Законопроектом предлагается ввести в УК и УПК РФ понятие «уголовный проступок». С учетом приведенных в документе критериев к категории уголовного проступка предполагается отнести 112 составов преступлений, сообщает сайт Государственной Думы.
В пояснительной записке отмечается, что важным направлением совершенствования уголовного законодательства РФ является его гуманизация, «и необходимы дальнейшие меры по гуманизации уголовного законодательства».
«Данные официальной судебной статистики, а также результаты анализа судебной практики свидетельствуют о том, что количество лиц, осужденных за преступления небольшой тяжести, в том числе лиц, осужденных за эти преступления впервые, по прежнему остается значительным», — указывают авторы законопроекта, который также направлен на гуманизацию уголовного законодательства.
Согласно инициативе, уголовным проступком признается «совершенное лицом впервые преступление небольшой тяжести, за которое настоящим кодексом не предусмотрено наказание в виде лишения свободы», за исключением некоторых преступлений.
«Предлагается отнести к категории уголовного проступка 112 составов преступлений, включая 53 состава преступлений в сфере экономики, ответственность за которые предусмотрена статьями раздела VIII Уголовного кодекса Российской Федерации (главы 21, 22 и 23). С учетом статистических данных о судимости за 2019 год категория уголовного проступка потенциально может быть распространена на 68 044 лиц, в том числе на 49 657 (72,97 %) лиц, совершивших преступления в сфере экономики», — говорится в пояснительной записке.
Наказание за уголовный проступок не повлечёт судимости и соответствующих правовых последствий, которые с ней связаны, но лицо, совершившее такой проступок, обязано будет возместить ущерб и отбыть меры уголовно-правового характера. Об этом заявил председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, комментируя новые поправки в уголовное законодательство, предложенные Верховным судом РФ, пишет Парламентская газета.
«Ввиду освобождения от уголовного наказания лицо не будет иметь судимости (хотя факт уголовного преследования будет иметь место), но обязано будет возместить ущерб и отбыть меры уголовно-правового характера. По сути, это то же самое уголовное наказание», — обратил внимание Андрей Клишас.
По его словам, наказание за уголовный проступок не повлечёт судимости и соответствующих правовых последствий, которые с ней связаны. «Кроме того, введение подобного инструментария в целом приведёт к упрощению рассмотрения преступлений по ряду составов Уголовного кодекса», — считает сенатор.
Парламентарий отметил последовательную работу Верховного суда РФ по гуманизации уголовного законодательства и правоприменительной практики. «Последние годы мы наблюдаем большое количество законодательных инициатив, которые предусматривают декриминализацию отдельных уголовно наказуемых деяний, оснований освобождения от уголовной ответственности, увеличение составов с административной преюдицией. Законопроект говорит о стремлении государства дать второй шанс людям, которые совершили преступление впервые, но готовы исправляться», — отметил сенатор.
При этом он обратил внимание — обсуждаемый законопроект не связан с полной декриминализацией преступлений, но, вместе с тем охватывает большой пласт противоправных деяний.
«Таким образом, его принятие затронет большее число нарушителей, которые совершили наименее общественно опасные деяния. Оцениваю законодательную инициативу Верховного суда положительно», — заключил Андрей Клишас.
О законопроекте рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» заместитель заведующего сектором по взаимодействию с МВД России Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Александр Добродеев:
Эта мера вынужденная и в то же время своевременная, поскольку то, что происходит с людьми, которые были в местах лишения свободы после выхода на свободу, — это плачевная ситуация. У нас нет системы реабилитации и системы адаптации этих людей в общество. И само общество не готово принять этих людей, потому что к ним большое недоверие. Естественно, ломаются судьбы, очень много проблем, люди опять возвращаются в криминальную жизнь и т.д.
Другой вопрос — что нужно сделать, чтобы нашу правоохранительную систему и наше общество призвать к тому, чтобы как можно меньше людей находилось в местах лишения свободы, и как реабилитировать их после возвращения оттуда?
В нашем обществе очень мощное направление на призыв людей ко греху. Это грехопадение массовое, то есть очень много возможностей согрешить. Когда человек согрешил, а ещё и совершил преступления, то тут наше общество ограничивается полумерами или вообще недомерами. Потому, что у нас нет системы, которая бы могла во время прохождения курса наказания в местах лишения свободы этого человека каким-то образом социализировать. Чтобы он не просто отсидел свой срок и отбыл там наказание, а чтобы он в процессе отбывания срока и нахождения в местах лишения свободы социализировался и вышел бы оттуда в общество полноценным, полноправным, работоспособным человеком.
Хорошо было бы, если бы эта система исполнения наказания работала не просто как наказание, а еще и как система, которая могла бы привести человека к нормальному состоянию, способности трудиться и жить в обществе. Но эта система у нас вообще не работает.
Получается, что мы имеем очень мощные вливания, которые идут на демонизацию населения, имеем мощную правоохранительную структуру, мощную исполнительную систему наказания, а вот дальше у нас пусто. Практически ничего нет! Получается, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Что хочешь, то и делай. Нет структуры, которая смогла бы этим заниматься полномасштабно, а не просто ограничиваться точечными действиями. Это очень болезненный момент.