«Осознанной блокировкой канала Вашингтон мог бы убить многих зайцев»

История с Ever Green – сильный аргумент в пользу тех альтернатив Суэцкому каналу и другим «бутылочным горлышкам», которые обсуждаются уже годами

Бывший СССР 
0
1234
Время на чтение 7 минут

«История блокировки Суэцкого канала контейнеровозом Ever Green ещё долго будет обсуждаться. Очень длительными будут и процедуры утряски экономических последствий инцидента (скорее всего, через суды). 27 марта страховая компания Allianz сообщила, что потери мировой торговли из-за Ever Green могут составить 230 млрд. долл. Однако эта оценка не окончательная, окончательный ущерб еще не подсчитан, но очевидно, что его величина будет астрономической», - пишет в статье «Суэцкому каналу нужны альтернативы» д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов. Статья опубликована на сайте Фонда стратегической культуры. 

По словам профессора, очень важно, чтобы эта история стала уроком как для потерпевших, так и для тех, кто счастливо не оказался в их числе. «Например, опять всплыл вопрос об "удобных флагах", которым пользуются судоходные компании большинства стран мира. Судно Ever Green принадлежит японской судоходной компании Shoei Kisen, которая в свою очередь является дочерней структурой крупнейшей японской судостроительной корпорации Imabari Shipbuilding. Контейнеровоз Ever Green передан в лизинг тайваньской компании Evergreen Marine. При этом само судно ходит под флагом Панамы. Это так называемый "удобный флаг", который означает, что судно регистрируется в юрисдикции, очень напоминающей офшорную (низкие регистрационные сборы и упрощенные процедуры регистрации, низкие налоговые ставки, возможность интернационального состава экипажа, оплата труда по минимальным ставкам). С такой "офшоризацией" торгового флота ряд международных организаций уже давно борется. В том числе потому, что юрисдикции, дающие судам "удобные флаги", очень сложно привлечь к ответственности в случае ущербов, создаваемых такими судами. Чаще всего это загрязнения морской среды, но могут быть и другие ущербы. Например, незаконный лов рыбы судном в прибрежных водах того или иного государства. Панама – самая популярная юрисдикция с точки зрения "удобного флага". Другими юрисдикциями "удобного флага" являются Либерия, Мальта, Багамские острова, Кипр, Сингапур. Большая часть российских судов также ходит под "удобными флагами" (наиболее популярны Либерия, Мальта и Кипр)», - сказано в статье.

«Можно уверенно сказать, что история с Ever Green будет использована сторонниками ликвидации института "удобных флагов". Они будут стремиться к тому, чтобы основная часть ответственности была возложена на Панаму. Хотя скептики говорят, что, скорее всего, стрелка будет переведена на реального судовладельца, т. е. японскую компанию Shoei Kisen. А если это произойдет, данная корпорация просто обанкротится. Среди возможных уроков истории Ever Green есть и более крупный: а не пора ли пересмотреть привычные маршруты морской транспортировки грузов? Не пора ли уходить от рисков, связанных с возможными блокировками "бутылочных горлышек"?» - задается вопросом автор статьи.

Кстати, отмечает он, «бутылочных горлышек» типа Суэцкого канала на планете не так мало. «Одни из них имеют природное происхождение. Другие – рукотворные. Из рукотворных – не менее значимым, чем Суэц, является Панамский канал, открытый в 1920 году. Каналу (вернее его пользователям) повезло. На протяжении 90 лет он был открыт, и лишь в 2010 году был временно закрыт для проводки судов из-за непогоды и повышения уровня воды в результате непрекращающихся ливней. Гораздо больше "бутылочных горлышек" природного происхождения – Босфор, Дарданеллы, Гибралтар, Аденский, Ормузский, Малаккский и другие проливы. И проливы всегда были объектами больших геополитических игр», - говорится в публикации.

Катасонов напомнил, что и Суэц не такой уж надёжный объект международной транспортной логистики. «За полуторавековую историю канала было немало эпизодов, когда он блокировался. Суэцкий канал был открыт для судоходства 17 ноября 1869 года. В те времена Египет находился под контролем Великобритании, а канал управлялся Всеобщей компанией Суэцкого канала, англо-французским предприятием (его основателями были Ротшильды). Египет был отстранён и от управления каналом, и от прибылей. Это положение ещё более укрепилось после того, как Великобритания в 1882 году оккупировала Египет. В 1956 году управляющая компания была национализирована тогдашним президентом Египта Гамалем Абделем Насером. В июле 1956 года возник так называемый Суэцкий кризис – недельная война против Египта, в которой участвовали английские, французские и израильские вооружённые силы. Канал был частично разрушен, египтяне заблокировали его, затопив около полусотни кораблей. Судоходство было восстановлено только в апреле следующего года. Тогдашний кризис был достаточно быстро прекращён благодаря решительной поддержке Египта Советским Союзом», - сказано в статье.

«Следующая пауза в функционировании Суэцкого канала возникла после Шестидневной арабо-израильской войны 1967 года, канал вновь был закрыт. В ходе следующей арабо-израильской войны 1973 года (Война Судного дня) египетская армия успешно форсировала канал. После этого проводилось разминирование канала, в том числе с участием кораблей ВМФ СССР. В 1975 году канал вновь был открыт для судоходства. Это блокировки, спровоцированные военно-политическими причинами, но было также большое количество мелких блокировок Суэца по причинам технического характера. Так, 18 августа 1990 года танкер Silver Energy, следовавший под мальтийским флагом, из-за неполадки в двигателе врезался в берег канала. В результате танкер получил пробоину, из которой вылилась нефть. Танкер отбуксировали в безопасную зону, а нефтяное пятно локализовали. Через несколько часов движение судов возобновилось. Через месяц с небольшим произошла ещё одна неприятная история: 29 сентября американский контейнеровоз Robert Lee из-за аварии двигателя тоже врезался в берег, что привело к скоплению более 80 судов. Движение было возобновлено только на следующий день. 6 декабря 2007 года судно Eiffel, зарегистрированное на Багамских островах, из-за аварии остановилось в северной части канала и на несколько часов блокировало передвижение 33 судов», - говорится в статье далее.

Ученый отметил, что наиболее крупная техническая блокировка была зафиксирована в 2004 году: 7 ноября шедший под либерийским флагом танкер Tropic Brilliance сел на мель около города Исмаилия из-за поломки навигационного оборудования. «На его борту находилось более 140 тыс. тонн сырой нефти. Танкер полностью заблокировал движение, с обеих сторон канала скопилось более 100 судов. В результате аварии никто из членов экипажа не пострадал, угрозы окружающей среде создано не было. Судно удалось снять с мели лишь через двое суток. По оценкам специалистов, убытки Египта от этого инцидента (неполученные сборы за проход судов) составили примерно 24 млн. долл. В последний раз (до случая с Ever Green) навигация в Суэцком канале прерывалась в октябре 2017 года. Тогда из-за технических неполадок сел на мель, повернувшись перпендикулярно фарватеру, японский контейнеровоз OOCL. Блокировка продолжалась несколько часов», - сказано в статье.

«Многочисленные комментарии экспертов по поводу истории с Ever Green основаны на предположении, что возникшая блокировка была обусловлена исключительно техническими причинами (сбои в работе оборудования судна, ошибки капитана, лоцманов и команды). Однако есть и иные мнения. Например, статья Сергея Латышева "Суэцкий канал заблокировали по указке США". Известный американский оппозиционный информационный ресурс QAnon также придерживается "конспирологической" версии. Не буду пересказывать. И не стану раньше времени принимать ту или иную сторону. Однако вся история лишний раз показала, насколько всё хрупко и ненадёжно. При желании организовать блокировку в "бутылочном горлышке" Суэца или какого-то иного канала не так сложно. Далеко за примерами ходить не надо. В Египте в 2015 году были арестованы члены запрещённой в России организации "Братья-мусульмане", намеревавшиеся, по версии следствия, совершить как раз теракт с целью блокировки Суэцкого канала. План заговорщиков (группа из 13 человек) сводился к закладке нескольких мин в самых уязвимых местах канала. Планировавшиеся затраты измерялись десятками (максимум – сотнями) тысяч долларов. А экономический ущерб мог измеряться десятками (даже сотнями) миллиардов долларов», - пишет профессор.

Он отметил, что международная напряжённость нарастает. Агрессивность США усиливается. «Осознанной блокировкой канала Вашингтон мог бы убить многих зайцев (эти "зайцы" неплохо описаны в упомянутой выше статье Сергея Латышева). И нельзя не согласиться с теми, кто считает, что история с Ever Green – сильный аргумент в пользу тех альтернатив Суэцкому каналу и другим "бутылочным горлышкам", которые обсуждаются уже годами. Причем многие альтернативы очень выгодны России. Прежде всего, это Северный морской путь (СМП). С экономической точки зрения, для многих грузоотправителей и грузополучателей этот маршрут выгоднее, чем через Суэцкий канал. Пока в теплое время, но навигацию не сложно сделать и круглогодичной. Россия имеет возможность быстро нарастить свой парк ледоколов для зимней эксплуатации СМП. Кроме того, возможно более активное использование железнодорожного маршрута по России от её западных границ к побережью Тихого океана», - говорится в публикации.

«Эти альтернативы широко обсуждаются. А вот ещё одну альтернативу вспоминают намного реже. Я имею в виду проект строительства канала из Индийского океана в Каспийское море по территории Ирана. А ведь этому проекту более 140 лет. Зародилась идея после русско-турецкой войны 1877-78 гг. Несмотря на победу над Турцией, России не удалось овладеть заветным Константинополем (Стамбулом) и установить контроль над Босфором, который дал бы возможность России свободно выходить в Средиземное море, а далее на просторы Мирового океана. Помешали Англия, Франция и Германия. И вот тогда Александру III и его сподвижникам пришла мысль прорыть по территории Ирана канал, который связал бы Индийский океан с Каспийским морем. А через Каспий по Волге – дорога на север, к Балтике… Это покруче, чем "путь из варяг в греки". Идея долго вынашивалась и обсуждалась», - пишет автор статьи.

Он напомнил, что при Николае II в 1904 году была создана российско-иранская комиссия, начались работы по проектированию канала. «Приступили к проработке вариантов маршрута канала. Вариантов было два – западный (к побережью Персидского залива) и восточный (непосредственно к просторам Индийского океана). Проект имел уже не только торгово-экономическую, но и военно-стратегическую значимость. Однако началась война с Японией, затем Первая мировая, Февральская и Октябрьская революции, гражданская война, интервенция… Сначала проект был отложен, а потом и вовсе забыт. Кстати, о проекте вспомнил И.В. Сталин, когда на Тегеранской конференции 1943 года он встречался и беседовал с шахом Ирана», - говорится в статье.

«После Второй мировой войны несколько раз проходили переговоры СССР с Ираном по поводу данного проекта. По разным причинам его реализация откладывалась, Иран находился под сильным влиянием США. После 1991 года вопрос о строительстве канала Москва всерьёз не поднимала. Не исключаю и потому, что в 1997 году Вашингтон предупредил Тегеран, что против любых компаний и организаций, которые посмеют приступить к строительству канала, будут предприняты самые суровые экономические санкции. Ведь данный проект может ослабить геополитическое влияние США. А сегодня складываются благоприятные условия для сближения России и Ирана. И это сближение могло бы начаться с проекта строительства упомянутого канала», - заключил Валентин Катасонов.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Юрьевич Катасонов
«Он точно более иудей, чем протестант»
Примеров особых симпатий Трампа к иудаизму очень много
02.12.2024
Чем дальше, тем больше сомнений у меня рождает майнинг
Пора задуматься над вопросом, почему все же в Китае криптовалюты запретили
30.11.2024
«Ждём доллар по 100» теперь звучит как просьба
Как рубль рушится на радость бюджету
28.11.2024
Что означает трамповский лозунг «Америка превыше всего»?
Американские неонацисты делают «медвежью услугу» Дональду Трампу, поздравляя его с победой и называя «своим человеком»
28.11.2024
Все статьи Валентин Юрьевич Катасонов
Бывший СССР
Легендарный летчик из Шуши
О дважды Герое Советского Союза, летчике ВМФ СССР Нельсоне Степаняне
02.12.2024
Прогноз крайне тревожен
Полемика о прошлом и будущем России
02.12.2024
Русский. Российский. Никакой…
Закончится ли русофобия в России?
02.12.2024
День памяти святителя Филарета
Сегодня мы также вспоминаем Царевича Ивана Ивановича и Императора Александра I
02.12.2024
Годовщина Синопской Победы
Сегодня мы вспоминаем генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н.Муравьева-Амурского
01.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Константин В.
02.12.2024 15:57
Задачи и загадки от Святейшего Патриарха
Новый комментарий от Александр Волков
02.12.2024 15:39
Не отгремела канонада на колчаковских фронтах
Новый комментарий от Наталья Сидорина
02.12.2024 15:33
Из истории антисистем в России: больной Серебряный век
Новый комментарий от Русский танкист
02.12.2024 15:07
Русский. Российский. Никакой…
Новый комментарий от Этнический русский
02.12.2024 13:06
Прогноз крайне тревожен
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.12.2024 10:49