Петр I оздоровил церковную жизнь

300 лет назад был создан Святейший Синод, но до сих пор живучи стереотипы относительно синодального периода Русской Церкви

0
2822
Время на чтение 5 минут

300 лет назад, 14 (27) февраля 1721 года, была открыта Духовная коллегия, получившая название Святейшего Правительствующего Синода.

До сих пор живучи стереотипы относительно синодального периода Русской Православной Церкви. О значении этого периода размышляет в телефонном интервью «Русской народной линии» правовед-византинист, доктор юридических наук Алексей Михайлович Величко

Нам пора отказаться от стереотипов. Потому что, по моему мнению, оценки в основном основываются на этих, неизвестно откуда взятых, стереотипах. 

Начнём с простого. Патриаршество, которое было упразднено и заменено Синодом (то есть единоличный представитель Церкви был заменён коллективным главой), не является какой-то высшей степенью священства и не являются тем безусловным фактором, при наличии только которого Церковь может существовать. Церковь не может существовать без епископа, как и без паствы — это очевидно. А Патриарх является лишь одним из административных органов Церкви, таким же архиереем, как и все остальные его собратья, но наделённым бОльшим объёмом административных полномочий, не более того. 

Поэтому создание Патриаршества, равно как и упразднение его, относится скорее всего к вопросу целесообразности традиций, нежели к попыткам надавить на сакральное тело Церкви и что-то в нём нарушить. 

Во-первых, упразднение Патриаршества никоим образом не связано с попытками изменить природу Церкви или изменить её место в Российском государстве при Петре Великом. Во-вторых, о том, что это действие было каноничным, свидетельствует тот факт, что остальные Вселенские Патриархи, т.е. восточные патриаршие кафедры, с которыми Пётр Великий согласовывал это событие, подписались и дали своё добро. Они никоим образом не посчитали, что таким образом Русской Церкви будет нанесен какой-либо урон. Это с формальной позиции. 

Если говорить о содержательной позиции, то положение или устройство Русской Церкви допетровского периода не отличалось той гармонией и традициями, которые изначально возникли в восточной, да и в западной Церкви. Например, у нас не было митрополичьих округов, поэтому, хоть мы и любим говорить о том, что Русь-де соборная, но никакой соборности на Руси не было. Церковные соборы у нас проходили крайне редко, практически всегда они являлись придатком политических или государственных соборов, Земских Соборов, которые собирались Царями. 

Это вполне естественно, потому что за дальностью расстояний и очень незначительным количеством церковных епископских кафедр проводить нормальную церковную жизнь и церковную практику, как того требуют каноны Вселенских Соборов о том, чтобы как минимум дважды в год собирались местные собрания епископов, архиереев для обсуждения общих дел, было невозможно. Кроме того, у нас не было митрополичьих округов. До Фёдора Алексеевича у нас было всего 12 кафедр, одна из них Патриаршая. 

Таким образом, на всю Россию-матушку было всего 12 правящих архиереев, которые являлись лицами с политической точки зрения совершенно неприкасаемыми, неподсудными и всевластными. Можно привести в пример несколько знаковых имен, которые звонко звучали ещё при Михаиле Фёдоровиче. С архиереями, на которых шли сотни жалоб о том, что они творят беззакония у себя на месте, ни Государь, ни его отец — Патриарх Филарет – ничего сделать не смогли. 

Ко времени правления Петра Великого ситуация немножко изменилась. Возникло уже 23 кафедры, но это было далеко до тех 70 кафедр, которые изначально Фёдор Алексеевич предлагал создать для того, чтобы была связь между епископством, священством и паствой хоть более-менее похожая на истинно христианскую, а не на отношения начальника с подчиненными.

Уровень епископата в массе своей патриотически настроенного — это были радетели, но, тем не менее, сами обстоятельства ставили на такую недосягаемую высоту, где ни о каком отеческом или архипастырском попечении говорить уже не приходится. 

Еще один момент — это полное отсутствие образования в России, которое можно себе представить. До Петра Великого, как известно, не было ни одной духовной школы, где бы систематически обучались люди. Уровень знания нашего архиерейства также был, увы, весьма незначительным. Поэтому к нам пробрались всевозможные папистские течения, которые озвучивал не только Патриарх Никон, но и Патриарх Адриан в не меньшей степени, и Патриарх Иоаким. Это не прибавляло стройности взаимоотношениям между политической властью и священноначалием, и, с другой стороны, никоим образом не могло быть квалифицировано как нормальное естественное состояние для Церкви, для престола. 

Эти причины вынудили Петра Великого после длительного размышления (как мы знаем, этому предшествовало 15 лет ожидания) всё-таки решиться на упразднение Патриаршества и коренным образом изменить организацию церковного управления для того, чтобы оно было максимально адаптировано и к новому государству, которое из национального уже становилось империей, и для того, чтобы оздоровить саму церковную жизнь. 

Кроме того, нельзя не сказать, что благодаря мероприятиям Петра Великого был локализован русский раскол, который поставил нашу Церковь на грань уничтожения. Потому что именно Пётр, который ни при каких обстоятельствах не допускал давления на свободную совесть верующего человека, признал раскольников полноценными гражданами Российской Империи. Хотя они потерпели некоторые поражения в части политических возможностей, в части налогообложения и так далее. Тем не менее, до Петра Великого это были изгои, которых совершенно законно можно было убивать без суда и следствия. 

Это только краткий перечень причин и первых мероприятий, которые произвёл Пётр I. 

Если говорить о результатах синодального периода, то, безусловно, даже говорить не о чем, потому что количество монастырей неизменно увеличивалось. Мы любим говорить о том, что при Петре I и особенно при Екатерине Великой была секуляризация церковного имущества, но забываем говорить о том, что многие монастыри тогда таковыми являлись лишь номинально. И государи на самом деле просто укрупняли монастырские обители для того, чтобы те приняли живые очертания, а не просто были формальной буквой в какой-то грамоте. 

Количество храмов, монастырей резко увеличилось. Была организована на системных началах миссионерская деятельность среди языческих народов и иноверцев, которые вошли в состав Российской Империи. Были открыты сотни духовных учреждений, были открыты университеты, духовные академии и т.д. 

Образование затронуло и светские круги. Мы знаем блестящую плеяду русских религиозных философов, которые являются гордостью нашего Отечества и представителями русской религиозной философской мысли. 

Поэтому, конечно, можно оценочно спорить о том, что было хорошо в синодальный перевод, а что плохо. Но ни одна система не бывает идеальной, любая система имеет свои изъяны и плюсы. Но, на мой взгляд, если говорить с точки зрения позитивного результата, конечно, синодальный период заслуживает высочайшей оценки. 

В заключение хочу сказать, что мы очень любим ссылаться на то, что отрицательная оценка синодального периода — это притча во языцех, аксиома, не требующая доказательств. В своё время, занимаясь детально этим вопросом, я обнаружил для себя совершенно удивительное открытие. На самом деле ни один серьезный историк Церкви, ни один серьезный исследователь не высказал отрицательной оценки в адрес реформ Петра Великого и синодального периода.

Я говорю не о публицистах наподобие покойного многоуважаемого митрополита Иоанна (Снычёва), работы которого являются чистой публицистикой, которая на самом деле в меньшей степени основана на фактах и не имеет научной основы, а о серьёзных историках Церкви. Ни митрополит Макарий (Булгаков), ни Смолич, ни Доброклонский, ни Карташёв тем более, я уж не говорю о Владимире Сергеевиче Соловьёве, Константине Николаевиче Леонтьеве, Голубинском, — никто отрицательно не высказывался в адрес синодального периода. И даже святитель Филарет (Дроздов) высказывался следующим образом — конечно, не очень хорошо, что Патриаршество упразднилось, но и восстанавливать его не нужно, потому что от это больше вреда будет. А святитель Филарет (Дроздов) – далеко неординарный человек в нашей истории и в нашей Церкви.

Все эти оценки, как правило, исходят от узкого кружка славянофилов, которые, откровенно говоря, не отличались тем уровнем образования, которое позволило бы быть беспристрастными и объективными в отношении оценок таких грандиозных событий и явлений.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

74. Ответ на 85, Сергей иванович:

. ...А если будет угодно Богу прервать род Царя - то Земским Собором будет избран новый Царь и новый род.

Я понимаю, что все наши разговоры на эту тему носят на данный момент, в силу понятных обстоятельств, отвлеченный и теоретический характер, но что значит "избрать" в Вашем понимании? Спорный термин, скажем так - в силу его "испорченности" демократией. Все-таки демократия, республика, конституция - это ругательные слова для монархистов.
р.Б. Алексий / 05.03.2021, 15:49

73. Православный догмат искупления - суть православия!

https://yandex.by/turbo/proza.ru/s/2019/03/29/44?sign=7a13e85f38b61beb41b83a3334e06b760a66c8ebfdfd29ea83d2da77bad4cad0%3A1614944154 И не надо ничего придумывать, убавлять или добавлять, противопоставляя совершенные любовь и правосудие Божии, искажая то, что предано от святых Отцов и изобретая собственную веру... Проповедь Креста - для иудеев соблазн, а для эллинов безумие!
р.Б. Алексий / 05.03.2021, 12:01

72. Ответ на 81, Ксения Балакина:

А какое отношение имеет приводимые Вами выписки к обсуждавшемуся вопросу? Зачем уводить в сторону от существа вопроса к личности священника и его действительно странных взглядов по другому вопросу ? И при чем тут моя точка зрения? Я излагаю не свою личную точку зрения. Мнение святого - преподобного Амвросия Оптинского я уже приводил. Ереси Оригена и других еретиков, неправославно учивших в том числе о любви Божией, тоже известны и соборно осуждены. Вот учебник догматического богословия - параграф 21 глава 5 : https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/1_31. К чему заводить лишние споры вокруг того, что уже давно чётко изложено и принято Церковью жонглируя цитатами по методу А.И. Осипова ?
р.Б. Алексий / 05.03.2021, 10:50

71. Ответ на 75, Олег В.:

Эх, Олег! Обиды... Какая нелепость! Скорбь, а не обиды! Не стоит путать.
Андрей Козлов / 05.03.2021, 06:59

70. Ответ на 75, Олег В.:

Эх, Олег! Обиды... Какая нелепость! Скорбь, а не обиды! Не стоит путать.
Андрей Козлов / 05.03.2021, 06:59

69. Ответ на 79, Туляк:

Ахинею чаще всего несёт тот, кто несёт отсебятину, начиная умничать и считая себя умнее,сообразительнее и начитаннее других. Например, конкретно такую ахинею как противопоставлегие одного из основных положений монархизма, что Царь земной есть икона Царя Небесного, о чем прямо говорили многие святые, и Чина венчания Царя на царство https://www.ruskmir.ru/2015/02/pochemu-car-est-zhivaya-ikona-boga/ Или например протипопоставляя помазание древнееврейских царей и коронацию византийских императоров второго, нового Рима касательно венчания на царство Рима Третьего Ивана Грозного...
р.Б. Алексий / 05.03.2021, 06:02

68. Ответ на 49, р.Б. Алексий:

Вот православное учение, изложенное православным священником в полноте http://ieralexei.ortox.ru/bogoslovie/view/id/1192941 А то начали с критики Петра I, а закончили и вовсе сомнительными и непонятными шатаниями...

Именно что шатаниями. Сомнительными. Вас не напрягло, что в предлагаемом вами «православном учении, изложенном в полноте» нет ни одной ссылки ни на святых отцов, ни на Писание? И само это изложение изобилует мыслями, по факту не встречающимися в святоотеческой литературе? Или вас это без разницы – лишь бы подтверждало вашу точку зрения?

Я тут попробовала посмотреть, чему же еще учит этот священник. И встретила весьма любопытные его размышления на тему Великой Отечественной войны, патриотизма. Приведу пару цитат по патриотизм, ибо может, это тоже отнесем к «православному учению, изложенному в полноте»?:

«...На самом деле патриотизм – это мировоззрение языческое. Это одна из болезней церковного сознания....

Патриотизм несовместим со Словом Божиим. .... Слово Божие запрещает любить что-либо от мира сего. А, ведь, родина или отечество – это часть мира сего.... Так что, Христианин не может любить «родину» или «отечество» или Россию. Поскольку те составляющие этих понятий, которые относятся к миру сему (т. е. к социальному миру, а не природному) недостойны любви Христианина. Это грех идолослужения, духовный блуд.

Впечатляет, не правда ли?
Ксения Балакина / 05.03.2021, 04:41

67. Ответ на 76, р.Б.Алексий:

В конце концов Таинство было совершено над ним. Но дало ли оно императору и его стране, сугубую благодать? Вопрос, как говорится, риторический... Вопрос не риторический - Таинство действительно в любом случае. Если человек утрачивает способность воспринимать благодать, это проблемы человека - если человек слеп, чтобы видеть солнечный свет, то он и в солнечный день будет во тьме...

Под таким слепым человеком здесь я понимаю народ, Россию в целом, оказавшуюся по духовной немощи малоспособной к усвоению благодати Божией, идущей на народ через Царя и как итог к 1917 Царь оказался окружен изменой, трусостью и обманом - а не то, чтобы якобы благодать почему-то "не подействовала".... А клялись же в 1613 г., в ножки со слезами кланялись Михаилу Романову и его матери, пережив Смутное время и умоляя Романовых на царство, понимая, что не быть России без Царя... И плохо что к 1917 г. такое понимание в общей массе было утрачено к началу 20 века, да и к началу века 21 картина печальная в этом плане... Деяния Царей вот тут пытаются неблагонамеренно взвешивать, оценивать, подвергать сомнению задним числом, подозревать в чем то нехорошем...А Бог даже ошибки Царей может обернуться во благо по Своему всемогуществу, была бы вера и смирение в народе...
р.Б. Алексий / 05.03.2021, 01:53

66. Ответ на 70, р.Б.Алексий:

Туляк, ну а сам то ты что думаешь по данному поводу раз имеешь такие исторические познания и раз так кропотливо занялся изучением данного вопроса, что выдал с ходу такие данные почти без подготовки

Чиатю я с раннего детсва. У меня дома неплохая библиотека, из чуть более 1000 томов. Примерно 70%, это исторические книги. Остальное, это некоторые собрания сочинений русской и зарубежной Классики и много чего ещё.... Недавно вот прикупил себе 5 томов историка Е.Ю.Спицина и 5 томов Ю.Жукова...

Чтобы выдавать подобные "истоические данные", мне особо напрягаться не нужно. Когда я читаю книги, то веду записи в специальных дневниках, делаю закладки в книгах, заметки на полях и у меня есть в копьютере папка с документами, на разные темы.... Когда мне что то нужно, я нахожу всё достаточно быстро. Плюс к этому - интернет. Он очень сильно облегчает нйти нужное.

чтоб уличить тут безтолковых форумных "липовых монархистов", а -а-а ?! Ну, давай шпарь, раз ты тут собрался учить "липовых монархистов" и олухов, а мы послушаем )))...

Зачем мне стараться тебя уличать, если ты и сам с этим справляешься лучше меня, когда начинаешь писать какую нибудь очередную чушь, ложь и ахинею? Мне остаётся только посмеиваться над тобой, в своих комментариях.
Туляк / 05.03.2021, 00:25

65. Ответ на 76, р.Б.Алексий:

Вопрос не риторический - Таинство действительно в любом случае.

Принятое Таинство - неизгладимо и от него отказаться невозможно. Можно отказаться от Престола, но не от Таинства.

А тот вопрос, действительно риторический. Комментировать тут нечего.
Туляк / 04.03.2021, 23:53
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Михайлович Величко
Все статьи Алексей Михайлович Величко
Последние комментарии
Кто породил Ленина, тот и разрешил вынести его из мавзолея
Новый комментарий от Владимир С.М.
03.07.2025 22:23
«Пустота пустот»: о фильме «Мумия»
Новый комментарий от Бузина Олесь
03.07.2025 22:22
Война смыслов
Новый комментарий от prot
03.07.2025 21:32
«К войне они готовятся вполне серьёзно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
03.07.2025 19:57
К 100-летию А.Эфроса
Новый комментарий от Владимир Николаев
03.07.2025 19:51