Заявление Синода Кипрской Православной Церкви по украинскому вопросу не означает признания им раскольнической т.н. «Православной церкви Украины» (ПЦУ), среди кипрских иерархов налицо конфликт по этому поводу, заявил в среду РИА Новости председатель синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви митрополит Нежинский и Прилукский Климент (Вечеря).
Синод Кипрской Церкви на внеочередном заседании 23-25 ноября не стал отменять решение архиепископа Кипрского Хризостома по признанию им главы т.н. ПЦУ Епифания Думенко. В то же время в заявлении отмечается, что «синод ожидает расширенных консультаций по разрешению текущей кризисной ситуации, которая угрожает расколом христианской Церкви».
«Из Кипра сегодня звучит порою диаметрально противоположная информация о том, что же принял синод. То, как о решении написано в официальном коммюнике, - можно говорить, что оно совершенно неграмотно в богословском смысле. Синод не признал т.н. ПЦУ. Большинство синодалов об этом не голосовало. Дабы избежать открытого конфликта в Церкви, Синод решил, дословно, не противоречить Предстоятелю Кипрский Церкви в поминовении Епифания Думенко», - сказал митрополит Климент.
Более того, добавил он, в коммюнике прямо говорится о существующей угрозе раскола Церкви. По мнению представителя УПЦ, поскольку синодалы не пришли к общему мнению, то, судя по всему, «данным решением они договорились лишь о том, что их Предстоятель пусть делает что хочет, а они будут продолжать придерживаться своих позиций».
«Думаю, что это говорит о серьезной внутренней проблеме, которая возникла внутри самой Кипрской Церкви. Конфликт есть, как бы его ни пытались прикрыть. И он будет давать о себе знать при каждом удобном случае», - заключил собеседник агентства.
В свою очередь, управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Антоний (Паканич) отметил, что «когда мы требуем анафем и проклятий, это означает, что мы сами во многом подвержены страстям».
«Потому что никакой истинный христианин не станет желать зла даже грешнику. Ведь Церковь не судия. Судия – один Бог. И каждый будет отвечать перед Богом за свои действия. В этой ситуации очень важно давать упавшему ещё один, а, быть может, и не один, шанс. И мы знаем конкретные случаи раскаяния. Здесь как никогда важны терпение, рассудительность и здравомыслие. Но, конечно, если человек в своем отступничестве зашел слишком далеко, тогда Церковь может лишь засвидетельствовать, что данный человек с ней более никак не связан, и предать его судьбу в руки Божьи. Это и есть суть анафемы», - заключил митрополит.
1.