Теорема о дороге, не ведущей к обрыву

Каким он должен быть – убедительный консервативный проект?

Александр Сергеевич Пушкин 
0
998
Время на чтение 6 минут

Отчего так сложно выработать позитивную традиционалистскую идеологию, которая стала бы привлекательной для большинства или хотя бы – для ключевой пассионарной части людей? Речь и про соотечественников и про других землян. Дело, как мне кажется в том, что любые идеи, системы, «измы», апеллирующие к «светлому будущему» связывающие себя с понятием «прогресс» или безнадежно устарели, став маргинальными, или представляют собой весьма зловещие направления мысли вроде трансгуманизма.

Не зря будущее рисуется в умах людей все больше в виде антиутопии или дистопии. Будущее человечества пугает равно думающих идеалистов и рационалистов, поскольку ничего «светлого» из нынешних объективных предпосылок не вырисовывается. С другой стороны, идеи и идеологии консервативные, охранительные, привлекая людей более зрелых и духовно здоровых, не могут пока протянуть никакого яркого, убедительного вектора в будущее.

Сопротивляясь катку «прогресса», ведущего в пропасть расчеловечивания, консерватизм вынужденно апеллирует к прошлому, играет или пытается играть роль «удерживающего». Но такая парадигма мышления не удовлетворяет молодежь и не даёт оснований для стратегического планирования, «осевого» целеполагания. Противостояние – это в любом случае, статика. Людей же манит движение вверх и вдаль: так уж мы устроены.

В итоге консерваторы вынуждены сдавать одну за другой свои позиции «прогрессистам», идти на компромиссы. Попытка примерить футуристические одежды в виде таких оксюморонов как «консервативная революция» не слишком убедительны, поскольку неорганичны. А в качестве исторического примера ассоциируются скорее с людоедским гитлеровским Третьим Рейхом, чем с изысканными философскими исканиями Юлиуса Эволы или Ортега-и-Гассета.

Противостояние злу – органично и естественно, но это все же более онтологическая, а не политическая проблема. На уровне личности – это религиозная борьба с носителями зла, прежде всего, в собственной душе. И в такой борьбе безусловно можно победить. На уровне же государства или любой светской общины неизбежно побеждает Realpolitik со всеми сопутствующими маккиавелизмами, хитрыми умолчаниями, закрыванием глаз на многое.

Человек, в принципе, может прожить жизнь, положив в ее основу противостояние — особенно, если в душе его при этом возрастает Любовь. Речь, разумеется, не о противостоянии какому-то человеку или группе лиц, а тому внутреннему и внешнему могущественному Злу, которое хочет его сломать, подчинив себе и тело и душу.

Но государство не способно долго жить одним идейным, политическим, парадигмальным противостоянием, при том, что оно обязательно будет непоследовательно в нем.

Этико-эстетический образ будущего – мечты – вот, что привлекало миллионы людей в коммунизме гораздо сильнее, чем борьба «с мировым капиталом». Но фундамент оказался из песка, да еще с гнильцой: образ-мечта не устоял под напором мирового ветра. Возможно, кстати, он продержался бы дольше, если бы вовремя задвинул в архив выморочные истмат и диамат с двумя сильно-бородатыми и одним лысым идолами. А вместо них взял бы на вооружение нечто вроде идей и образов Ивана Ефремова из «Туманности Андромеды» и особенно «Часа Быка». Причём, без противостояния христианству, которое у Ефремова присутствовало, хотя не так явно и яростно как у ранних большевиков.

В итоге не только мировое капиталистическое жлобство, но и голимая правда жизни оказались сильнее коммунистической мечты. «Две дороги к одному обрыву» метко называл академик Игорь Шафаревич современные ему и противоборствующие системы – капитализм и социализм.

Две дороги вышли из одного истока – политического модерна, порожденного в свою очередь, идеями Просвещения и философского рационализма. Капитализм победил, но не дал миру никакой новой осевой идеи – лишь пестрое разложение всех своих старых идеологий и теорий. Разложение, которое из-за железного занавеса казалось весёлым карнавалом, а на поверку предстало позорным гноилищем с переходом в Danse macabre.

Претендовавшая на универсальность и выставившая свое знамя для всего мира американская идеологема «Града на холме» рушится на наших глазах. Она, собственно, уже рухнула, просто эхо падения еще не обежало весь земшар. Дональд Трамп пытается спасти остатки Pax Americana хотя бы в усеченном виде – империи без мировой идеологии, но в таком виде империи долго не живут.

Мондиалисты, ныне яростно противостоящие ему, уже давно предложили идеологическую альтернативу – на этот раз без всяких национальных «оболочек»и мессианских библеизмов.

Выпестованные в американских «Лиге плюща» и Силиконовой долине» вместе с европейскими «левыми интеллектуалами» идеи «сверхпрогресса» – в виде тотальной цифровизации и роботизации мира, разрушении традиционной семьи и отношений полов, слома государств, а в конечном счете – под мантру о незаконченной эволюции – замены самого хомо сапиенса на нечто иное – гораздо опаснее всех прошлых западных веяний. Ибо, не признаваясь в тотальной идеологичности, они маскируются под достижения науки и технический прогресс, «которые не остановить».

И здесь возникает ключевой для консерваторов-традиционалистов вопрос: возможно ли, активно пользуясь техническими достижениями, языком, а главное – мыслительными конструктами прогрессистов, обосновать другой, альтернативный для человечества путь? Понятно, что автомобили, самолеты и компьютеры вне-идеологичны. На ноутбуке можно набрать главу из Евангелия, а можно – морально-разрушающий текст, как собственно, ранее на пишмашинке или станке Гуттенберга. В глобальной сети можно создать душеполезный сайт или вести умный, добрый блог, а можно выплескивать ненависть, «поджигать» и развращать. Но и первое и второе будет иметь критерием успеха число кликов и лайков. И чтобы не потеряться, иметь подписчиков и рекламодателей, начнёт рано или поздно использовать пресловутый кликбейт. А чтобы не «забанили» – избегать нетолерантных слов и тем.

Нам четко говорят: «Господа-туземцы, правила игры заданы не вами: играйте по ним или уйдите в свою маленькую нишу-резервацию». Так, собственно, прогрессисты предлагают сделать Православной Церкви, в то же время регулярно потешаясь над «средневековьем со смартфонами». Так наши либералы-западники предлагают патриотам, отказаться от всего иностранного в одежде и в быту, глумливо добавляя: «посмотрим с чем вы останетесь».

Ну да, многие из этих вещей, систем и «благ жизни» придуманы и поставлены на поток не в России, а сегодня – и произведены по большей части «за бугром». В эти факты можно презрительно тыкать пальцем, а можно работать над их преодолением, создавая и производя свое, как в свое время – «свечу Яблочкова», «сварку Патона», «Луноход». Или вот уже в наши дни – вакцину «Спутник V».

Такие вещи, безусловно, значат многое для утверждения своего альтернативного пути в будущее, своей, как ни крути, идеологии. Возможно – не меньше, чем появление у нас новых Пушкиных, Достоевских, Бехтеревых и Королёвых.

Но тут придётся решить тяжелую лемму, необходимую для доказательства теоремы альтернативного развития: можно ли, сохраняя жизненно необходимый военный паритет и жизненно важные экономические связи с нашими западными оппонентами, «отстроиться» от навязываемого ими и, как бы неизбежного «прогрессивного мейнстрима»? От постмодернисткого образования и искусства – до экономических и политических либеральных конструкций, от моделей социального поведения – до научно-технического цивилизационного целеполагания.

«Отстроиться» – это значит, используя и свой и чужой опыт, предложить свои варианты движения по всем этим направлениям, создать свои мыслительные и даже языковые конструкты, вплоть до терминологии. При этом все это должно быть органично и понятно для россиян и большинства граждан постсоветского пространства. А кроме того – привлекательно хотя бы для половины землян как в свое время идеи и достижения советского социализма.

Речь идёт не только об альтернативной идеологической «бумажной» декларации с нужными словами (хотя и без неё не обойтись), а о конкретных шагах государства – пусть и небольших вначале, которые ясно и ярко обозначили бы, что Россия не только противостоит наиболее тяжким аномалиям, которые транслирует Запад, но и перестала быть его спутником. Что она собирается стать самостоятельной планетой, притягивающей в свою орбиту другие небесные тела. Но не как имперский пуп Земли или идеологический ментор, а как проводник, который нащупывает тропу через нынешнее болото. При этом твердо знает, что тропинка эта есть и она перейдет в твердую дорогу, не ведущую к обрыву.

Если у человечества осталось будущее, то такая дорога – пусть и в рытвинах и ухабах – непременно отыщется: важно сделать первые шаги. Если же его нет, то остается либо сдерживать насколько можно дольше тот каток, что именуется сегодня «прогрессом», либо продолжить весело катить по красивому автобану в пропасть вместе со всеми.

Самохин Андрей Евгеньевич, журналист, публицист, член «Русского Собрания»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Все сложнее

Проблема прогресса не в том, что это что-то чуждое и ложное, а в том, что накопились критические противоречили прогресс больше не генерирует позитивных ожиданий и не оправдывает их. Эпоха прогресса закончилась. И надобные просто «отстраиваться» от него, а учиться жить в период, когда прогресс невозможен. Формула невозможности прогресса проста: поиск нового приводит к худшему. И вторая аксиома: худшее в имеющемся более активно и жизнеспособно, чем лучшее. Отсюда вывод: правильная позиция — тормозить плохое, усиливать хорошее и не играть в новаторство.
Андрей Карпов / 08.12.2020, 06:27
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Самохин
Возвращение к корням
О корнесловии
07.11.2024
«Педагогика возвращения к истинной сути вещей»
В Переславской православной гимназии прошёл семинар «Корнесловно-смысловой подход к воспитанию и обучению детей»
28.10.2024
Все статьи Андрей Самохин
Александр Сергеевич Пушкин
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12