Эстетическая манипуляция

Результат налицо: нас убедили, что традиционная эстетика умерла

0
1402
Время на чтение 6 минут

На сайте Культуролог был проведен опрос «Почему музеи и галереи больше ориентированы на contemporary art, а не на традиционную эстетику?».

Насколько справедлива подобная постановка вопроса? Действительно ли художественные площадки предпочитают contemporary art?

Конечно, среди выставочных проектов есть достаточно много и таких, которые представляют традиционную эстетику. Однако большинство из них посвящено искусству уже ушедшего времени. Среди экспозиций наших современников доля contemporary art весьма велика. Это видно по анонсам выставок на сайтах, где не ведётся отбор новостей. На Культурологе, например, мы не размещаем материалы о выставках, чьё наполнение, на наш взгляд, является эстетически сомнительным. Если же взять неотфильтрованный поток анонсов, то contemporary art в нём получит существенное преимущество. Более того, доля таких выставок постоянно (год от года) растёт. Сегодня можно говорить, что выставки contemporary art имеют большинство даже в общем объёме, с учётом художественных выставок, построенных на материалах прошлых эпох (особенно, если в понятие «современного искусства» включить все эксперименты XX века, начиная от русского авангарда).

При этом пока что в штуках (по количеству предметов музейного хранения) contemporary art проигрывает традиционному искусству. Да и сегодня значительное количество художников продолжают работать в канонах традиционной эстетики. Поэтому перекос в сторону contemporary art – это всё же выбор площадок.

Проведённый опрос предполагал выбор одного из следующих вариантов ответа:

сегодня нет ничего, кроме contemporary art

ничего достойного в рамках классической эстетики больше не создаётся

таков выбор публики

таков выбор искусствоведов

contemporary art лучше продаётся

традиционная эстетика не может стать культурным событием

движущей силой современной культуры являются новизна и скандал

у современного человечества напрочь отбит эстетический вкус

так проявляется общая деградация

выполняется задача по уничтожению традиционного (нормального) человека

contemporary art действительно лучше

другое

Результаты распределились следующим образом:

сегодня нет ничего, кроме contemporary art – 59,4%

выполняется задача по уничтожению традиционного (нормального) человека – 12,5%

движущей силой современной культуры являются новизна и скандал – 7,8%

так проявляется общая деградация – 6,3%

ничего достойного в рамках классической эстетики больше не создаётся – 4,7%

другое – 3,1%

у современного человечества напрочь отбит эстетический вкус – 3,1%

таков выбор искусствоведов – 1,6%

традиционная эстетика не может стать культурным событием – 1,6%

Большинство ответов можно сгруппировать в два множества. Первое характеризуется критическим отношением к традиционному искусству, второе – критическим отношением даже не столько к contemporary art, сколько к современному обществу.

Первое множество состоит из ответов «Сегодня нет ничего, кроме contemporary art» и «Ничего достойного в рамках классической эстетики больше не создаётся» - в совокупности мы получаем 64,1%. Во второе множество мы включаем все остальные варианты ответов, кроме «Другое» (это, вероятно, выбирали те, кто не согласен с постановкой вопроса) и «Традиционная эстетика не может стать культурным событием» (этот ответ можно интерпретировать как в ту, так и в другую сторону). В сумме второе множество набирает 31,3%, то есть более чем в 2 раза меньше.

Получается, что большинство посетителей сайта видят проблему преимущественно в слабости традиционного искусства.

При этом никто не выбрал вариант «Таков выбор публики». Это примечательно. Всё же людям больше нравятся произведения в духе традиционной эстетики. Об этом также свидетельствует и то, что никто не выбрал «Contemporary art действительно лучше». Нет сторонников и варианта «Contemporary art лучше продаётся». Есть ощущение, что мы наблюдаем большой обман, когда нам в качестве ценности подсовывают то, что ей быть никак не может.

И в то же время большинство людей убеждены, что традиционная эстетика себя исчерпала. Скорее всего, это ощущение подсказано СМИ, поскольку о contemporary art говорится гораздо больше, чем о традиционном искусстве.

Перед нами классический пример манипуляции: нас убеждают в том, что не согласуется с нашими принципами, но всё-таки принимается.

Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

15. Ответ на 11, учитель:

Ну если у Вас есть 7 значные суммы покупайте классическое искусство. На "Мешке" продают теперь Врубеля и передвижников. Простые люди тоже хотят в дом что- то, что радует глаз, не сталинский соцреализм. На рынке полным полно и традиции и современного подражания классики, не только авангардизм.

В столице соседнего государства есть музей современного искусства. Так в нем есть один примечательный экспонат, картина. Но картина эта вовсе не столь банальна, как кажется на первый взгляд. Проектор стоит и проецирует картину на пол (да хоть любую проецируйте, не в самой картине вся суть). И всё! В комнате нет больше ничего. Люди ходят и восторгаются необычностью, глубиной задумки и воплощения, неким шармом, возникающей смелостью от попирания чьего-то творчества ногами. Вот и всё современное искусство в данном случае. Очевидно, подобную отраду для глаз сейчас многие готовы разместить у себя, чтобы хоть как-то возвысить себя самого в искусстве.
Андрей Козлов / 12.02.2021, 21:23

14. Ответ на 14, Русский Иван:

Не ругайтесь!

Руги - западные славяне. Восточные славяне плохо понимали их язык, он казался им грубым. Епископ Адальберт Магдебургский посетивший Киев в 961 году, называет княгиню Ольгу " королевой ругов". Руги основали Господарство Псковское. Но я не о том. Из советских художников только замечательный мастер нонконформист Василий Колотев продолжатель дела знаменитых передвижников. Писал настоящий советский быт, вместо бравурных и вычурных сталинских соцреалистов. Первую выставку смог провести только в 1992 году, все картины с нее ткт же разлетелись по галереям Парижа, Нью- Йорка и Берлина.
учитель / 12.02.2021, 16:41

13. monarhist

Не ругайтесь!
Русский Иван / 12.02.2021, 13:34

12. Ответ на 12, monarhist:

Вот сидит и пиши картины в сталинском реализме. А художникам надо семьи кормить, ЖКХ платить, а твой советский реализм гроша ломаного не стоит.
учитель / 12.02.2021, 12:46

11. Ответ на 11, учитель:

Ну если у Вас есть 7 значные суммы покупайте классическое искусство. На "Мешке" продают теперь Врубеля и передвижников. Простые люди тоже хотят в дом что- то, что радует глаз, не сталинский соцреализм. На рынке полным полно и традиции и современного подражания классики, не только авангардизм.

Что,сектант,никак не угомонишься? Лучше уж "сталинский соцреализм" чем ваша либерастная скотомерзость,извращённо названная "искусством"...
monarhist / 12.02.2021, 05:35

10. Ответ на 9, Андрей Козлов:

Ну если у Вас есть 7 значные суммы покупайте классическое искусство. На "Мешке" продают теперь Врубеля и передвижников. Простые люди тоже хотят в дом что- то, что радует глаз, не сталинский соцреализм. На рынке полным полно и традиции и современного подражания классики, не только авангардизм.
учитель / 12.02.2021, 01:47

9. Ответ на 7, Андрей Карпов:

А что 19 век, там за исключением десятка имен таже "попса". И тоже все можно купить. Кроме того сейчас художественная фогография, принты передают окружающий мир лучше художников. Изобразительное искусство сместилось в сторону чувственности и эмоциональной выражительности то, что недоступно фотографам.
учитель / 11.02.2021, 23:52

8. Ответ на 5, учитель:

... теперь и художнику и покупателям нет мороки с выставочными залами, все происходит в виртуальном пространстве, там и следует искать современное искусство, которые все больше расходится по частным домам и коллекциям.

Ага, фоторамками.
Андрей Козлов / 11.02.2021, 20:16

7. Вопрос.

А что мы можем сказать о современном дне Истории? Куда деть первобытного человека, которого не знала Традиция? А в самом деле - где место в Истории, для первобытного человека, и был ли он именно таким, как нам говорит об этом наука? Ведь Наука не изучает дух. Но она дает факты. Что мы имеем? Мы имеем факт и его отрицание Традицией. Или проще говоря, материю и ее отрицание Традицией. Что ищет современное искусство? Факт и его связь...с духом, связь с которым потеряна со времен Традиции. Вот поэтому современное искусство и Традиция не стыкуются. Потому, что отрицают друг друга отрицанием отрицания, но не в строну развития, а как одноименные полюса магнита. Современное искусство и Традиция - одно и то же в том смысле, что и там и там связь факта с духом, материи и духа не происходит. Только в Традиции все только начиналось, только начинался разрыв факта и духа, а в современном искусстве ищут понимания, но не могут вернуться в Традицию, в то место и время ее, когда факт и дух, материя и дух были вместе, без научных знаний. Не могут вернуться, потому что есть конкретные знания, научные факты, которые запрещают уму вернуться в Традицию в то ее место и время, где уже этот разрыв духа и материи, научного факта и духа, произошел. А что может предложить современное искусство, если с этим не могут справиться наука и религия? Единый взгляд на мир науки и религии отсутствует. Как говорится, скажите спасибо, что современное искусство, вообще, ищет понимание.
Игорь Бондарев / 11.02.2021, 19:51

6. Ответ на 5, учитель:

Да что за ерунда. Вы смотрите не галереи, а то что продается на рынке, на что живут художники. Покупатель не ходит по выставочным залам, теперь вся торговля онлайн. Традиции цветут буйным цветом, в основном за них и отвешивают звонкую монету. Галереи давно не в тренде, теперь и художнику и покупателям нет мороки с выставочними залами, все происходит в виртуальном пространстве, там и следует искать современное искусство, которые все больше расходится по частным домам и коллекциям.

Если посмотреть на результаты аукционных торгов, то эстетические эксперименты раскрученных художников получают большую цену, чем добротное традиционное искусство. То, что покупает народ в интернете, это в основном "попса" - букеты, низкопробные пейзажи и проч. Те, кто выходит "в серию", в художественной среде не ценится. Но их интересуют эксперименты. Юрлица закупают в основном "современное искусство".
Андрей Карпов / 11.02.2021, 17:57
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Последние комментарии
Уроки двух лет операции на Украине
Новый комментарий от Русский Иван
10.05.2024 14:04
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от Александр Волков
10.05.2024 09:39
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
10.05.2024 07:27
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
10.05.2024 04:23
Царская Семья и Распутин
Новый комментарий от учитель
10.05.2024 02:03