Она сохранила чистоту натуры русского человека

Заметки с вечера, посвящённого Агафье Лыковой

Игумен Кирилл (Сахаров) 
0
12.04.2021 1183

11 апреля 2021 года на Рогожском в Доме причта, в зале Советов митрополии, прошёл вечер, посвящённый отшельнице Агафье Карповне Лыковой.

В конце вечера я подумал: «ну, опять безсонная ночь после рассказов про агрессивных медведей, оторванные головы козлов, о лодках по бурной речке с угрозой перевернуться, ночном корчевании пней в тайге» и т.д. и т.п.

Отчётливо помню то время (я как раз оканчивал светский ВУЗ), когда начали появляться статьи Василия Пескова «Таёжный тупик». Помню ажиотаж, огромные очереди у газетных киосков. Все эти десятилетия я, как и многие другие, жил в ощущении какого-то внутреннего диалога с Агафьей, поверял свои поступки с её делами, и в качестве оценочного мерила обращался к её примеру.

Агафья исполняла завет отца, чтобы оставаться на этом месте, иначе она погибнет. Представить её где-нибудь в коммуналке, в «хрущёвке», по вечерам сидящей на лавочке у подъезда с другими пожилыми женщинами, было невозможно. Она бы зачахла, может быть, долго и не прожила бы. А там, в глубине этой тайги, она чувствовала себя, как рыба в воде. Вообще, Агафья, как бы, и не совсем человек, она давно уже стала символом. Владыка сказал – старообрядчества. Я бы сказал ещё больше, шире – символом России, символом стойкости, мужества, твёрдости русского человека. В качестве символа она воспринимается как прекрасный цветок, или парящая птица, или изящная рыбка в чистом источнике. Только в страшном сне можно представить как бы она жила в советское время: октябрята, пионеры, комсомол... Чтобы она, допустим, по окончании школы училась бы в ВУЗе, жила бы в общаге.

Обычно жители городских каменных джунглей считают себя великими цивилизаторами, и для них жители деревень, индейцы, «дети природы» – это люди, стоящие на более низкой ступени развития. А между тем Агафья, по своему познанию окружающего мира (повадок зверей, знанию растительного мира), вполне могла бы быть академиком. Представить её в чем-то менее развитой не представляется возможным.

Известно, что некоторые из руководства советского периода из всех интеллектуальных развлечений предпочитали «забить козла», то есть игру в домино. А в постсоветский период один из руководителей отличался «красноречием», крылатыми фразами типа – «Надо мыслить, чтобы понимать», или – «здесь вам не тут».

Помню, один священноинок рассказывал, как он поехал в Абхазию, желая быть поближе к отшельникам, живущим в горах. Решил прописываться, пришёл в местное ОВД, а ему говорят: «Сначала бороду сбрейте, а потом приходите». Он в ответ: «А если бы к вам пришли Маркс и Энгельс, желая прописаться, вы бы тоже им поставили условие сначала бороды сбрить?» В 30-е годы в крематориях жгли иконы и церковные книги в толстых кожаных переплетах – из их застежек можно было формировать железнодорожные составы. Старообрядческого епископа в железной клетке с горы сбросили в реку, а новообрядного священника привязали веревкой к хвосту лошади. Вообще, от всего этого можно было с ума сойти.

Агафья и её сродники, несмотря на все сложности, жили как бы в волшебном хрустальном тереме - в плане отсутствия соблазнов, искушений, которые возникают в человеческом общежитии. Они были очень близки к горнему миру. Как-то на желание помощницы укрыться от непогоды в доме, Агафья сказала: «Ну, ты иди, а я остаюсь, я что, напрасно молилась?» И беда миновала.

Как известно, Агафья была часовенного согласия, отнюдь не страннического, как полагал Песков, который в первых своих статьях опасался делать акцент на религиозной мотивации, такое было время. Ну и вообще, приезжая в течение 7 лет на заимку Лыковых, он так и остался при своём мнении, что это продукт религиозного фанатизма и так далее. А как раз духовная мотивация была определяющей. Уходили от гонений. Известно, что на глазах Карпа Осиповича расстреляли его брата, шли репрессии, коллективизация. Желая сохранить веру, они ушли вглубь тайги. Известно, что дед Агафьи Лыковой был священником белокриницкого согласия. Живя в тайге, она не могла общаться со священниками. Известно, что в одном из безпоповских скитов она приняла «покрытие», то есть иноческое посвящение по безпоповскому чину. Но память о деде, чтение духовных книг, особенно тех, которые были присланы владыкой Алимпием, убедили её в том, что священство должно быть до скончания века. Кстати, владыка Алимпий был похож по своей простоте и непосредственности на Агафью. Помнится, рассказывали, когда он ехал по Москве, после избрания его Предстоятелем, то с испугом смотрел на огромные небоскрёбы. После нижегородского затвора в колокольне, ему это было непривычно.

Думаю, что если бы я оказался на Агафьиной заимке, то, наверное, она меня встряхнула бы от затянувшейся зимней спячки, или быстро, через трудотерапию устранила «трудовую мозоль» – заметно выступающий живот, позор «второго типа ожирения» (а может быть, и второй тип диабета), как недавно констатировали врачи Алексеевской больницы. И другие, например, Алексей Васильевич, с очень подходящей фамилией – Шишкин, подкрепил бы своё здоровье в этой среде, где здоровая пища, чистый воздух, родниковая вода. Или Александр Васильевич Антонов, собирая грибы в звенящей тишине, мог бы поразмышлять на философские и богословские темы, а потом какие-то его недоумения Агафья, умудрённая духовным опытом, могла бы по-простому разрешить.

И ещё: советские и постсоветские руководители привыкли всё оценивать в килограммах, процентах, киловатт-часах. В советское время недоумевали – а в чём КПД труда писателей? Некоторые даже серьёзно задумывались над тем, что, может быть, привязать контактный провод к генератору, который вырабатывал бы электроэнергию от вращения ручки писателя?

Скончавшийся в прошлом году от ковида глава Хакасской республики прямо признавался, что он не любит Агафью, что ему не нравится весь этот ажиотаж вокруг неё, что это всё связано с большими расходами.

Пример стойкости Агафьи, её молитва имеют огромное, неоценимое значение для нашего Отечества. Встаёт вопрос: а что дальше? Дай Бог ей до 100 лет дожить, но если она уйдёт в иной мир, неужели это намоленое место, политое потом и кровью подвижницы, затухнет и не будет продолжения в виде женского скита, насельницы которого примут эстафету духовного делания, прежде всего, от почившей подвижницы.

Ещё один момент. Если бы была такая номинация: «за лучшую фотографию религиозного деятеля», которая могла бы стать победителем, я бы смело отдал за ту, на которой владыка в иноческом одеянии, за послушание, по благословению отшельницы, с лопатой в руках вскапывает огород, а рядом верный его оруженосец протодиакон Виктор. Владыке труд привычен, у него за плечами стаж в 35 трудовых лет.

У митрополита недавно была вторая поездка к Агафье (первая была семь лет назад; обе они были однодневными). Целью последней поездки было освящение нового дома отшельницы. Дом был построен на средства известного олигарха О.Дерипаски. Было 18 рейсов на лодке, перевозившей стройматериалы по руслу реки длиной в 250 км. Дерипаска и раньше помогал продуктами и одеждой. Владыке Агафья подарила пояс с надписью «Владыке Корнилию носить и не износить». Передавалась банка варенья из черники, вареной на меду. Особенно ценным подарком была лестовка из рыбьих позвонков (по окончании вечера митрополит передал ее в музейную экспозицию (это было обозначено как «возложение лестовки»).

На вечере Агафья характеризовалась как открытый, добрый, общительный, по-детски наивный человек. У нее очень своеобразная речь – порядок слов в ней несколько другой, близкий к греческим лекалам. Много церковнославянских слов. Язык живой, завораживающий – «осколок допетровской эпохи». Феноменальная память – Агафья помнит, когда точно, в день памяти какого святого произошло то или иное событие. Потрясающее трудолюбие: своими руками она изготовила стол для трапез и станок из дерева. Может целый день работать на солнцепеке. Удивительно энергична и вынослива. Когда на семейном совете решили переселиться на 20 км выше в горы из-за пересохшего родника, то Агафья по ночам рубила деревья и расчищала участок, а к утру возвращалась домой готовить трапезу. Так было целый месяц. Практически без сна и только с щепоткой сухарей.

Она с четырех лет умеет читать, в пять – вышла в огород с тяпкой в руках, в шесть – читала псалмы у аналоя в Великий пост, с семи лет стала и каноны читать. Может молиться до часу ночи, а потом пойти скотину кормить. Очень много времени уделяет молитве. Воскресные и праздничные дни категорически воздерживается от работы и другим работать запрещает. В детстве и юности, когда другие шли на работу, то ее оставляли молиться. В делах веры Агафья – кремень. Строго придерживается несообщения в пище и питье не со своими единоверцами. У нее своя посуда. Если кто-то зачерпнул воды из ее ведра, то это ведро уже используется только для хозяйственных целей. Воду в реке она берет только в определенном месте. Если кто коснулся ее стола, за которым она трапезничала, то этот стол она будет скоблить и кропить святой водой.

Основной проблемой, особенно в последние годы, стал для Агафьи медведь. Из-за угрозы его появления отшельница перестала выпускать коз из загона. Однажды поздно вечером медведь, по словам Агафьи похожий на черную гору, бросился на нее. Тогда Агафья защитилась Иисусовой молитвой. В другой раз «хозяин тайги», изготовившийся для прыжка, проломил своим весом толстенные доски стола, за которым сидела Агафья с помощницей. Пришлось вбежать в дом и отстреливаться. Также приходилось стуками в железную посуду отгонять зверя. Медведица тоже опасна – может наброситься, защищая своих медвежат. Если же она одна, то бросаться не будет. С медведями подружиться невозможно – здесь они агрессивны, так как у них большие проблемы с едой. Был такой забавный и в то же время жуткий случай, когда медведь оторвал голову козленку, на шее которого были колокольчики. Медведь крутит головой козленка, а на ней звенят колокольчики…

25 лет семью Лыковых лечил И.П.Назаров. На основании анализа крови он сделал вывод, что у членов семьи в ней не было антител. По этой причине два брата и сестра Агафьи умерли от вируса. На вопрос отцу Агафьи – Карпу Осиповичу: «не сожалеет ли он о десятилетиях жизни в тайге», он ответил отрицательно. И добавил: «Мы жили как христиане». Митрополит Корнилий предлагал Агафье переселиться на Рогожское, но она, ссылаясь на завещание отца: «если уйдешь отсюда, то погибнешь», категорически отказалась.

Владыка, завершая вечер, назвал знаменитую отшельницу «нашим щитом» и «молитвенницей за весь мир». Процитировал любимое им высказывание В.Распутина, что такие люди подобны крепостям, а мы «как лавки, торгующие в разнос». Было подчеркнуто: «выжить им помогали вера в Бога, сила духа и чистота души».

Еще из статьи «Пример твердого самостоянья» (спецвыпуск газеты «Ступени» за 24.09.2015г.): «Агафья – это наш духовный Байкал. В ней, как и в священном море, хранящем свою хрустальную чистоту 25 миллионов лет, сохранилась чистота натуры русского человека многовековой давности. По сути, своим жизненным подвигом она сберегла нам типаж русского человека времен Святой Руси, Руси дораскольной, еще незамутненной петровскими реформами и позднейшими наслоениями противоречивого хода российской истории… Того самого, который и дает нам пример твердого самостоянья в любых испытаниях и обстоятельствах».

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма Николы на Берсеневке, член Союза писателей России

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

10. Ответ на 9, Андрей Козлов:

Не понимаю, в чем здесь копья ломаются? Прав Валерий, безблагодатны старообрядцы и ничего другого тут и не скажешь. Кстати, мне и ездить никуда не приходилось, чтобы хоть что-то понять, вся семья отца была старообрядческой, и жил я с этим многие годы (не путайте, пожалуйста, сам я обычный православный).

Теперь уже я эмоционально. ДА К СТЕНКЕ ИХ ВСЕХ. Ишь чего удумали, старообрядцами быть. И о какой-то Лыковой осмелились статью написать. Очень добрую, нужно заметить. И кто такой этот игумен Кирилл? Да никто. Так, игуменишка. Слова доброго не стоит. И его к стенке. Ну, что бы неповадно было. Много себе позволяет. А тема «неполноценности» старообрядцев ложится в хорошую почву. Не одно столетие удобрялась и окучивалась. Знаете, напрашивается неприятная ассоциация – девку против её воли испортили, а потом они же её называют падшей. У евреев это называется хуцпа. И мне тоже ехать никуда не нужно для того, что бы узнать, что это не совсем прилично. Всё, тема закрыта. Умного учить – только портить.

hok-ky / 16.04.2021 16:52

9. Ответ на 8, hok-ky:

Не понимаю, в чем здесь копья ломаются? Прав Валерий, безблагодатны старообрядцы и ничего другого тут и не скажешь. Кстати, мне и ездить никуда не приходилось, чтобы хоть что-то понять, вся семья отца была старообрядческой, и жил я с этим многие годы (не путайте, пожалуйста, сам я обычный православный).

Андрей Козлов / 16.04.2021 14:32

8. Ответ на 7, Валерий:

Валерий, я постараюсь вам ответить максимально корректно но, не вступая с вами в дальнейшую дискуссию. Это будет просто сотрясение воздуха. Я думаю, что вы согласитесь с этим. Уж больно полярные мнения. А ваши суждения, на мой субъективный взгляд, имеют, прежде всего, сильную эмоциональную окраску. Смею предположить, что и основаны эти суждения на достаточно поверхностных знаниях обсуждаемой темы. Это, скорее всего даже и не знания, а так, набор неких клише. Я не могу сказать, что у меня эти знания глубоки. К сожалению они не систематизированы, да и не было в этом нужды. Но, некоторыми вопросами, в частности старообрядчеством, я интересовался несколько глубже, чем, казалось бы мне это нужно. Так что отделять мух от котлет вместе мы не будем. Методика этого процесса у нас различная и, естественно, конечный результат тоже будет различный. А вообще-то, если учесть ваш радикальный максимализм, то следующий ваш шаг вполне предсказуем, это составление жалобы на игумена Кирилла в соответствующую инстанцию. Шучу, конечно. Здравия вам. P.S. И поверьте, то, что я написал, это не от тщеславия. Я знаю, а вы нет. В какой-то период жизни я рассуждал вашими категориями. У нас в городе нет старообрядческих храмов. Да и зайти туда не так просто. А вот у игумена Кирилла на службах я бывал. В первый раз лет эдак 25 назад. Точно не помню. Тогда в Москву я хоть раз в году, но ездил. Вернее в Сергиев Посад. Москва транзитом. Это очень красивые службы. Но, это так, мирским языком выражаясь, без уточнения. Нет у нас таких. Сейчас уж не поеду. Накладно стало, да и годы уже не те. Всё, на Похвалу пора собираться.

hok-ky / 16.04.2021 11:42

7. Ответ на 6, hok-ky:

И не стоит забывать о том, что старообрядцы наши с вами соотечественники. И далеко не самые плохие, нужно сказать. А в чём-то и лучше, чем мы. Вот ссылка на его интервью газете «Русский Вестник» от 21 сентября 2014 г.

Давайте все же отделять мух от котлет. Если речь идет о личности и ее наилучших человеческих качествах - это одно. А если при этом еще затрагивается и чуждая нам вера, будь-то старообрядцы или католики - это уже диверсия против православия. Старообрядцы для меня, неофита, и этому учат святые отцы - являются раскольниками, которые в силу трагических исторических событий растеряли свои спасительные благодатные свойства, в связи со смертью тех последних священников, которые в 17 веке ушли в раскол. Потом были у них попытки восстановить иерархию, но ничего из этого не вышло и я об этом уже писал. О храме на Берсеневке. "На приходе храма поддерживаются старообрядческие традиции и используются отдельные элементы дониконианского обряда (но официально приход не считается единоверческим)" (Википедия). Здесь я с Вами полностью согласен. Поэтому прошу прощения за свою безграмотность. Но это не меняет сути, а еще больше налагает ответственность на о. Кирилла (Сахарова), особенно когда он восторгается старообрядцами, живущими в глухой тайге или католиками, совершающими католическое рождество, когда пытается изыскивать положительные моменты, как в человеческих их качествах, так и в их богослужениях. Для чего он это делает, мне неофиту, не понятно. Уж простите меня за мой старческий максимализм и ревность не по разуму. С НАМИ БОГ!

Валерий / 15.04.2021 17:58

6. Ответ на 5, Валерий:

Самое неприятное то, что за внешним благолепием сей статьи, скрывается диверсия против Православной веры. Не хочу обидеть о. Кирилла, может он это делает не осознано? Но факт остается фактом. Поэтому мне не понятно, вроде бы Единоверческий игумен Кирилл, находящийся под иерархической юрисдикцией Московского Патриархата, церковь которой наделена Спасительной Благодатью, что каждый православный может исповедоваться и причащаться во спасение своей души, прикоснувшись настолько близко к старообрядческому укладу, вдруг говорит о благодатном и спасительном даре Иисусовой молитвы из уст раскольницы, пусть даже живущей в тяжелых бытовых и опасных климатических условиях. Разве это не скрытая хула на Духа Святаго?! Повторюсь. "Чужую веру хвалишь, свою хулишь!" ( св. Феодосий Киево - Печерский). С НАМИ БОГ!

Валерий, игумен Кирилл (Сахаров) состоит в числе братии Свято-Данилова монастыря, а храм святителя Николая на Берсеневке, настоятелем которого он является, не принадлежит к числу единоверческих. Это так, для информации. А вам, на мой субъективный взгляд, нужно быть добрее. Максимализм это хорошо, но в известных пределах. И не стоит забывать о том, что старообрядцы наши с вами соотечественники. И далеко не самые плохие, нужно сказать. А в чём-то и лучше, чем мы. Вот ссылка на его интервью газете «Русский Вестник» от 21 сентября 2014 г. https://ruvera.ru/articles/igumen_kirill_saharov_samyiy_arhiliberalnyiy_staroobryadec Тут как раз затрагиваются те темы, которые вас так волнуют.

hok-ky / 15.04.2021 08:15

5. Ответ на 4, hok-ky:

Самое неприятное то, что за внешним благолепием сей статьи, скрывается диверсия против Православной веры. Не хочу обидеть о. Кирилла, может он это делает не осознано? Но факт остается фактом. Поэтому мне не понятно, вроде бы Единоверческий игумен Кирилл, находящийся под иерархической юрисдикцией Московского Патриархата, церковь которой наделена Спасительной Благодатью, что каждый православный может исповедоваться и причащаться во спасение своей души, прикоснувшись настолько близко к старообрядческому укладу, вдруг говорит о благодатном и спасительном даре Иисусовой молитвы из уст раскольницы, пусть даже живущей в тяжелых бытовых и опасных климатических условиях. Разве это не скрытая хула на Духа Святаго?! Повторюсь. "Чужую веру хвалишь, свою хулишь!" ( св. Феодосий Киево - Печерский). С НАМИ БОГ!

Валерий / 14.04.2021 16:57

4.

Вот это крепость духа, Нам трудно всё понять, В тайге трудна житуха Одной и не ворчать. И там такие зимы, Такие холода, Тайга без магазина, Там лето не всегда! Живёт в лесу старушка По старым образам, Ещё крепка избушка, Отец построил сам! Законы жизни строги, Не всем и по зубам, Агафья на пороге Неведомая нам. Давайте пожелаем Ей веру сохранить, Когда мы забываем, Теряем жизни нить!

hok-ky / 14.04.2021 14:43

3. Старообрядцы - раскольники и церковь у них безблагодатная.

Старообрядческого епископа в железной клетке с горы сбросили в реку, а новообрядного священника привязали веревкой к хвосту лошади. Вообще, от всего этого можно было с ума сойти.

С сожалением об этом говорю, но первый - есть жертва обстоятельств, попавший под всеобщий замес большевиков - сатанистов, а умученный священник православной апостольской церкви - есть страстотерпец за Христа, претерпевший до конца. Главная гибельная черта старообрядчества - это скрытая лютая ненависть к православным христианам, основание которой есть гордыня - смертный грех. Чтобы им примириться с православными и покаяться, необходимо преодолеть эту смертную страсть, но без Спасительной Благодати - это просто невозможно. Поэтому никакого примирения не будет до Второго Пришествия Господа Нашего Иисуса Христа. С НАМИ БОГ!

Валерий / 13.04.2021 18:27

2.

Несколько раз прочитал. Очень добрая и светлая статья. Поклон Вам за всё сказанное. Есть о чём подумать.

hok-ky / 13.04.2021 15:58

1. Она сохранила чистоту натуры русского человека

В делах веры Агафья – кремень. Строго придерживается несообщения в пище и питье не со своими единоверцами. У нее своя посуда. Если кто-то зачерпнул воды из ее ведра, то это ведро уже используется только для хозяйственных целей. Воду в реке она берет только в определенном месте. Если кто коснулся ее стола, за которым она трапезничала, то этот стол она будет скоблить и кропить святой водой.

Это мне напомнило похожее отношение к внешней обрядовости у евреев и мусульман - кошерность у первых и фанатичное исполнение религиозных правил, особенно в одежде, у вторых. Уважаемый игумен Кирилл, прочитав Ваш рассказ про старообрядчество, так и не понял, старообрядцы (раскольники) - это хорошо или плохо? "Чужую веру хвалишь, свою ХУЛИШЬ!" (св. Феодосий Киево -Печерский). С НАМИ БОГ!

Валерий / 13.04.2021 06:51
Игумен Кирилл (Сахаров)
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Советский недобиток
15.05.2021 15:51
Расстрел в Казани: плоды болонского просвещения
Новый комментарий от Андрей Козлов
15.05.2021 15:49
О смыслах Русской цивилизации
Новый комментарий от Полтораки
15.05.2021 15:14
«Палестинцы не сдались и не сдадутся»
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.05.2021 15:00
Подготовка к строительству Третьего храма?
Новый комментарий от Сант
15.05.2021 14:49