2 декабря 2020 г. из турецкого порта Мармарис дан старт международной комплексной экспедиции «Маршрутами русских мореплавателей через два океана» на спортивном парусном судне «Славянка».
2020 год – юбилейный год в морской истории России – год 200-летия открытия Антарктиды в ходе первой русской антарктической экспедиция 1819-1821 гг. под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, год 275-летия со дня рождения адмирала Федора Ушакова (святого праведного воина), 250-летия со дня рождения адмирала Ивана Крузенштерна, 130-летия основания Морского Государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского, 100-летия Гидрографического факультета Морского корпуса Петра Великого - Санкт-Петербургского военно-морского института, 5-летия Морского Арт Клуба. Этим славным датам посвящена экспедиция, которая большей частью пройдет по маршрутам и местам русских мореплавателей.
Миссия экспедиции – объединение усилий общества в деле изучения и популяризации морской географии и продвижения позитивного образа России путем совершения морского похода с привлечением государственных и общественных организаций, учебно-образовательных заведений, представителей культуры, спорта, науки, бизнеса и ведущих средств массовой информации.
Цель похода - совершить плавание на парусной яхте «Славянка» по маршруту Мармарис (Турция) - Владивосток (Россия) через Атлантический и Тихий океаны для увековечения памяти выдающихся людей и значимых событий морского прошлого страны и на основе этого создать условия для развития экспедиционного парусного мореходства в России с участием школьников и долгосрочного международного сотрудничества в области парусного мореплавания
Для достижения поставленной цели организаторами морского похода запланировано решение следующих задач:
Формирование квалифицированной команды для плавания через два океана;
Выход в море из порта Мармарис (Турция), переход через Средиземное море и Атлантический океан;
Проход Панамским каналом;
Транстихоокеанский переход в порт Владивосток;
Фото- и видеофиксация мероприятий и хода экспедиции, ведение дневника экспедиции, информационное обеспечение экспедиции.
Начиная с 1972 года, ФГБОУ ВО Морской Государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского (тогда ещё Дальневосточное высшее инженерное морское училище им. адм. Г.И. Невельского) воплотило в жизнь серию дальних морских походов на парусных яхтах училища с экипажами курсантов на борту. Регион исследования Дальнего Востока в историческом плане охватил Приморье, о. Сахалин, Камчатский п-ов, Чукотку, Командорские острова. Экспедиции молодёжных экипажей прошли по следам Первой и Второй экспедиций Витуса Беринга, в ходе которых были проведены раскопки на Командорских островах и найденные артефакты переданы в государственные музеи. Историческая реконструкция плаваний и научных изысканий Г.И. Невельского, подчеркнула экономическую и политическую важность открытия Амурского лимана.
С начала 2019 года МГУ им. адм. Г.И. Невельского и НКО Центр морской подготовки «Семь Океанов», по договору сотрудничества и взаимодействия, приступили к разработке совместных программ дальних тематических плаваний. Первая партнерская программа экспедиции парусных яхт в Японию со школьниками на борту «По следам адмирала Путятина» получила одобрение и финансирование Фонда Президентских грантов. На базе МГУ им. адм. Г.И. Невельского были проведены конкурсные мероприятия, по итогам которых 7 школьников вошли в состав экипажей яхт «Вита» и «Отрада». Молодежная флотилия пересекла Японское море, прибыла в порт Акита, далее ребята проехали в город Хэда - место строительства адмиралом Путятиным шхуны «Хэда» и затем посетили город Симода - место подписания Симодского трактата.
В 2020 году на базе ЦМП «Семь Океанов» были объединены и реализованы программы краеведческих плаваний на гранты Правительства Приморского края и первого, краеведческого этапа программы фонда Президентских грантов, в которой участвовали более 300 (трехсот) школьников и студентов. Мероприятия, посвященные 75-летию Победы, были организованы на яхте «Вита» походом на остров Фуругельма в рамках международной экспедиции «От Дальнего Востока до Берлина. Резервы человечества», где на укрепрайоне 250-й артиллерийской батареи была установлена Доска в честь 75-летия Победы и проведена уборка береговой полосы от пластикового мусора.
Союз двух организаций получился успешным, в результате чего было принято решение создать совместную Школу под парусами, ориентированную на участие в морских походах 15-тилетних школьников.
Деятельность НКО ЦМП «Семь Океанов» получила одобрение Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам и руководителю НКО ЦМП «Семь Океанов», Анатолию Штанько, была предоставлена возможность встречи с главой государства на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) в 2019 году.
Предложенный Президенту России В.В. Путину проект Дальневосточной Школы под парусами получил одобрение Главы государства и министерству транспорта РФ было дано поручение № 2196 от 25.10.2019 г. об организации на Дальнем Востоке Школы под парусами.
Идея направлена на создание парусной флотилии с экипажами юнг, которые будут в океанских плаваниях вновь открывать страницы морской истории России, и уже 23 июня 2020 года создана Ассоциация «Дальневосточная школа под парусами», учредителями которой выступили ЧУ «ЦМП «Семь океанов», МГУ им. адм. Г.И. Невельского и Краевая спортивная школа олимпийского резерва (КГАУ «КСШОР»).
Яхта «Славянка» - первая яхта парусной флотилии, приобретенная ФГУП «Росморпорт» в соответствии с поручением Президента РФ от 25.10.2019, закрепленная за МГУ им. Невельского и переданная ЧУ «ЦМП «Семь океанов» - оператору парусного флота созданной Ассоциации «Дальневосточная школа под парусами».
«Славянка», двухмачтовый кетч, представляет собой парусную крейсерскую экспедиционную яхту класса К-0 (неограниченный регион плавания). Построенное в 2008 году специально для кругосветного путешествия, имея стальной оцинкованный корпус, судно обеспечено всем необходимым оборудованием для длительного автономного плавания. Общая длина – 32 метра, ширина – 7,2 метра, водоизмещение 150 тонн.
Старт экспедиции состоялся 2 декабря. Турция распрощалась со «Славянкой» спокойным морем и легким ветром. Впереди 15 000 миль морей и океанов. Задача, стоящая перед «Славянкой» весьма важная, — воспитание подрастающего поколения при помощи морских походов под парусами. Предстоит перегнать судно в Приморье, выявить все необнаруженные проблемные стороны в матчасти и механизмах, и по приходу устранить то, что может потребовать внимания профильных специалистов. После этого по трапу судна на борт поднимутся мальчишки и девчонки, желающие испытать себя в суровых условиях морских будней.
Погодная обстановка в Средиземном море не очень расположена к парусным плаваниям в сторону Гибралтара. Сильные встречные ветра заставили яхту идти галсами с зарифленными парусами. Выход из Эгейского в Ионическое море приветствовал экипаж сильным, 10-12 м/с западным ветром и зыбью высотой 3-3,5 метра. 7-го декабря сила ветра увеличилась до 14 метров, волна поднялась до 4-х метров. Двое суток экипаж упорно вел судно правым галсом к Африканским берегам, в надежде на исполнение прогноза погоды, обещавшего 8-9-го числа отход ветра на юго-западные направления, что позволило бы, сменив галс, выйти в пролив омывающий Сицилию. Прогноз запаздывал, и с 8-го декабря усиление западного ветра составило 15, на порывах 18 м/с. Продвижение вперед становилось все труднее. Судно испытывало резкую качку, удары носовой части о набегающие волны. Всё, что было закреплено внутри судна начало оживать и двигаться, периодически выпрыгивая из веревочных пут в свободный полет. Компановка яхты позволяет экипажу управлять судном, не выходя из навигационной рубки, однако палубные работы с концами и парусами предполагают пребывание на открытой палубе и тяжелый физический труд. Вдоль судна натянуты штормовые леера, экипаж перед выходом на парусные авралы снаряжается спасательными жилетами, страховочными поясами и пристегивается к штормовым леерам.
В ночь с 8-го на 9-е декабря, когда «Славянка» была в 100 милях от острова Крит, ветер отошел к юго-западу, покрепчал до 16-ти, а на порывах до 20 м/с, стало понятно, что лавироваться дальше значит подвергать судно и экипаж серьезным испытаниям. Капитаном судна, Анатолием Анатольевичем Штанько, было принято решение развернуться на обратный курс, к острову Крит, для укрытия и пережидания шторма в безопасной бухте Кисамос. Экипаж получил возможность отдохнуть, привести в порядок матчасть и настроиться на дальнейший переход к берегам Приморья. 14 декабря «Славянка» перебазировалась в еще более безопасное место и пришвартовалась в порту Суда.
22 декабря состоялся телефонный разговор капитана «Славянки» Анатолия Анатольевича Штанько с руководителем пресс-центра экспедиции Анатолием Михайловичем Васильевым. Речь шла о компании «Востокбункер».
«В морских походах очень важна поддержка на берегу. Я рад, что у меня есть возможность рассказать о нашем надежном партнере» - начал разговор капитан. «Моя встреча с Сергеем Алексеевичем Болдыревым произошла три года назад. Мы говорили о развитии парусного мореходства, приобщении школьников поселка Славянка к истории Российского мореплавания. Сегодня, ЗАО «Востокбункер», финансирует расходы, связанные с реализацией поручения Президента России В.В.Путина по деятельности Ассоциации «Дальневосточная школа под парусами». Финансы поступают на счет НКО ЦМП «Семь Океанов» в качестве благотворительного взноса, а «Семь Океанов», как оператор парусного флота Ассоциации, осуществляет океанское плавание на парусном судне «Славянка» из Турции в Славянку Приморского края. В дальнейшем ЗАО «Востокбункер» продолжит финансирование программ НКО ЦМП «Семь Океанов» и обеспечит покрытие эксплуатационных расходов на содержание первого парусника в истории России, предназначенного для плаваний 15-ти летних мальчишек и девчонок. Мне, как руководителю социально-ориентированной некоммерческой организации, как офицеру морского флота, приятно сознавать, что в крупном бизнесе есть настоящие русские мужчины, понимающие важность патриотического воспитания молодежи, в том числе на поприще парусного мореходства, которые сознают, что будущее нашей Родины закладывается сейчас, в работе с молодежью. От души поздравляю Сергея Алексеевича Болдырева и Романа Григорьевича Азарова с наступающим Новым годом и благодарю за материальную поддержку проекта и бескорыстное служение общественным целям! Вместе мы сила!» – заключил Анатолий Анатольевич.
Анализ прогноза погоды на начало января покахал ослабление и смену направления ветров в Средиземном море, что послужило сигналом экипажу к продолжению плавания. За это время была произведена замена опреснителя и других механизмов, проверена материальная часть, судно подготовлено к продолжению плавания. В настоящее время участники похода на пути к проливу Гибралтар. Далее маршрут экспедиции пройдет через Касабланку (Морокко) и Лас-Пальмас-Гран-Канария (Испания). «Славянка» пересечёт Атлантический океан, достигнет берегов Ла Гуайра (Венесуэла), пройдёт Панамским каналом и совершит переход через Тихий океан с посещением Гавайи (США) и Акиты (Япония). Торжественное прибытие во Владивосток намечено на начало апреля 2021 года. За четыре месяца плавания будет пройдено 15 000 морских миль.
В ходе плавания на борту яхты и во время посещения городов предусмотрено проведение мероприятий по реализации следующих социальных и культурных программ и проектов:
Программа «Один Мир, Один Океан» - культурно-просветительские мероприятия для иностранных гостей о России, ее истории, русском языке и русской культуре;
Проект «Резервы человечества» - рекогносцировка маршрута кругосветного плавания Морского Арт Клуба на парусной баркентине «Бегущая по волнам»;
Программа «Память поколений» - информационное освещение при прохождении и посещении участниками экспедиции памятных и мемориальных мест, связанных с российскими моряками;
Программа «Школа под парусами» - организация на борту обучения комиссией из дипломированных специалистов, проведение экзаменов с последующим получением сертификатов рулевых в Администрации капитана порта Владивосток;
Проект «Маршрутами Великой Северной экспедиции» - самый протяженный маршрут, состоящий из серии маршрутов на пути следования Великой Северной экспедиции - Первой, Второй Камчатских экспедиций и Академического отряда под руководством Витуса Беринга и Алексея Чирикова;
Проект «Россия Морская» - совместная с Морским Арт Клубом передвижная фото-медиа выставка на борту судна и в пресс-центре, рассказывающая об истории и современном состоянии отечественного флота, географических открытиях, освоении Северного морского пути, современных портах и верфях России, круизном речном и морском судоходстве, морском образовании, морских судоходных компаниях и пр.
Организатором экспедиции выступает Центр морской подготовки «Семь океанов» в партнерстве с Морским Государственным университетом имени адмирала Г.И. Невельского, при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального Агентства морского и речного транспорта, ФГУП «Росморпорт», ФГУП «Морсвязьспутник», Межрегиональной общественной организации «Морской Арт Клуб», Приморского отделения Русского географического общества – Общества изучения Амурского края, Владивостокского Морского собрания, компаний «Никон», «Востокбункер», «ШинТоп», «Русболт», Радио «Радонеж», журнала «Отечественные записки», телевизионной компании СТВ, проектно-строительного бюро «Старлит», фонда поддержки молодежных проектов «Татьянин день», Морского семейного клуба, Культурного центра «Дом на Патриарших», а также других государственных, общественных и коммерческих организаций.
Материалы о подготовке и ходе экспедиции размещены на официальном сайте проекта, сайтах организаторов и партнеров, а также в социальных сетях.
Анатолий Анатольевич Штанько, руководитель экспедиции, директор Центра морской подготовки «Семь Океанов»
Анатолий Михайлович Васильев, руководитель пресс-центра, председатель Правления «Морского Арт Клуба»