У нас, у русских, богатейшая история. Хотя и назвали нас «молодой цивилизацией», дескать, в хвосте истории плетёмся, догнать никак не можем «цивилизованные страны».
Каким фактом датировать начало русской цивилизации? Первым упоминанием древнегреческого историка Геродота, о скифах (при этом согласившись с А.А. Блоком, «Да, азиаты мы, да скифы мы с раскосыми глазами»)? Или будем ссылаться на предания старины глубокой из более ранних времён? Если укры вырыли Чёрное море, так, может быть, и русы в Индийском океане сапоги мочили? Ни к чему нам заниматься мифотворчеством. Нам дух наш познать надо, сердца очистить от скверны, тогда и история прояснится. Посему не будем гадать, какой национальности был Адам, или «какая нация от какой обезьяны произошла».
Конечно, не следует оспаривать и отклонять те теории, согласно которым славяне относятся к числу индоевропейских народов, что санскрит и русский язык родственны. Можно говорить, что история Руси началась с призвания Рюрика, однако и до него жили славяне в наших землях. И имя Гостомысла как князя (или старейшины) ильменских словен известно в истории. Именно он дал напутствие своим подданным призвать на княжение Рюрика, который приходился ему внуком (сыном его дочери, выданной замуж за прусского князя). Но не о Рюрике и Гостомысле должна идти речь, когда говорим мы о создании государственности восточных славян.
Государственность восточных славян не на силе личности какого-либо князя основывалась. Государство восточных славян могло объединить только одно: единое мировоззрение, единая религия. И пока распри между язычниками мешали объединению в единое государство, государства такого не было. И не в миг по мановению волшебной палочки было принято Православие и образовалось оно, государство это. Хотя и без чудес Божьих не обходилось. В 861 году Дир и Аскольд в результате своего похода на Византию были ошеломлены Божьей помощью византийцам по их молитвам и приняли Православие. Была учреждена митрополия в Киеве. До официального принятия Православия было ещё более века. Души славян впитывали Православие достаточно долго. (Это длилось намного дольше, со времени прихода Андрея Первозванного, есть и о нём упоминание в русской летописи). Для нас же история Руси началась именно с принятия Православия князем Владимиром, с Крещения Руси в 988 году. Всё, что было до этого, не перечёркнуто в нашей истории, но явилось предысторией Руси. Души русских людей растворились в океане Православия, как всё подобное растворяется в подобном согласно Законам мироздания. Наша цивилизация от рождения своего Православная цивилизация.
И вся дальнейшая история Руси – тому подтверждение. Только грех междоусобиц и братоубийства коснулся нашего народа – пришло наказание в виде монголо-татарского нашествия. Триста лет Русь платила дань Золотой Орде. Тогда мы впервые на обозримом участке времени нашей истории оказались побеждёнными. Но платить дань – не столь большое наказание. Куда страшнее потерять себя, потерять веру. Вера же наша Ордой не нарушалась. Поэтому в особой чести у нас сегодня Великий князь Александр Невский, не допустивший Запад с его кровавым просвещением в наши земли. Кто сейчас скажет, где та Золотая Орда? Почему кончилось её золотое время? А Русь – вот она.
Ох уж это «светское общество». Интриги, каждый своё «Я» вверх тащить пытается и не видит при этом, как в грязь его втаптывает. Убийство Царевича Дмитрия, снова смута, снова Русь повержена, престол русский примеряется польским королём. И снова помощь могла придти только из недр русских, от народа, через дух православный. Четвёртое ноября в России праздник не только государственный, но и церковный – День Казанской иконы Божьей Матери.
Но главные испытания для русских были впереди. Западная цивилизация идёт вперёд. А что ждёт людей впереди – можно узнать из Откровения Иоанна Богослова. Стремление к свободе, свойственное человеку, заменилось в больном сознании людей свободой греха. Всё-таки Наполеон и «просвещенная» им Франция были повержены русским народом в Отечественной войне. Однако при этом стремление к «западным ценностям» проникло и в русские души. «Россия – тюрьма народов», – кричали жаждущие революционных перемен. Лучшие лозунги поднимались: за освобождение крестьян. А кто мешал помещикам заботиться по-отечески о своих крестьянах? Разве не было таких примеров? А каково было духовное состояние крестьян? Та грязь, которую сегодня вытаскивают на всеобщее обозрение современные СМИ, кажется невинной шалостью в сравнении с теми случаями, которые были в те времена среди крепостных крестьян и были описаны. Не в освобождении нуждались крестьяне, а более – в отеческой заботе со стороны тех, кому они были вверены. Конечно, далеко не всё в порядке было в нашем Отечестве. «Свет» гнил в фривольной жизни, народ зачастую был презираем помещиками. Вера уходила из русских сердец. И это было самой большой потерей. И разве революция освободила крестьян? Сельским жителям и в двадцатом веке не выдавали паспортов, они не могли переехать в город. Разве это не крепостное право? Но можно было понять и власти: крестьянство – основа; не будет крестьян – кто прокормит городское население? Надо было принимать временные меры, чтобы удержать людей в деревне. А об отеческой заботе уже никто и говорить не смел: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
То, что революционные взгляды в Россию были импортированы с Запада, – сомнений не вызывает. Конечно, отозвались в русских душах эхом слова «Свобода, равенство, братство», и это естественно, ведь народность всегда была признаком России. Но не принесла революция народу ни свободы, ни равенства, и уж какое там братство? Братство истинное только во Христе быть может. Если после порабощения Ордой, Русь попала в рабство материальное и духовности нашей поработители не касались, то революции 1917 –ого принесли с собой и духовные последствия. Но храмы закрывались не только по указам сверху. Храмы без народа стоять не могут. Порушилась вера – порушатся храмы. Но чем заменили Православие коммунисты? Моральным кодексом строителя коммунизма, который оказался отражением Православной морали. Собственно и праздновать Пасху нам никто не мешал, и вера не притеснялась. А если и были гонения, то для христиан – это как хлеб для души. Снова русский народ оказался побеждённым. И снова он вышел победителем.
Война – величайшее бедствие. Но Бог благ и величайшее бедствие Он может сделать возможностью для проявления лучших качеств человеческого духа. Неслыханный духовный подъём русского народа, то есть советского народа, всех народов нашей страны мог проявиться только в грозные годы войны. «Русские не сдаются» – мог крикнуть человек любой национальности и погибнуть с этими словами. «Я – русский грузинского происхождения», – говорил о себе И.В. Сталин. И снова наш народ – победитель и освободитель Европы.
«И почему победители живут хуже побеждённых?» – задались вопросом наши власти и некоторые из числа стремящихся к «лучшей жизни». И вот тут-то наш народ был побежден своими властями в очередной раз. И победа эта оказалась куда более опасной, нежели все предыдущие. Вспоминаю народную частушку советских времён: «Нас триста лет татары гнули, не смогли согнуть, коммунисты так согнули, хрен татарам разогнуть». Да, это было при коммунистических властях, а что сейчас? Не только согнули, а и узлом завязали. Орда только брала дань. Коммунисты пытались отнять веру, не смогли, перекроили её, но тип цивилизации остался прежний: «Традиционное государство», при котором во главе стоит идея. И идея эта во многом соответствовала чаяниям русской души. Лучшая черта русской души проявлялась – самопожертвование. «Мы не пожили, пусть хоть дети, внуки наши поживут».
То, что произошло в 1991-ом году, сломало последнее, что можно было сломать в России, тип цивилизации. У нас нет больше своей русской идеологии. Мы побеждены полностью. Америка рукоплескала, когда пьяный Ельцин приплясывал под их аплодисменты, забавляя американцев, словно русский медведь на привязи. Русские побеждены по всем статьям. Начатый парад суверенитетов отозвался тем, что во всех окраинах, всем национальным меньшинствам были созданы особые условия для развития и проживания. Проехал по республикам: дорога почти в идеальном состоянии, но вновь асфальтируется. В русских областях дорог как не было, так и нет. Русские сёла по-прежнему бесперспективны и обречены на вымирание. В них закрываются школы и здравпункты. Национальные меньшинства командуют на русских рынках. Мы побеждены. Самое большое горе – что побеждены собой же наши братья, украинцы. Но в результате – возвращение Крыма в Россию. Снова духовный подъём!
Снова поднимается вопрос о русской идеологии. Но и здесь мы терпим поражение в своих же стенах. На Русской Народной Линии узнаём, что Пресненский суд Москвы вынес обвинительный приговор директору Института русской цивилизации Олегу Анатольевичу Платонову и русскому историку Валерию Михайловичу Ерчаку за их труды на благо Родины. Можно сказать, что за благое дело пострадать почётно, душеполезно. Но полезно ли исполнять заказы русофобских сил? Идёт духовная война и невозможно говорить о единстве общества.
Надежда есть, и главная надежда – на милость Божью. Идея русская есть и её не может её не быть. Русский дух – в каждом из нас. Православие. Самодержавие. Народность. Да, Православная Церковь сейчас находится в убивающих её условиях: сама должна изыскивать средства для осуществления своей деятельности и строительства. Не лучшие времена для Церкви, она всё ещё отделена от Государства. Да, нет самодержавия, но есть сильная президентская власть – основа порядка. Есть он, русский дух, никуда не делся. А если мы и живём материально хуже всех национальных меньшинств нашей страны, так это и правильным считаем. Мы обязаны о всех заботиться. Мы не англичане, мы не можем жить по евростандартам, когда лучший кусок себе, а остальным – что достанется.
При этом считаю, что порой нельзя молчать. Мы можем и должны обращаться к Президенту, как обратился к нему В.Н. Крупин по поводу «дела Платонова». А также говорить и о том, что нельзя допускать разрушения русских сёл, основы России. Нельзя рубить сук, на котором сидишь. Частная собственность для православного – почётное право, и люди, наделённые ею, обязаны заботиться о тех, кто работает на их предприятиях. Есть и в этих отношениях подвижки, вот только СМИ, покорённые золотым тельцом и попавшие полностью под власть рекламодателей, своих истинных обязанностей не выполняют и не информируют народ о положительных изменениях в жизни страны.
Мы побеждены. Но способны ли мы на дальнейшие действия по разрушению собственной страны? Надеюсь, что в очередной раз на русский бунт, бессмысленный и беспощадный, нас не поднять.
Хоть мы и побеждены – мы всё равно непобедимы. Христос был распят и воскрес. Русь, чья цивилизация началась с приходом Православия, тоже распиналась и воскресала. Христос Воскресе – Воистину Воскресе! И Русь воскреснет – Воистину воскреснет.
Владимир Николаевич Соколов, поэт, член Союза писателей России, Вятка