«Для всякого, кого волнует русская судьба»

Напутственное слово Анатолия Байбородина для книги «Думы о русском с древнейших до нынешних времен

Анатолий Байбородин 
0
18.01.2021 514

Неисповедимы пути творческие, неисповедимы были и пути рождения сего сборника цитат, в который вошли мысли и впечатления о русском: о православной вере, о народе, культуре, истории, этике, эстетике, идеологии и государстве Российском, изложенные святыми отцами Русской Правословной Церкви, богословами, писателями, учеными, государственными, общественными и культурными деятелями, а так же цитаты из русских летописей, фольклорных сборников и святоотеческих православных источников. Четверть века исподволь собирались «амбарные книги» цитат – запечатленных высказываний о русском, кои составитель, даже и не помышляя о подобном сборнике, выписывал либо для университетских лекций, либо для цитирования в очерках и статьях, а то и, просто, поразившись мудрой и украсной силой высказываний. В некое время стало жалко, что так и сгинут в амбарных книгах мысли о русском, реченные святыми, несвятыми, славянофилами, русофилами, почвенниками, до самоотречения любящими всё русское, но и сказанные русью и нерусью, презирающими, и порой и ненавидящами всё русское. Хотелось, чтобы «думы о русском» стали ведомы многим русским, кои не сподобятся перечитать уйму литературы, где рассеяны «думы». И лет десять назад, на основе выписок стал целенаправленно готовить сборник, который и повеличал – «ДУМЫ О РУССКОМ с древнейших до нынешних времен». Разумеется, для наполнения и окончательного формирования разделов книги пристально, с выписками, читал православные канонические тексты, жития святых, в Земле Россиской просиявших, пророчества и величания святых, и, наконец, десятки очерков и статей, где осмыслялась русская история, русская судьба.

Несмотря на внушительные объемы рукописи, в данный сборник, разумеется, вошла лишь малая толика того, что за тысячу лет от Крещения Руси было благодепно речено и письменно запечатлено о русском с горней и дольней мудростью. Глянешь на книжную полку, где в строгой величавости выстроились тома «Жития святыхъ, на русском языкъ изложенныя по руководству Четьихъ-Миней святителя Димитрiя Ростовскаго» и труды православных любомудров, глянешь ниже, где книги великих русских мыслителей прошлого и позапрошлого веков и поскорбеешь обреченно: не объять необъятного, как не вычерпать море, куда впадают бесчисленные ручьи и многие реки. И лишь одно худо-бедно утешает: нечто основное, типичное, касаемо русского, все же отобразилось в сборнике.

Сборник цитат тематически выстроен по разделам, и внутри поделен на главы по темам, но коль иные авторы размышляли, скажем, сразу и о Православии, и о России, и о русском народе, то мысли их повторяются в нескольких разделах.

Чтобы явилась более полная и цельная картина отношений к России и Православию, к русскому народу и русской этике со стороны религиозных, культурных, политических и общественных деятелей, в сборник цитат включены мысли о русском не только откровенных русофилов, славянофилов, почвенников, либо, просто, лояльных к русскому духу, русскому миру, но и западников с их откровенной критикой русского мира, и даже откровенных русофобов (иноземных и отечественных) с их враждебным отношением ко всему русскому. Эти откровенно прозападнические и русофобские «думы», меж коими порой границы весьма размыты, выделены в раздел «Русофобия» с подразделами: «Российская», «Иноземная».

Традиционные русские западники девятнадцатого, а потом и двадцатого века в отличии от русофобов по бытующему в литературе мнению, если и критиковали русский народ с его верой, с его народной этикой и эстетикой, с его государственностью, то якобы лишь из желания блага родному народу, видя русское благо в приобщении к европейской (западной) цивилизации. Русофобы же никакого блага русскому народу, государству российскому желать не могли, уже по той простой причине, что никакими добрыми чувствами не были связаны с народом и государством. Впрочем, как уже отмечалось выше, порой границы западнической и русофобской критики русского столь размыты, что трудно их и разделить. Самое прискорбное, что среди цитируемых авторов есть и великие, и выдающиеся русские писатели, мыслители, мировоззрение которых в силу разных обстоятельств – религиозных, этических, эстетических, политических и даже социальных – колебалось от искренней и восторженной любви к русскому до искренней, почти брезгливой неприязни.

Мысли, выражающие неприязнь, а порой и страстную либо холодно расчетливую враждебность к русскому потому выделены в небольшие разделы, завершающий сборник, что составитель все же не ставил цель дать лишь «полную картину» отношения к русскому, ибо основная цель сборника – укрепить либо пробудить, коль дремлет, любовь и восторженную, и сострадательную к русскому народу с его духовно-православным, народно-нравственным, культурным миром.

Составитель изначально не замышлял подобный сборник цитат, выписывая мысли о русском для художественно-публицистических очерков, и не озадачивался указанием источников – откуда извлечена та или иная цитата, а когда рукопись вызрела в полном объеме, сформировалась в книгу, изыскания источников цитат, коих сотни, оказалось непосильным. «Мысли о русском с древнейших до нынешних времен» – не научно-академический труд, а «записная книга» составителя, который ручается в подлинности цитат, выписанных из серьезных печатных источников. Впрочем, автор выражает по отношению к неким историческим событиям, неким выдающимся личностям – скажем, царь Иоанн Грозный – личностное отношение, кое, между тем, опирается на исследования историков, главными достоинствами которых является не токмо основательность, доказательность исторических изысканий, но святая, духовно страстная любовь к Святой Руси, народу святорусскому, к России народной-православной.

Книгу «Думы о русском» нет смысла читать от корки до корки, но к ней можно постоянно обращаться, когда является необходимость осмыслить и, может, описать некое событие, явление русской жизни. Книга может быть в числе настольных для всякого, кого интересует, волнует русская история, русская судьба.

Анатолий Григорьевич Байбородин, член Союза писателей России

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Анатолий Байбородин
Писатель ответит за души тех, кого он воспитывает
Беседа с прозаиком, главным редактором журнала «Сибирь»
20.06.2021
«Для всякого, кого волнует русская судьба»
Напутственное слово Анатолия Байбородина для книги «Думы о русском с древнейших до нынешних времен
18.01.2021
«Душа грустит о Небесах…»
3. Трагедия поэта Сергея Есенина
22.09.2020
«Душа грустит о Небесах…»
2. Трагедия поэта Сергея Есенина
18.09.2020
«Душа грустит о Небесах…»
1.Трагедия поэта Сергея Есенина
16.09.2020
Все статьи Анатолий Байбородин
Последние комментарии
Возможно ли объединение патриотических сил?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
21.09.2021 18:03
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Анатолий Степанов
21.09.2021 17:51
Готовится антихристианское кощунство
Новый комментарий от Кочерыжка
21.09.2021 15:19
«Новые люди» как инструмент либерального транзита власти
Новый комментарий от Калужанин
21.09.2021 14:47
В новой Думе «новые люди»?
Новый комментарий от Человек
21.09.2021 12:42
«Геолог, исследователь, педагог, публицист, коллекционер»
Новый комментарий от Наталья Сидорина
21.09.2021 10:09
Мигранты: пройдены немыслимые пределы
Новый комментарий от Михаил Соловьев
21.09.2021 08:37