В среду, 7 апреля, в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Православие и капитализм» выступил доктор исторических наук протодиакон Владимир Василик.
Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы.
Протодиакон Владимир Василик затронул тему ростовщичества, являющегося с христианской точки зрения грехом.
Докладчик привел многочисленные свидетельства Священного Писания и святых отцов, у которых наблюдается согласие в осуждении ростовщичества. В Ветхом Завете израильтянам запрещалось давать деньги в рост своим соплеменникам. Для характеристики праведника пророк Давид использует слова: «Сребра своего не даде в лихву, и мзды на неповинныя не прият» (Пс. 14:5). Тем самым показывается несовместимость ростовщичества и праведности. В Новом Завете св. апостол Павел категорически утверждает: «Лихоимцы… Царствия Божия не наследят» (1 Кор. 6:10).
Другой неотъемлемой особенностью капитализма является «священное» право частной собственности. По словам докладчика, святые отцы связывают возникновение частной собственности с грехом. При этом у святых присутствует идея изначальной общности имущества, которая наиболее ярко выражена у прп. Симеона Нового Богослова в «Девятом огласительном слове»: «Существующие в мире деньги и имения являются общими для всех, как свет и этот воздух, которым мы дышим, как пастбища неразумных животных на полях, на горах и по всей земле. Таким же образом все является общим для всех и предназначено только для пользования его плодами, но по господству никому не принадлежит».
Согласно святым отцам, в частности прп. Симеону, частная собственность является плодом стяжательства, которое уродует отношения между людьми и самого стяжателя: «Однако страсть к стяжанию, проникшая в жизнь, как некий узурпатор (tyrannos) разделила различным образом между своими рабами и слугами то, что было дано Владыкою всем в общее пользование».
Протодиакон Владимир Василик отметил, что характерное для капитализма стремление к наживе в православном понимании является греховной страстью. В связи с этим христианство стало «неудобной» религией в современном мире, чем во многом объясняется современная христианофобия.
По мнению докладчика, ростовщичество и ростовщический капитал как извращение естественного порядка вещей с необходимостью ведет к извращению религиозных взглядов и поведения человека. В этом контексте для сохранения здоровых основ экономической жизни общества особую актуальность имеет обращение к святоотеческому наследию.
Научный лекторий «Крапивенский 4» социально-гуманитарного факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова открыт в январе 2021 года. Студенты, преподаватели и друзья РПУ приглашаются на встречи с известными российскими и зарубежными экспертами в области богословия, общественных наук, политики, культуры, социальных процессов. Лекторий носит научно-просветительский характер. Задача лектория привлечь внимание к проблемам защиты каноничности и кафоличности Православия и традиционных российских ценностей в контексте современных культурных, социальных и политических процессов.
Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00 (мск).
3. Хорошая статья
2. Какие такие ценности?
1. Спаси Бог!