Закрытие Северо-Крымского канала повлекло за собой печальные последствия для Киева. Новые угрозы в сторону Крыма призваны скрыть эти проблемы. Об этом в беседе с «ПолитРоссией» рассказал крымский политолог Александр Форманчук.
Так называемый постпред президента Украины в Крыму Антон Кориневич сообщил о намерении достроить дамбу на Северо-Крымском канале чтобы исключить возможность подачи пресной воды на полуостров. Этот вопрос был поднят в ходе его беседы с начальником управления данного объекта Сергеем Шевченко.
Раньше Северо-Крымский канал поставлял до 85 % пресной воды в Крым из Днепра, но после воссоединения полуострова с Россией Украина в одностороннем порядке прекратила подачу воды. И теперь Киев планирует с помощью херсонской дамбы возвести водную блокаду полуострова в абсолют.
Но оказалось, что руководство Крыма и не рассчитывало на возобновление подачи пресной воды со стороны Украины. Политолог Александр Форманчук отметил, что Северо-Крымский канал за время блокировки пришел в запустение и ему нужна глубокая реконструкция, которая по затратам соответствует строительству нового объекта.
«За годы его бездействия он пришел в негодность. Тем более мы понимаем, что при сегодняшнем политическом угаре руководства Украины рассчитывать на возобновление поставок воды в Крым вообще не приходится, это вопрос еще не одного года как минимум. За это время канал уже даже не будет подлежать реконструкции. У нас есть один путь – решать эту проблему в рамках тех возможностей, которые есть внутри Крыма и внутри РФ. Федеральное руководство России никогда не оставит нас один на один с этой трудностью, и сегодня изучаются, используются и реализуются всевозможные варианты по ее преодолению», – отметил эксперт.
Правительство России выделило около 50 млрд рублей на решение проблемы водоснабжения Республики Крым в ближайшие годы. Также ведутся работы по реконструкции существующих систем, чтобы пресная вода не уходила в море, а могла максимально использоваться для жизнедеятельности крымчан.
«Пробурен ряд скважин, строятся водоводы, которые соединяют водохранилища между собой. Ведутся работы по созданию своей отечественной установки, которая позволит опреснять морскую воду в районе Новофедоровки недалеко от Симферополя. Она уже в следующем году, очевидно, будет работать в тестовом режиме. У нас достаточно снежная зима, выпало много осадков, особенно в горах. В этом году регулярно шли дожди. Это также позволяет поддерживать определенные запасы воды. В основном сегодня делается упор на артезианские скважины, которые пробурены дополнительно. И мы не испытываем критического состояния нехватки воды», – считает Александр Форманчук.
За 23 года, пока Крым был в составе Украины, значительно износились водопроводные и канализационные сети, в результате чего 60 % воды теряется при поставке потребителю, отметил спикер. На решение этих проблем Россия также выделяет средства из федерального бюджета, а глава республики Сергей Аксенов в прямом эфире еженедельно проводит заседания штаба по проблемам водообеспечения, где открыто рассматриваются все актуальные вопросы.
«Мы достаточно оптимистически смотрим в будущее. Как была решена проблема с электроэнергией, так же и решится проблема с водой. Конечно, она сложнее, и это касается в целом юга России, но все из-за глобального изменения климата. А Украина злобствует от бессилия. Они хотели бы сделать нам больно и считают, что, перекрыв Северо-Крымский канал, поставят нас на колени, заставят о чем-то пожалеть, попроситься назад, или им удастся выторговать что-то другое у российского руководства. Но Киев не дорос до понимания того, что крымчане сделали свой выбор окончательно, а РФ приняла историческое решение. Мы были, есть и будем составной частью России, которая, надеюсь, никогда не исчезнет с политической карты мира, как об этом фантазируют в своем больном, воспаленном мозгу нынешние лидеры Украины. На какие деньги они построят дамбу, если у них бедственное положение?» – задается риторическим вопросом эксперт.
Политолог уверен, что такие выпады Киева имеют скрытое значение. Так называемая водная блокада Крыма обернулась печальными последствиями и для Украины. Дело в том, что Северо-Крымский канал проходит в Херсонской области, и из-за его закрытия в регионе образовалась так называемая застойная зона, что в итоге вызвало подтопление территорий и уничтожение дренажной системы. По сути, речь идет об экологической катастрофе, из-за которой начался процесс засоления плодородных почв, при этом спровоцированные потопы могли вызвать попадание канализационных стоков и химических отходов в подземные грунтовые воды. И сейчас время играет совсем не на руку Киеву.
Собеседник считает, что очередная агрессивная инициатива Киева по поводу водной блокады Крыма призвана скрыть собственные проблемы в Херсонской области, которые с каждым годом становятся все хуже. Поэтому неудивительно, что украинские власти попытались встроить в свои планы по строительству дамбы антироссийскую риторику.
«Конечно, есть вопросы, которые касаются не только Крыма. После закрытия Северо-Крымского канала под Херсонской областью, где он протекал 100 километров, появились проблемы, связанные с засолением подземных горизонтов. Поэтому, может быть, с этой точки зрения дамба будет полезна в целях улучшения ситуации с засорением земли», – заявил собеседник «ПолитРоссии».
1.