для нашей Николаевской организации. Люди в нашей организации в то время ещё не знали про «попилы и откаты», поэтому скромно заказали некоторое количество номеров журналов «Русский Дом» и «Наш Современник», а также газеты «Завтра».
Ответ тогдашнего консула достоин того, чтобы его процитировать дословно:
«На деньги режима решили заказать антирежимные издания!»
И несколько десятков николаевцев подписали на «Российскую Газету».
Поначалу мы просто опешили, а потом одна из наших коллег высказалась с присущей жителям Южной Руси практичностью:
«Ну, ничего, нужно же будет чем-то сковородку чистить!»
Тогда ещё не заваливали почтовые ящики рекламной макулатурой. Поэтому лишнее печатное издание оказывалось отнюдь не лишним.
Мягкая сила…
Леваки, примкнувшие к нам, конечно же, не могли радовать «представителей режима» по причинам, понятным и не требующим объяснения.
Судите сами: леваки пытались тогда оппонировать слабенькому украинскому национализму, но оказывались в шизофренической ситуации: национализму противопоставлялись некие непонятные советские ценности, но официально идеологический аппарат РФ эти самые ценности клеймил. Вспомните информационный продукт 90-х – начала 2000-х. В принципе, кинопродукция типа «Утомлённых солнцем-2-3» прекрасно укладывалась в матрицу именно украинского антисоветизма. И работала против наших леваков. Следовательно, лишь укрепляла колеблющихся в том, что логичнее, всё-таки воспринять корпус идей, соответствующих украинской идее, а не некую шизофрению взаимно исключающих вещей, якобы составляющих существо «Русской идеи»
Могли ли наши правые предложить какую-то альтернативу, какой-то такой образ России, который был бы привлекателен для жителей другого государства?
Красноречивым ответом на это могут стать «дискуссии» в соцсетях. Которые тлеют-потлевают-никак-не-дотлеют.
Люди, имеющие минимальный опыт участия в полемике наших национал-патриотов, знают, что не было (и, кстати, нет до сих пор!) ни одной значимой исторической фигуры, ни одного значимого события, в оценках которых наши русские правые были бы более-менее единодушны между собой. Посмеиваемся над дурачками-украинствующими да над отечественными «совками», а сами-то чем лучше?
Тридцать лет топчемся на месте, всё больше и больше дробясь и уставая спорить.
Мы между собой не можем договориться, а что же говорить о том, чтобы сформировать «экспортные варианты» образов некоего «общего понимания прошлого, общего видения будущего и общего дела в настоящем». Кстати, формулу эту, на мой взгляд, блестящую и чеканную, сформулировал тогда, четверть века назад, Егор Холмогоров. Который теперь относится к нам… ну, никак не относится. Человек-то умный, что уж там. И патриот несомненно. Православный патриот.
Метко заметил недавно наш соратник, Леонид Евгеньевич Болотин, что «добиваться единомыслия утопично, а вот достичь единодушия мы можем и должны». Я не дословно.
Но, не смогли русские православные патриоты не то, что выработать какого-то единомыслия, но даже и достигнуть единодушия оказалось не под силу.
Так что же должны были транслировать рупоры «Русского мира»?
Какой набор идей?
Вот потому и решили наши ответственные товарищи, что коль такая складывается петрушка, то уж лучше с олигархами, чем с «городскими сумасшедшими»…
В заключение приведу небольшое воспоминание о работе Русского Движения Украины, недавно откопал эту запись в черновике своей книжки про поездку в Югославию.
«Украинские антиглобалисты
Позади несколько недель напряжённого ожидания: вначале ехать я должен был в составе колонны с гуманитарным грузом, сбором которого занимался сербский оппозиционер, Анджелко Ачимович.
С Ачимовичем мы познакомились в Киеве на очередном съезде Русских Украины. Публика до такой степени разношёрстная, что, когда присутствовавший там батюшка предложил отслужить благодарственный молебен на всякое благое начинание, это было решительно отвергнуто большинством голосов. А ведь был день Свт.Николы. "Вешнего", как называют в народе день памяти перенесения мощей святителя.
Точно так же голосованием была отвергнута чёрно-жёлто-белая символика. Интересно, что эти же самые люди выступали с обличениями демократии. Вот из таких-то "профессиональных русских", увы, состояли многие организации Соотечественников.
Мало того, что "русские Украины" отвергли предложение о символике съезда, так они ещё и умудрились освистать представителя президента Кучмы, читавшего текст поздравления "державною мовою". В конечном итоге мероприятие превратилось в какой-то дешёвый скандальчик.
Единственной серьёзной встряской было незапланированное выступление гражданина Югославии, который сообщил съезду о том, что на следующий день планируется акция протеста у въезда на территорию посольства США в Киеве. И все желающие приглашаются в пикет. Этого серба все встречали стоя, отдавая честь его соотечественникам.
За кулисами мне удалось выяснить, что он тут на Украине занимается частным бизнесом, но сейчас не время торговли – и он, Анджелко Ачимович, совместно с представителями Украинской Православной Церкви Московского Патриархата пытается заниматься сбором пожертвований для закупки медикаментов. Кроме того, он хлопотал о проведении музыкальных концертов, проходивших под девизом сопротивления экспансии Атлантической Цивилизации. Концерты должны были проходить в Киеве, Харькове и Днепропетровске.
Уже позже Анджелко сетовал на то, что концерты, по большому счету, провалились – так, концерт, проводившийся 4 июля, не собрал ожидаемого числа зрителей, поскольку молодёжь предпочла разделить восторги по поводу Дня Независимости Соединенных Штатов.
Кроме того, иеромонах Роман, исполнив свои духовные канты на одном из концертов, в дальнейшем выступать отказался. Мотивируя это тем, что настрой, царящий на концертах, возбуждает людей таким образом, что зрители становятся совершенно невосприимчивыми к духу исполняемых им песен.
Ачимович контактировал с лидером украинских леворадикалов – Натальей Витренко. Эта женщина возглавляла партию Прогрессивных Социалистов. Партия эта декларировала чуть ли не сталинизм, а по сути – просто оттягивала голоса у главного соперника Кучмы – лидера коммунистов Симоненко. В своей прессе «прогрессивные социалисты» бичевали всё и вся, причем «Российский царизм» предавался столь же громогласным проклятиям, как и «Американский неоколониализм». Естественно, что за панегириками в адрес Югославии, социалисты не замечали Сербии. Но более всего Ачимовича смущало то, что Наталья была некрещёной и, похоже, не торопилась обратиться к Спасителю.
Люди Витренко выглядят точно так же, как типичные для западной Европы леворадикалы-антиглобалисты. Представьте себе тех, кого представляют борцами против Международного Валютного Фонда и прочих организаций "глобалистов". С подачи телекомпании CNN эти самые леворадикалы в глазах обывателя выглядят как вполне заурядные хулиганы. К тому же хулиганы организованные. И малосимпатичные. Демократия – демократией, но панки-то мало кому по душе. Поэтому такие скандалы даже на руку «глобалистам». Станет кто-то там умничать по поводу опасности Нового Мирового Порядка, так какой-нибудь труженик идеологического сектора пропаганды – или, говоря современным языком – сотрудник агентства по PR. - просто возьмёт и похлопает Вас по плечу:
- Вы что: против процессов глобализации? Как и эти?
И кивнёт на хулиганящих анархистов.
Украинские праворадикалы тогда, в конце 90-х тоже стояли на позициях антиглобализма. Но когда, например, я проговорился представителям (запрещённой в РФ экстремистской организации) УНА-УНСО о том, что Ачимович сотрудничает с Витренко, обсуждение какой бы то ни было координации действий тут же прекратилось.
Во всей антиамериканской компании Украины меня, откровенно говоря, больше всех смущали как раз украинские праворадикалы. Нет, в том, что партия Натальи Витренко – продукт политических технологий, никто не сомневался. Но рядовые "прогрессивные социалисты" были, чаще всего, просто хорошими и честными людьми, которые единственной альтернативой хищническому монополизму видели т.н. «левое движение». Поскольку же коммунистическая партия была скомпрометирована, то выход виделся в приспособленном для местных условий левачестве. Абсурд усугублялся тем, что троцкистская по сути своей партия носилась с портретами Сталина.
А вот с украинскими праворадикалами была ситуация совсем иная.
Бывший вождь этого (запрещённого сейчас в РФ) движения, Дмитро Корчинский, говорил и писал подчас верные вещи, а вот как раз рядовые боевики были самыми обычными боевиками, которые в своей ненависти к Москве доходили порою до маразма.
Тут нужно оговориться, что в отличие от войны в Чечне и в Боснии, где украинские праворадикалы сражались на стороне врагов соответственно России и Сербии, во время Косовского кризиса, так же, как и во время Приднестровского, люди Корча были против наших неприятелей. Они не были нашими друзьями, но были против наших врагов.
Итак, разочаровавшись в организованных "антиамериканистах" Украины, я решил действовать самостоятельно: и без агрессивных националистов, и без прогрессивных социалистов. Но я ещё не был готов ехать неизвестно куда и неизвестно к кому, поэтому сама собой утвердилась в моём сознании идея, что в Югославию можно будет попасть как раз при посредничестве Анджелко Ачимовича.
После окончания съезда "русских Украины" Ачимовичем был организован пикет перед Американским Посольством.
На запланированное мероприятие я едва успел, поскольку, во-первых, битый час пытался убедить паломниц в том, что "сербы хорошие". Видимо, в Киево-Печерской Лавре, православном монастыре юрисдикции Московского Патриархата, их убеждали в обратном.
Во-вторых, меня сбил с толку молодой киевлянин. Когда я стал расспрашивать пассажиров автобуса о местонахождении посольства США, юноша стал воодушевленно объяснять мне: как же можно проехать в "Эмерикън Гауз". Говорил он с забавным акцентом – будто герой, играющий янки в какой-нибудь советской кинокомедии. Я довольно желчно "обломал" его проамериканский пафос, объяснив: зачем именно туда иду. В конце концов, сделав приличный крюк в холмистом Киеве, добрался-таки до искомого места.
Пикет был вяленьким.
Манифестация являла собою довольно жалкое зрелище – десяток пенсионеров, пару десятков сербов – представителей посольства Югославии, человек пять участвовавших в работе съезда днепропетровцев, которые ещё не доехали до дому, пару бригад тележурналистов и несколько нарядов милиции.
Да и флаги раздали не Сербские, а Югославские, которые, лишившись партизанской звезды, стали совершенно безликими, и напоминали теперь флаг каких-нибудь Нидерландов.
Пенсионеры кричали о геноциде над собственным народом и ратовали за Союз, югославы просто протестовали, а милиционеры, глуповато улыбаясь, старались делать вид, что всё это их не касается. По крайней мере, им было совершенно ясно, что пальбы из гранатомёта не предвидится. Тем более, что само здание посольства спрятано в глубине скверика. Народ столпился у блокпоста милиции, стерегущего въезд. Так что даже при всём желании… ничего страшного для заокеанского патрона не могло случиться в принципе. Пикетчики, между тем, нестройно шумели, но зеваками не обрастали.
Шёл дождь. Я заторопился – скоро поезд в Николаев.
Ничего не происходило.
Ничего и не произошло.
Ничего и не могло произойти».
Павел Вячеславович Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии»
1. какой-то такой образ России, который был бы привлекателен для жителей другого государства?