Существует такое понятие, как культурный код народа. Под этим явлением, в первую очередь, понимают уникальные культурные особенности, доставшиеся большим нациям и малым народностям от предков. Этот код есть у многих народов, в частности, у русских, китайцев, французов, шведов, итальянцев, арабов и даже у так называемых колыбельных цивилизаций — аборигенных племен Центральной Африки и Полинезии. Как правило, этот код базируется на тысячелетней «прошивке»: этической, культурной, религиозной, моральной. Каждый из этих народов прошел длинной дорогой общих побед и поражений, создал собственные, неповторимые цивилизационные феномены, прежде всего, мировоззренческого характера.
По умолчанию считается, что носителями культурного кода являются и Соединенные Штаты Америки, а именно проживающая на территории страны «американская нация» — результат проводимой государством политики «плавильного котла народов». Мол, благодаря этому размылись культурно-национальные особенности иммигрантов, произошла ассимиляция (кого с кем?) и сформировалась уникальная американская общность.
Однако происходящие в последнее время в США события — растущая радикализация части негритянского населения, серьезное усиление политического противостояния, консолидация многих национально-этнических групп перед лицом внутренних угроз — наглядно свидетельствуют об обратном: никакой цивилизационной общности в американском обществе нет и не было. Был лишь лозунг, который создавал мираж и вводил в заблуждение. Существует совершенно другое явление, которое, действительно, объединяет американцев и которое ошибочно принимается за проявление культурного кода. Это культ денег, культ прибыли и культ эгоизма.
Как ни покажется удивительным, но одним из первых, кто обратил внимание на этот феномен, был великий русский мыслитель, стратег и поэт Александр Пушкин. В 1836 году, за полгода до своей гибели, он дал следующую характеристику американскому обществу: «С некоторого времени Северо-Американские Штаты обращают на себя... внимание людей наиболее мыслящих... Уважение к сему новому народу и к его уложению, плоду новейшего просвещения, сильно поколебалось. С изумлением увидели демократию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нестерпимом тиранстве. Всё благородное, бескорыстное, все возвышающее душу человеческую — подавлено неумолимым эгоизмом и страстию к довольству».
Аналогичные впечатления привез из США другой выдающийся русский поэт Сергей Есенин, посетивший эту страну в 1922 году: «Владычество доллара съело в них все стремления к каким-либо сложным вопросам. Американец всецело погружается в "Business" и остального знать не желает. Искусство Америки на самой низшей степени развития... Всё это свидетельствует о том, что американцы — народ весьма молодой и не вполне сложившийся...».
Наверное, не совсем корректно смотреть на цивилизационный уровень американской «нации» глазами исключительно представителей Русского мира. Ну что же, можно дать слово и выдающемуся американцу. В 1975 году Москву посетил один из ныне самых знаменитых и дорогих «творцов» современности, основатель коммерческого поп-арта американский художник Энди Уорхол. На вопрос журналистов, что ему показалось интересным в Советском Союзе, он ответил: «Пока нет ничего интересного. В Москве даже нет Макдоналдса».
Мы уже давно привыкли, что снобизм, высокомерие и наглость в отношении большинства стран мира являются визитной карточкой американской элиты, прежде всего, стоящей у кормила власти. Некоторыми это воспринимается как особый ковбойский стиль, неизбежная политическая брутальность, присущая молодой и предприимчивой нации в условиях конкурентной борьбы. Но есть и другая точка зрения: это типичный результат скудости ума и незрелости души.
Относительно недавно психологами в научный оборот было введено понятие «kidult» — от английских слов «kid» (ребенок) и «adult» (взрослый). Этим словом обозначают тех людей, которые сохранили во взрослой жизни детские и юношеские представления и увлечения, обычно не свойственные взрослым людям. Среди причин феномена «затянувшегося детства» специалисты называют, в частности, воздействие современного общества потребления, побуждающего людей не обращать внимания на многообразие мира и концентрироваться исключительно на получении весьма примитивных удовольствий.
Похоже, пришло время напомнить американским политическим кидалтам, что Московский университет — не самое старое учебное заведение в Европе — был основан в середине XVIII века, в 1755 году. А в 1783 году Екатерина II присоединила Крым к Российской Империи. В интервале между этими важными для России событиями произошло еще одно: в 1776 году на Североамериканском континенте была принята Декларация независимости США, провозгласившая самостоятельность тринадцати американских штатов. Отметив в этом году 244-ю годовщину создания своего государства, американская элита, кажется, забывает, что несколько тысячелетий миру как-то удавалось справляться и без них.
Вполне очевидно, что американской «нации» еще предстоит пройти долгий и тернистый путь до формирования собственного культурного кода. Возможно, процесс ускорит нынешний кризис: американская государственность находится в зоне жесткой турбулентности. Ну а пока же молодой элите США, чрезмерно заигравшейся в роли Юпитера, нужно иметь в виду: посеявший ветер — пожнет бурю, последствия для их страны и для всего мира могут быть печальными.
Сергей Валерьевич Калмыков, директор ГАУ «Деловой и культурный центр Республики Крым»; Дмитрий Лысенков, «Крымский дайджест»