Не стало Анатолия Парпары – поэта, публициста, издателя, автора поэтических драм, одного из последних лауреатов Государственной премии РСФСР по литературе, многолетнего члена общественно-редакционного совета журнала «Вертикаль. ХХI век».
Мы много раз встречались с Анатолием Анатольевичем в Нижнем Новгороде и Москве, вместе ездили в другие города, часто созванивались и писали друг другу письма по электронной почте. Он много публиковался на страницах нашего журнала, предоставляя для этого стихи, воспоминания, статьи, исторические очерки. Но, пожалуй, самым важным в нашем творческом сотрудничестве, во всяком случае, с моей точки зрения, было подготовка к печати текстов пяти больших бесед, в своём содержании охватывающих широкий круг самых разнообразных тем – от литературно-исторических до биографическо-политических.
К 75-летию поэта я собрал и с помощью издательства «Родное пепелище» выпустил книгу «Я рассказал только правду» (2015 г.), в которую вошли наши с Парпарой беседы, письма и моя статья о юбиляре.
За время тесного общения мы много собственных книг с дарственными надписями передали друг другу. Издательство «Вертикаль. ХХI век» выпустило две брошюры А.А. Парпары о жизни и творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова – «Заметы. Читая Пушкина» (2012 г.) и «Заметы. Думая о Лермонтове» (2015 г.). В свою очередь Анатолий Анатольевич не отказывал в помощи, когда вставал вопрос о приёме в члены Союза писателей России достойных нижегородских литераторов, среди которых были и учёные-филологи, и священнослужители…
Парпара являл собой тип добросердечного русского человека, располагающего к себе. Единственное, что огорчало его, это некоторое ощущение Анатолием Анатольевичем недооценённости совершённого им в творчестве и литературно-общественном служении. Это, как мне казалось, задевало его самолюбие.
А сделано Парпарой было действительно немало. Благодаря созданному им фонду им. М.Ю. Лермонтова, проводились творческие вечера, издавались книги. Одну из которых мне сейчас хотелось бы отметить особо – это изящно оформленный томик, в котором Анатолий Анатольевич собрал переводы на разные языки народом мира лишь одно стихотворение Михаила Юрьевича: «Выхожу один я на дорогу…». Правда эта книга вышла под логотипом «Исторической газеты», но создал её человек глубоко влюблённый в поэзию русского гения.
Вообще-то это ещё одна особая статья в перечне свершённого поэтом – основание, издание и редактирование им довольно долгие годы «Исторической газеты».
О наших встречах я довольно много писал в своих дневниках «Искры потухающих костров» и потому повторяться не буду. Замечу лишь, что последние пять лет наше общение прервалось без особой на то причины. Однако я продолжал хранить в душе добрые чувства к Анатолию Анатольевичу, к его бескорыстию в отношении друзей, к служению памяти великого русского поэта.
В течение многих лет Парпара по нескольку раз в году на автобусе ездил в Пятигорск. Недалеко от этого города в Железноводске он строил дом на небольшом земельном участке, выделенном ему местной властью. Хлопот с рабочими эта стройка на удалении доставляла много. Я удивлялся, что в таком возрасте и не при самом крепком здоровье Парпара столько времени и сил (и того и другого в его жизни оставалось не так уж много) тратит на это нелёгкое дело.
В итоге же оказалось, что Анатолий Анатольевич открыл в построенном доме частный музей М.Ю. Лермонтова.
В этом поступке весь смысл жизни и служения русской литературе А.А. Парпары.
Валерий Викторович Сдобняков, председатель Нижегородской областной организации Союза писателей России, главный редактор журнала «Вертикаль. ХХI век»