«Страшно будет дожить до этих времён» (из пророчеств и наставлений преподобного Серафима)
Святой Серафим Вырицкий обладал несомненным пророческим даром... Некоторые из пророчеств великого старца уже исполнились.
Предсказание преподобным в 1927 году Патриаршего служения архиепископу Алексию (Симанскому) и приближающихся жестоких гонений; пророчества о грядущей Великой Отечественной войне и победе в ней нашего оружия; предсказание в 1945 году денежной реформы 1961 года; сказанные в 1948 году слова о предстоящем втором обретении мощей преподобного Серафима Саровского, которое произошло через 43 года; предвидение вырицким подвижником кончины протоиерея Алексия Кибардина через пятнадцать лет после собственной, а также точное прозрение судеб многих людей ныне стали неоспоримыми фактами.
Глубоко пророческими являются строки написанного преподобным в 1939 году стихотворения «Пройдёт гроза над Русскою землёю. В годы кровавых гонений , когда казалось, что Церковь обречена на скорое и полное уничтожение, отец Серафим говорил о её грядущем возрождении – о возобновлении запрещённого тогда колокольного звона, об открытии разорённых храмов Божиих и святых обителей. Преподобный неустанно напоминал своим многочисленным посетителям об обетовании Божием о неодолимости Церкви вратами адовыми.
Рассказывал отец Серафим и о возрождении конкретных обителей – Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Серафимо-Дивеевского монастыря, Валаамской обители и других. Примечательно, что предсказывая восстановление Александро-Невской Лавры, старец говорил о том, что вначале государство вернёт Церкви, как приходской храм, Свято-Троицкий собор, а уже затем, через много лет, всю Лавру передадут монашествующим. Предсказывал также батюшка, что со временем будет основан монастырь и в Вырице, а Ленинград будет вновь переименован в Санкт-Петербург.
Говорил преподобный, что придёт время, когда в Москве, Петербурге и других городах России будут действовать православные радиостанции, в передачах которых можно будет услышать душеполезные назидания, молитвы и церковные песнопения...
Родные и близкие духовные чада преподобного Серафима Вырицкого отмечают, что далеко не всё виделось старцу в радужных тонах. Приведённое ниже, важнейшее для православных пророчество, явно сбывается на наших глазах:
«Придёт время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества, – говорил преподобный, – с одной стороны – будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощрённый, непредсказуемый характер... Страшно будет дожить до этих времён. Мы, слава Богу, не доживём, но тогда же из Казанского собора пойдёт крестный ход в Александро-Невскую Лавру.
Здесь уместно отметить, что, после 85-летнего перерыва, Крестный ход из Казанского собора в Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру состоялся 12 сентября 2002 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского. Несложно увидеть, что царство лжи и зла, о котором говорит преподобный, давно уже стало реальностью – окружает нас, хотя внешнее возрождение Церкви пока продолжается...
В ряде предсказаний вырицкого старца звучат весьма тревожные нотки. «Если русский народ не одумается, – говорил батюшка, – может случиться так, что вновь восстанет брат на брата».
Несколько важных предсказаний преподобного Серафима Вырицкого было записано Марией Георгиевной Преображенской, племянницей святителя Феофана Полтавского. «...Это было сразу после войны. Я пела на клиросе. Часто мы с певчими из нашего храма приходили к отцу Серафиму под благословение. Однажды одна из певчих сказала: «Дорогой батюшка! Как хорошо теперь стало – война кончилась , зазвонили снова колокола в церквах...». А старец на это ответил: «Нет, это ещё не всё. Ещё будет страху больше, чем было. Вы ещё встретите её. Будет очень трудно молодёжи переобмундировываться. Кто только выживет? Кто только жив останется? (эти слова преподобный повторил трижды). Но кто жив останется – такая будет у того хорошая жизнь...».
Рассуждая о пророчествах, святитель Игнатий Брянчанинов говорил: «Бог изменял Свои определения, объявленные и чрез святых пророков, как то: пророчество Ионы о ниневитянах (Ион. 3: 10); Илии об Ахаве (3 Цар. 21: 29); Исайи о Езекии (4 Цар. 20: 1-11)... Кто предал себя и всё воле Божией, тому ничего не нужно знать вперед» (Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова. СПб., 1995, с.776)
Во всех упомянутых святителем Игнатием случаях Бог изменял гнев на милость после того, как отдельные личности или же целые народы смирялись перед Ним, оставляли греховную жизнь и вступали на путь покаяния.
Ещё в 20-е годы ХХ века отец Серафим назидал всех, стремящихся познать волю Божию: «Ныне пришло время покаяния и исповедничества. Самим Господом определено русскому народу наказание за грехи, и пока Сам Господь не помилует Россию, безсмысленно идти против Его святой воли. Мрачная ночь надолго накроет землю Русскую, много нас ждёт ещё впереди страданий и горестей. Поэтому Господь и научает нас: Терпением спасайте души ваши (Лк. 21: 19). Нам же остаётся только уповать на Бога и умолять Его о прощении. Будем помнить, что Бог есть любовь (1 Ин. 4: 16) и надеяться на Его неизреченное милосердие...».
«Тогда, – учил великий старец, – только смиряясь с волей Божией, которая порою открывается людям именно в тяжёлых скорбях, болезнях и гонениях, могут познать они собственную немощь и обрести стремление к благодатной помощи Свыше. Только так рождаются истинные вера, надежда и молитва, творимая от всего сердца в сознании собственного ничтожества, та самая, что никогда не остаётся без ответа и передвигает горы...».
По всему видно, что наказание Божие за богоотступничество русского народа действует и поныне. Нравственное состояние современного общества, в котором царствует антихристов дух мира сего, вызывает великую печаль и тревогу. Нет никакого сомнения и в том, что мир стремительно приближается к своему грозному и неотвратимому концу, а Россию усиленно втягивают в построение единого глобального царства на условиях её геополитических противников. Внутренние враги России преуспевают в разрушении традиционного православного мировоззрения и мироощущения, настойчиво навязывают культ земных благ, наслаждений и вседозволенности, обещая новое «светлое будущее» - электронный рай на земле».
Совершенно очевидно, что Россию не спасут никакие политические, экономические и «технологические» реформы, да и любые другие земные средства. Возрождение России возможно только через возвращение к живоносному источнику Православной веры.
Какие ещё нужны потрясения, чтобы русский народ пробудился от глубокого духовного сна и пришёл к покаянию?
Господь одарил преподобного Серафима Вырицкого многими благодатными откровениями. Описывая одно из своих духовных созерцаний, подвижник рассказывал монахине Серафиме (Морозовой): «Я побывал во всех странах. Лучше нашей страны я не нашёл и лучше нашей веры не видел. Наша вера – выше всех. Это вера Православная, вера истинная. Из всех известных вероучений только она одна принесена на землю вочеловечившимся Сыном Божиим. Прошу тебя, матушка Серафима, говорить всем, чтобы от нашей веры никто не отступал...».
Великий вырицкий старец не раз говорил, что Россия обладает безценным сокровищем – она является хранительницей Святой Православной веры. Истинное просвещение есть просвещение души светом Православия. Не процветающий Запад, где конечной целью существования является земное благополучие человека, а Русь, блаженная Русь, принявшая во младенчестве своём юродство Креста, сохранившая в глубинах своей необъятной души образ Христа Распятого и несущая его в сердце своём, есть истинный свет миру. Та Святая Русь, которая всегда жила предощущением горнего, прежде всего искала Царства Божия и Правды Его и находилась в живом общении с Небом. Вечная сила и красота Православия заключается в чудном единстве Небесного и земного. В России Небо неотделимо от земли: «Человек Руси Святой всегда знал, в чём состоит вечный смысл жизни и главной целью для него было стяжание Небесных благ, – напоминал своим питомцам преподобный Серафим. Никогда не надо просить у Господа ничего земного. Ему лучше нашего ведомо то, что нам полезно. Молитесь всегда так: «Предаю, Господи, себя, детей своих и всех родных и ближних в Твою Святую волю».
Жизнь вырицкого подвижника – это целая эпоха в жизни России. В течение нескольких десятилетий на глазах старца происходили значительнейшие события в жизни русского общества, находившие живой отклик в его чистом сердце. Отец Серафим прошёл свой земной путь, твёрдо зная, что вне Православия нет спасения, нет воскресения и безсмертия. «Только Бога никогда не забывайте! Храните святые истины Православной веры, всем сердцем возлюбите Господа нашего Иисуса Христа!» – часто слышали ближние эти слова из уст блаженного старца.
Многим духовным чадам преподобный Серафим Вырицкий советовал как можно чаще читать молитву святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего...». «В этой молитве вся суть Православия, всё Евангелие. Ею мы испрашиваем у Господа помощи на приобретение свойств нового человека», – говорил батюшка.
«Ей, Господи, Царю, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего...» Грех осуждения вырицкий старец называл одним из величайших недугов нашего времени: «Мы имеем право судить только самих себя. Даже рассуждая о каком-либо человеке, мы уже невольно осуждаем его, – учил старец, - часто мы видим, как человек грешит, но не видим, как он кается».
Соединивший дыхание свое со сладчайшим именем Иисусовым, преподобный Серафим Вырицкий видел в умной молитве безценное средство для стяжания душевного мира и спасения:
«В самые тяжёлые времена удобно будет спасаться тот, кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой, восходя от частого призывания имени Сына Божия к молитве непрестанной».
По слову святых отцов, это делание не только ограждает человека от всех искушений мира, плоти и диавола, но и может соделать подвизающегося живым храмом Божиим, где безмолвно воспевается Бог.
Такой подвижник ещё при земной жизни посредством непостижимой силы Божией приобретает качества, необходимые для жизни будущей.
Преподобный Серафим Вырицкий был глубоко убеждён в том, что человек должен готовить себя к Вечности. Все мы – временные странники в мире сем. После того, как душа разлучится с телом, она сразу поймёт, что знания и опыт всей предыдущей её жизни превратились в ничто. Те предметы, образы и понятия, которые на земле представлялись человеку самыми ценными и важными, окажутся ничего не значащими, так же, как и те события, которые занимали его ум и сердце и казались самыми главными. Более того, свойства и качества, которые воспевал и воспитывал мир, окажутся вредными и прямо противоположными тем, которыми должен обладать житель блаженной Вечности. Единственный земной опыт, который понадобится человеку в будущей жизни – это опыт познания Христа как святой и Божественной Истины. «Земля – страна плача, Небо – страна веселия. Небесное веселие вырастает из семян, посеваемых на земле. Эти семена: молитва, слёзы... Нет на земле выше счастия, как познать Бога и прилепиться к Нему всею душою. Этот союз от ныне и до века. В этом союзе – условие истинного блаженства вечного, предвкушение которого начинается здесь, на земле...» (там же, с.350, 373), – в полном согласии с этими словами святителя Игнатия пребывал отец Серафим.
При этом вырицкий старец настоятельно советовал всем подвизающимся ни в коем случае не принимать никаких видений, явлений и гласов из мира духовного. Только святые подвижники с помощью благодати Божией способны отличать светлых Ангелов от демонов. Последние же, являясь людям, принимают на себя вид Ангелов света, окружают себя всяческой благовидностью и говорят видимую правду для того, чтобы обольстить и погубить неопытных, легкомысленных и любопытных.
«Плотские, грешные человеки недостойны видеть Ангелов и святых. Им свойственно общение только с тёмными падшими духами, которые, как правило, становятся причиной вечной погибели безсмертной души. Никак нельзя доверять каким-либо видениям из потустороннего мира. Будем молиться, чтобы Господь избавил нас от искушений лукавого», – назидал ближних преподобный Серафим в полном согласии со святоотеческим учением...
Вырицкий подвижник всей своей жизнью ответил на многие вопросы, которые волнуют ищущих спасения в современном бушующем мире.
Житием преподобного Серафима Вырицкого Господь подаёт дивный образ спасения в столь непростое для русского народа время. Долгие годы шёл отец Серафим путём незаметного, будничного подвига. Это скрытый от посторонних глаз подвиг, совершаемый во внутреннем уединении, где нет места разгорячению и раздражительности, унынию и отчаянию. Это ежедневный подвиг деятельного покаяния, поста и молитвы; подвиг реальных и посильных дел, совершаемых Христа ради и во имя любви к ближним. Это тихое, но твёрдое стояние в Истине, которое требует много большего мужества, чем сиюминутное горячение и самые громкие подвиги и чудеса...
Обобщая слова древних отцов, обращённые к подвижникам нашего времени, святитель Игнатий пишет: «По причине иссякновения благодатных руководителей, по причине умножения лжеучителей, обманутых бесовской прелестью и влекущих весь мир в этот обман, необходимо жительство, растворённое смирением, необходимо точнейшее жительство по евангельским заповедям.
Именно по евангельским заповедям жил преподобный Серафим Вырицкий. Он шествовал тем путём, о котором говорит святитель Игнатий – путём делания, растворённого истинным смирением, отвергающим всякий помысел, восстающий на разум Христов. Так достиг он высот подвижничества, уподобившись своим наставникам и Небесным покровителям – преподобным Серафиму Саровскому и Варнаве Гефсиманскому.
Из книги В.П. Филимонова «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа», СПб.: «Сатисъ», 2019; глава «Пророчества и наставления преподобного Серафима Вырицкого» (в сокращении)