Удалёнка. С отроком «проходим» Гомера.
Голливудская «Троя» ему понравилась больше, чем 22-й гимн «Илиады». Голливуд для пышности присочинил. Верно, не под силу открыть поэтику в сцене, где могучий Гектор нарезает круги вокруг стен Трои, спасаясь от быстроного Ахиллеса. Обошёлся Голливуд и без богини Афины, которая обманом уговорила великого воина Гектора остановиться, принять бой. То, что доспехи и оружие не из сверкающей меди, а из как бы железа и картона, ладно. При этом и в психологической полифонии и в художественной кровавости сцен Голливуду за Гомером не угнаться.
Пошли вглубь. К зерну. Что лежит при корне «Илиады» и «Одиссеи».
Зерно всей истории – и это очень интересно – АНТИМАЙДАН олимпийцев.
Сложная многоходовка, из которой встало древо европейской истории.
Сосчитаем позиции и запишем ходы.
1. Олимпийские боги бессмертны, но не всесильны. Над их волей довлеет неведомый рок. (Кстати, вспомнили Апостола Павла, который в Афинах видел жертвенник с надписью: «Неведомому Богу» - и сказал грекам: «Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам».)
2. Царь богов Зевс в своё время пришёл к власти в результате переворота, как и его предшественник Кронос, свергший Урана.
3. В давно устоявшемся мире, где во дворцах Олимпа всё понятно и предсказуемо, возникло неприятное для богов пророчество: сын богини Фетиды окажется сильнее своего отца. Отцом мог быть и Зевс и Посейдон. Над миром олимпийских дворцов нависла угроза нового переворота, «майдана», как бы мы могли сказать, упрощая ситуацию. Однако статус-кво можно сохранить, если Фетида выйдет замуж – не за бога, а за смертного человека. Тогда её сын, каким бы сильным он не был, Олимпу не угроза.
4. Фетиду боги выдают замуж за смертного человека – за царя Пелея, аргонавта. Небывалое в истории дело! Не интрижка, чем Олимп не удивить, – заключается союз между богами и человеком! Боги пируют. Не приглашена лишь богиня раздора Эрида.
5. Объявляется она сама и устраивает провокацию: с порога как шар в кегельбане пускает в зал золотое яблоко с посланием: «Прекраснейшей». Стройный рисунок торжества превращён в хаос.
6. Три богини – царица Гера, Афина и Афродита – спорят. Рассудить их выпадает красавцу-царевичу Парису, сыну царя Трои – Троянского царства. У каждой богини своё коррупционное предложение: власть, мудрость или любовь самой прекрасной женщины в мире. Парис присуждает яблоко Афродите.
7. В него, человека в общем-то женатого, влюбляется чужая жена – прекрасная Елена. Он увозит её в Трою. Это стало поводом, но, конечно, не причиной 10-летней Троянской войны. Троя контролировала Дарданеллы, путь из Средиземного моря в Чёрное, как будет контролировать проливы через тысячу лет византийский Константинополь.
Сюжет закруглён как яблоко. От стрелы Париса, направленной Аполлоном (часть богов поддерживала троянцев, часть – греков, Зевс рассуждал по-разному) погибает сын Фетиды и Пелея – Ахиллес, величайший из воинов. Раненый Парис мог бы выжить, но его первая жена не стала его спасать. А когда опомнилась – было поздно, и она удавилась. Олимп устоял.
Вождь уцелевших троянцев Эней после долгих скитаний прижился со своим народом в италийском царстве Латина. Племя ассимилировалось, потеряв имя Трои. И стал Эней, как утверждают латиняне, предком основателей Рима. Первого.
На Капитолийском холме Рима в свой час будет воздвигнут храм для почитания Капитолийской триады – Юпитера, Минервы, Юноны. А через века – церковь Девы Марии (Santa Maria in Aracoeli).
Но это всё потом.
А пока Одиссей возвращается на Итаку. И плыть ему 10 лет.
Олег Семенович Слепынин, писатель, Украина