Пост. Великий пост. Уже сама этимология этих понятий сложна. У всех народов, исповедующих авраамические формы религиозности, слово «пост» переводится буквально как состояние, позиция. И вот как состояние и позиция бывают внешне и внутренне разными, так разным бывает пост у разных людей. Почему? Потому что возможности разные ввиду сиюминутной и перспективной разницы в позициях разных людей.
Многие, конечно, слышали про Церковный устав и про его строгие регламенты прохождения постов, в том числе и Великого, а потому могут законно спросить, откуда же тогда берется дифференциация? Дело в том, что Устав Церкви, это идеальное изображение жизни христиан, т. е., то, как бы должны все жить, но сама жизнь, с её нестроениями вносит свои коррективы во все и в пост тоже. Однако же знание Устава Церкви, его правил сохраняет нить напряжения во время поста и помогает держаться крепче, чтобы результаты от постничества были, хоть какие-нибудь.
Между тем, по свидетельству древних и современных святых, Богу не так важно, как строго мы постимся, но Ему очень важно, какие у нас побуждения для поста и что мы переживаем во время поста. Поститься Великим Постом ради здоровья нет смысла. У Поста духовные рельсы. Получается, что если мы все семь недель едим одни сухари с мочеными огурцами, похудели на 8 кг., но при этом соседа по площадке в душе ненавидим за нескончаемый лай его собачки, то грош цена нашему сухоядению. Потому бывает и так, что кто-то просто перестаёт в пост конфеты есть, но при этом весь пост чистит от снега дорожку к общему подъезду, удерживает свой язык от осуждений и клеветы, то у такого постника от поста много пользы, потому как он добро творит, никого не раздражает, ни на кого не раздражается, живет два месяца в мире и тишине, получает навык само сдерживания — выполняет Закон Божий, поправляет в конечном итоге здоровье.
Таким образом, Великий Пост — это особенная позиция, особенное состояние, скажем так, внешняя и внутренняя инсталляция, которая построена сиюминутно, исходя из современных возможностей с некоторым перенапряжением сил, ради самовоспитания, которое направлено на избавление от пагубных привычек, владеющих нашими членами, дабы в нас сильнее просияла правда Божья, а через то усилилась любовь ко всему в мире, потому как именно без любви все тщетно.
Каждый конкретный человек в нашей Богоспасаемой Церкви определяется со своим личным постом, оглядываясь на: 1) церковный устав, 2) лечащего врача и историю болезней, 3) священника того прихода, где он постоянно окормляется. Древние святые учат нас так: «Советуйся — и будет меньше греха».
Можно ли жить без поста и при этом успешно спасаться? Нет! Нельзя! Пост — это общее дело — духовного лечения всего организма Церкви всеми её членами. Хоть какой-нибудь пост, да должен быть у каждого верного Богу человека, потому как это надо не кому-то, а лично нам. Правильный пост делает нас подобными Богу — чистыми, крепкими, святыми. Вместе мы создаем близкое к идеалу общежитие.
Протоиерей Вячеслав Пушкарев, настоятель храма Святой Троицы с. Хомутово Иркутского района
4. Ответ на 1, E.O. :
3. Ответ на 1, E.O. :
2. Ответ на 3, E.O. :
1. Как знать?