В четверг, 10 декабря, мы прощаемся с великим мыслителем и патриотом России, основателем научной школы Игорем Яковлевичем Фрояновым. Мало кто сделал больше Игоря Яковлевича для изучения допетровской Руси.
Книги Игоря Яковлевича уже стали классикой: «Рабство и данничество у Восточных славян», «Мятежный Новгород», «Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории», «Киевская Русь: Главные черты социально-экономического строя», «Древняя Русь: Опыт исследования истории социальной и политической борьбы», «Города-государства Древней Руси».
Игорь Яковлевич выдвинул принципиально новый концепт Киевской Руси: он отказался от господства марксистского представления классово-феодального устроения Руси и о Древней Руси как о сложившемся феодальном государстве. Он доказывал, что в Древней Руси крупное частное землевладение было слабо развито и базировалось на труде рабов (холопов), а отнюдь независимых крестьян, которых было весьма мало.
Игорь Яковлевич Фроянов ввёл понятие многоукладности в изучении Древней Руси. По его мнению, одновременно существовали рабовладельческий и феодальный уклады. Вспомним «Слово о полку Игореве», где говорится о том, что если бы великий князь Всеволод помог Игорю Святославовичу, то рабов бы продавали по самым мелким монетам – ногате и резане.
Тем не менее, доминировал общинный уклад. По мнению Фроянова, подавляющая масса землевладельческого населения была свободной и непосредственно участвовала в государственном управлении на Вече.
Вечевая концепция Киевской Руси – это то новое, что внёс Игорь Яковлевич в изучение истории Древней Руси. Именно концепция древнерусских городов-государств – древнерусские княжества являлись местными общинными городами-государствами, а не феодальными государствами западного образца.
Игорь Яковлевич проницательно постигал сущность социальных движений Древней Руси, в частности, Киевского восстания 1113 года. Он считал, что восстание было направлено в основном против Святославовичей, которых поддерживала еврейская община иноземных ростовщиков, установивших подобно мафии своё господство на местном рынке.
Игорь Яковлевич был человеком трезвым и, естественно, боролся против ложных неоязыческих измышлений. Он считал Велесову книгу подделкой, направленной на разрушение России.
Интересный, хотя и дискуссионный, его концепт опричнины. По его мнению, в конечном счёте опричнина восходит к борьбе против жидовствующих. Запад развязал идеологическую войну против России, забросив на русскую почву семена ереси, подрывающие основы веры и зарождающегося самодержавия. И вот эта война, продолжавшаяся почти целый век, породила религиозно-политическую неустойчивость, которая угрожала самому существованию русского государства.
И при всей дискуссионности концепции трудно не согласиться, что бурление различными еретическими движениями после ереси жидовствующих продолжалось вплоть до введения опричнины: это и ересь Вассиана Патрикеева, ересь Башкина и других.
Следует отметить, что Игорь Яковлевич Фроянов был человеком, который не боялся мыслить самостоятельно и не боялся высказывать свои мысли вслух, за что и пострадал.
Андрей Леонидович Вассоевич уже высказывался о его труде «Погружение в бездну». Должен сказать, что данная работа Игоря Яковлевича, как и его труд по истории Древней Руси, сделана по законам искусства. Несмотря на то, что самые важные документы ещё не опубликованы и вряд ли когда-либо будут опубликованы, тем не менее, на основании открытых источников и наблюдавшихся им исторических событий Игорь Яковлевич смог правдиво отразить суть исторического процесса в конце ХХ века и вскрыть причины крушения Советского Союза.
Безусловно, не все его идеи, высказанные в разное время, являются бесспорными. В частности, его прежние взгляды на Христианство и представление о том, что до 14 века русское общество в целом было языческим. Я придерживаюсь иного взгляда. И, тем не менее, мы потеряли сильного, смелого и глубокого мыслителя. И боюсь, что потеря Игоря Яковлевича невосполнима.
Ныне на наших глазах практически ушло военное поколение. А сейчас уходит поколение детей войны. На факультете мы остались почти без стариков - представителей старшего поколения.
С другой стороны, Игорь Яковлевич сделал очень многое. И памятником ему являются его труды. Царствие ему Небесное!
Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии