Хорватский публицист, журналист и богослов Драго Пилсель опубликовал письма усопшего Святейшего Патриарха Сербского Иринея к папе Франциску в связи с канонизацией хорватского архиепископа Алоизия Степинаца, сообщает «ПолитНавигатор» со ссылкой на издание «Политика».
В своих посланиях Предстоятель Сербской Православной Церкви просил Франциска снять вопрос о канонизации усташеского архиепископа с повестки дня.
«Святой – это тот, кто может и должен быть ориентиром для универсальной церкви, для всех христиан. Алоизий Степинац своей жизнью не показал подобного», – писал Патриарх Ириней.
В своём первом письме от 30 апреля 2014 года Предстоятель Сербской Церкви обратил внимание понтифика на то, что Степинац искренне поддержал создание усташеской Независимой Державы Хорватской (НДХ) и многократно участвовал в создании атмосферы нетерпимости, которая царила в этом государстве – «копии гитлеровской Германии и Италии Муссолини».
И когда 7 марта 1941 года Югославия разорвала союзнические отношения с Третьим Рейхом, кардинал объявил это предательством, виновницей которого он объявил Сербскую Православную Церковь, а также назвал Православие «величайшим проклятием Европы».
Патриарх отмечал, что кардинал Степинац не протестовал, но молчал, когда усташеский режим «самым ужасным образом умертвил трёх православных епископов, сотни православных священников и монахов и сотни тысяч православных верующих, его сограждан».
По словам Патриарха Иринея, Степинац молчал и когда хорватские усташи пытали и убивали тех православных сербов с целью насильственного обращения в католическую веру, а также, когда в его государстве «хладнокровно, по плану и систематически убивали и детей сербов, евреев, и цыган».
По предварительным оценкам, общее число детских жертв в НДХ составило около 130 тысяч человек, из которых только в лагере смерти Ясеновац погибли 35 тысяч малышей.
Ссылаясь на ряд других примеров, Святейший Патриарх Ириней в письме к Франциску указывает, что Степинац слишком часто изображается как бессильный и изолированный человек, хотя известно, что он возглавлял военный викариат вооруженных сил НДХ, чьё духовенство было во многом связано с военными преступлениями.
«Мы опасаемся, что слишком много открытых вопросов и незатянувшихся ран, которые символизирует кардинал Степинац, и его канонизация – только углубит существующие противоречия, – писал Патриарх Ириней и просил понтифика посвятить личности усташеского кардинала время, дабы «трезво и мудро рассмотреть его место в истории», особенно всего, что связано с концлагерем Ясеновац.
Во втором письме от 10 июля 2015 года Святейший Патриарх Ириней пишет, что Синод Сербской Православной Церкви с радостью принимает предложение Ватикана о создании рабочей группы Римско-католической церкви и Сербской Православной Церкви, которая рассмотрела бы все открытые вопросы, касающиеся действий Степинаца. Однако эта группа так и не была создана.
Напомним, «Русская народная линии» публиковала размышления протодиакона Владимира Ваcилика о русском издании книги «Архиепископ геноцида», посвященной усташско-католическому геноциду сербов.
«Каково же было отношение главного героя книги Алоизия Степинаца, архиепископа Загребского к преступлениям подведомственного ему духовенства и паствы? – писал отец Владимир. - В основном - нейтрально-благожелательное. Он приветствовал "поглавника" и его программу, принимал его милости и награды, всеми средствами укреплял новую власть и добивался дипломатического признания Ватиканом Независимого Государства Хорватии, которое и было получено de facto. Он раздавал палачам иконки и кресты, вместо того, чтобы отлучать от Церкви, публично одобрял все то, что совершалось в Хорватии. Как глава военного духовенства, он не сделал ничего, чтобы удержать своих подчиненных от преступлений. Правда, приватно он посылал Павеличу письма с некоторыми протестами, главным образом после Сталинграда, но от них жертвам геноцида было ни жарко, ни холодно. Степинац интриговал против Павелича в 1944 г., но, в отличие от других, не пострадал. Перед бегством, Павелич доверил Степинацу часть награбленного у жертв золота».
Также в статье «Идея представить это чудовище экуменическим святым безумна» отец Владимир писал:
«Безусловно, ни по каким понятиям, даже по католическим, Алоизий Степинац не может быть признан святым, потому что он непосредственно причастен к геноциду над сербским православным населением, в котором активное участие принимало и хорватское монашество и хорватский клир. Не знать об этом он не мог, и его подчиненные не могли совершать подобные действия без его, минимум, одобрения, а то и санкций.
Речь идет не менее чем о 700 тысяч убитых. И в этих 700 тысячах хорватский клир и монашество целиком являются повинными не только потому, что многие из них принимали активное и непосредственное участие в убийствах, но еще и потому, что клир это благословлял, клир это организовывал. Стоит вспомнить, что Мирослав Филипович был комендантом концлагеря. Соответственно вина хорватского клира и монашества, и самого Степинаца не подлежит сомнению.
Более того, своими действиями Алоизий Степинац всецело одобрял политику дискриминации и геноцида по отношению к православному населению. Именно политику насильственного прозелитизма, политику уничтожения Православия как религии, а политика уничтожения Православия в Независимой Державе Хорватской была немыслима без уничтожения православных.
Алоизий Степинац - это военный преступник, который отделался мягким наказанием, и не может быть речи о том, что он какой-то страстотерпец, почётный великомученик и т. д. Он получил своё от Югославского суда, причём ещё достаточно мягко».
3. Кстати, этот преступный "святоша" уже канонизирован русофобом Иоанном Павлом-2 как "блаженный"
2. Прижизненные фото Степинаца и фото его "мощей" выдают его самый омерзительныый как внутренний, так и внешний миир.
1. И Русская Православная Церковь в лице Патриарха и председателя ОВЦС должна активно и гневно присоединиться к гласу Сербской ПЦ