Неисповедимы пути творческие, неисповедимы были и пути рождения сего сборника цитат, в который вошли мысли и впечатления о русском: о православной вере, о народе, культуре, истории, этике, эстетике, идеологии и государстве Российском, изложенные святыми отцами Русской Правословной Церкви, богословами, писателями, учеными, государственными, общественными и культурными деятелями, а так же цитаты из русских летописей, фольклорных сборников и святоотеческих православных источников. Четверть века исподволь собирались «амбарные книги» цитат – запечатленных высказываний о русском, кои составитель, даже и не помышляя о подобном сборнике, выписывал либо для университетских лекций, либо для цитирования в очерках и статьях, а то и, просто, поразившись мудрой и украсной силой высказываний. В некое время стало жалко, что так и сгинут в амбарных книгах мысли о русском, реченные святыми, несвятыми, славянофилами, русофилами, почвенниками, до самоотречения любящими всё русское, но и сказанные русью и нерусью, презирающими, и порой и ненавидящами всё русское. Хотелось, чтобы «думы о русском» стали ведомы многим русским, кои не сподобятся перечитать уйму литературы, где рассеяны «думы». И лет десять назад, на основе выписок стал целенаправленно готовить сборник, который и повеличал – «ДУМЫ О РУССКОМ с древнейших до нынешних времен». Разумеется, для наполнения и окончательного формирования разделов книги пристально, с выписками, читал православные канонические тексты, жития святых, в Земле Россиской просиявших, пророчества и величания святых, и, наконец, десятки очерков и статей, где осмыслялась русская история, русская судьба.
Несмотря на внушительные объемы рукописи, в данный сборник, разумеется, вошла лишь малая толика того, что за тысячу лет от Крещения Руси было благодепно речено и письменно запечатлено о русском с горней и дольней мудростью. Глянешь на книжную полку, где в строгой величавости выстроились тома «Жития святыхъ, на русском языкъ изложенныя по руководству Четьихъ-Миней святителя Димитрiя Ростовскаго» и труды православных любомудров, глянешь ниже, где книги великих русских мыслителей прошлого и позапрошлого веков и поскорбеешь обреченно: не объять необъятного, как не вычерпать море, куда впадают бесчисленные ручьи и многие реки. И лишь одно худо-бедно утешает: нечто основное, типичное, касаемо русского, все же отобразилось в сборнике.
Сборник цитат тематически выстроен по разделам, и внутри поделен на главы по темам, но коль иные авторы размышляли, скажем, сразу и о Православии, и о России, и о русском народе, то мысли их повторяются в нескольких разделах.
Чтобы явилась более полная и цельная картина отношений к России и Православию, к русскому народу и русской этике со стороны религиозных, культурных, политических и общественных деятелей, в сборник цитат включены мысли о русском не только откровенных русофилов, славянофилов, почвенников, либо, просто, лояльных к русскому духу, русскому миру, но и западников с их откровенной критикой русского мира, и даже откровенных русофобов (иноземных и отечественных) с их враждебным отношением ко всему русскому. Эти откровенно прозападнические и русофобские «думы», меж коими порой границы весьма размыты, выделены в раздел «Русофобия» с подразделами: «Российская», «Иноземная».
Традиционные русские западники девятнадцатого, а потом и двадцатого века в отличии от русофобов по бытующему в литературе мнению, если и критиковали русский народ с его верой, с его народной этикой и эстетикой, с его государственностью, то якобы лишь из желания блага родному народу, видя русское благо в приобщении к европейской (западной) цивилизации. Русофобы же никакого блага русскому народу, государству российскому желать не могли, уже по той простой причине, что никакими добрыми чувствами не были связаны с народом и государством. Впрочем, как уже отмечалось выше, порой границы западнической и русофобской критики русского столь размыты, что трудно их и разделить. Самое прискорбное, что среди цитируемых авторов есть и великие, и выдающиеся русские писатели, мыслители, мировоззрение которых в силу разных обстоятельств – религиозных, этических, эстетических, политических и даже социальных – колебалось от искренней и восторженной любви к русскому до искренней, почти брезгливой неприязни.
Мысли, выражающие неприязнь, а порой и страстную либо холодно расчетливую враждебность к русскому потому выделены в небольшие разделы, завершающий сборник, что составитель все же не ставил цель дать лишь «полную картину» отношения к русскому, ибо основная цель сборника – укрепить либо пробудить, коль дремлет, любовь и восторженную, и сострадательную к русскому народу с его духовно-православным, народно-нравственным, культурным миром.
Составитель изначально не замышлял подобный сборник цитат, выписывая мысли о русском для художественно-публицистических очерков, и не озадачивался указанием источников – откуда извлечена та или иная цитата, а когда рукопись вызрела в полном объеме, сформировалась в книгу, изыскания источников цитат, коих сотни, оказалось непосильным. «Мысли о русском с древнейших до нынешних времен» – не научно-академический труд, а «записная книга» составителя, который ручается в подлинности цитат, выписанных из серьезных печатных источников. Впрочем, автор выражает по отношению к неким историческим событиям, неким выдающимся личностям – скажем, царь Иоанн Грозный – личностное отношение, кое, между тем, опирается на исследования историков, главными достоинствами которых является не токмо основательность, доказательность исторических изысканий, но святая, духовно страстная любовь к Святой Руси, народу святорусскому, к России народной-православной.
Книгу «Думы о русском» нет смысла читать от корки до корки, но к ней можно постоянно обращаться, когда является необходимость осмыслить и, может, описать некое событие, явление русской жизни. Книга может быть в числе настольных для всякого, кого интересует, волнует русская история, русская судьба.
Анатолий Григорьевич Байбородин, член Союза писателей России
1. спасибо.