Священное Писание повествует нам о многих истинных видениях, но в то же время учит духовному трезвомыслию: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29). А святой Исаак Сирин говорит: «Удостоившийся видеть себя лучше удостоившегося видеть ангелов». Мне кажется, что исключительная детализация такого мистического видения показывает лишь его нездоровое происхождение. Не думаю, что это симптомы болезненного нарушения психики очевидца – скорее это признаки духовного недуга, ведь известно, что достигшие духовного совершенства святые имели видения очень редко – в исключительных случаях и лишь с высокой спасительной целью.
Св. Исаак Сирин предупреждает о подобных искушениях в духовной жизни: «… это обычно бывает с людьми ума тонкого и мечтателями суетной славы». Действительно, скрытое желание «выйти из толпы», жажда тщеславия способны провоцировать в новоначальном и неискушенном человеке необычные образы, которые вкрадываются в душу человека через обольщение ложными видениями и снами. Вымысел может быть неосознанным и неумышленным - если в человеческом подсознании таится глубоко заложенная и скрытая «программа самовнушения», которая исподволь возвращается в сознание уже совсем в другом виде, как бы с другой стороны, в виде «готовых» ощущений и образов? Прп. Иоанн Лествичник говорит об этом прямо: «Бесы тщеславия испытывают слабых умом (неискушенных)».
Человек, не знающий ни себя, ни законов духовной жизни, очень быстро приобретает высокое самомнение и потому легко впадает в прелесть. А тот, кто достиг основательного знания своей души и глубины своего несовершенства, тому трудно счесть себя достойным иметь небесные видения – поэтому-то Святые Отцы и свидетельствуют, что более греховные люди способны чувственно и зримо воспринимать демонические искушения. Они же говорят, что остановить падение в пропасть мечтаний и мистических видений может глубокое исповедание помыслов духовным наставникам - и вместо того чтобы хвалиться святыми «видениями», лучше задуматься, какие грехи спровоцировали сценарий прельстительных образов. Святые наставники христианского подвижничества заповедуют при таких явлениях ограждать себя крестным знамением, закрывать глаза и молить Бога, чтобы покрыл нас от всех козней и обольщений, расставляемых человеку духами злобы. Сделал ли так свидетель сего события? Непонятно...
Впрочем, нельзя исключать и заранее обдуманную мистификацию, например, ради лайков в популярном YouTube. В интервью за кадром звучит голос знакомого мне чистосердечного и деятельного оператора-подвижника, который добросовестно и бескорыстно снимает интереснейшие фильмы-исследования из церковной жизни. С его слов очевидец сначала записал фрагменты видео, а приятель позже смонтировал из них фильм, наложив кадры на его авторское интервью, но не поставив при этом автора в известность. И странность ещё в том, что очевидец якобы успел сделать 7 снимков, на которых виден таинственный силуэт, но почему-то именно эти ценнейшие доказательства он впоследствии стёр? Настораживает также и нарастающая популярность, которая самовидцу явно нравится…
А вот, что говорит о явлении наместник Лавры владыка Назарий: «Никольское кладбище относится к Лавре только по названию. Там работают люди, с монастырем не связанные, — это не наши послушники или трудники. Об этом "видении" я сам и братия узнали, как и все, — посмотрев видео. Никто не обращался к нам ни с рассказом о произошедшем, ни за получением благословения на размещение этого видео в Интернете. Это какие-то личные "видения" человека, они не относятся к церковным явлениям. Святые отцы говорят: если было тебе видение — помолчи об этом. И только если оно многократно повторится, только тогда можно обратить внимание и исследовать причину этого. Мы знаем, что видения или явления, как и "пророческие" сны, могут быть следствием душевной болезни или временного помутнения, для них может быть какая-то психологическая или духовная причина. Нужно аккуратно и трезво расследовать ее и разобраться — со священником, с духовником, со специалистом. Но никак не бросаться являть свое "откровение" миру. Это очень опасно».
Пророчески предвижу, что к заветной «проталинке» скоро начнется массовое паломничество, ибо люди сегодня ищут чудес, как развлечений (хотя ведь именно чудес и пророчеств во все времена жаждали язычники!). Не в этом ли поисках знамений проявление сегодняшнего упадка христианства? Ведь Святые Отцы меньше всего писали о чудесах и знамениях. Христиане должны искать не чудес и знамений, а того, с чего начинается духовное развитие личности. Царство Божие внутрь нас есть, а не снаружи (Лк. 17, 21). Увы, в мире есть много простых камней, но очень мало драгоценных. Последние добываются трудно и ценятся дорого, а первые валяются по всей земле и попираются прохожими…
Поэтому до времени предлагаю руководствоваться золотым святоотеческим правилом: – «чудес не хули, потому что они могут быть от Бога, и не принимай, потому что могут быть и от дьявола». Будем же терпеливы - Господь когда-нибудь явит нам истину...
И ещё надеюсь, что Клауд Роммель (псевд. «Александр Пересвет») не принадлежит к потребителям некоторых видов грибов, которые вызывают всевозможные причудливые образы…
Протодиакон Сергий Шалберов, клирик Свято-Троицкого Измайловского собора
От редакции: Русский человек во все времена жаждал чудес. Русское сердце отзывчиво на чудесное. Этому удивительному свойству русской души посвятил своё стихотворение «Чему бы жизнь нас ни учила…» великий русский поэт Фёдор Тютчев.
Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.
И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не всё, что здесь цвело, увянет,
Не всё, что было здесь, пройдет!
Но этой веры для немногих
Лишь тем доступна благодать,
Кто в искушеньях жизни строгих,
Как вы, умел, любя, страдать.
Чужие врачевать недуги
Своим страданием умел,
Кто душу положил за други
И до конца всё претерпел.