Сегодня исполняется 70 лет человеку удивительной судьбы – замечательному филологу-гоголеведу, профессору Московского университета Владимиру Алексеевичу Воропаеву.
Сын фронтовика, представитель послевоенного поколения, который рос на московской хулиганской окраине, он попал в университет явным действием промысла Божия. Получив в юности серьезную черепно-мозговую травму в уличной драке, Владимир оказался на долгое время прикованным к постели. Врачи говорили, что вернуться к полноценной жизни для него уже нереально, но неожиданно панацеей от свалившейся беды стало чтение. Молодой человек начал взахлёб читать русскую литературу, причём прочитывал русских классиков целыми собраниями сочинений. Уже тогда произведения Гоголя произвели на него неизгладимое впечатление. Постепенно Владимир пошёл на поправку – сначала он стал ходить при помощи костылей, а потом – после усиленных занятий лечебной физкультурой – смог с ними расстаться, хотя и выписался из больницы инвалидом 1-й группы. После пережитых испытаний сомнений уже не было – надо поступать в университет на филологический факультет.
Когда молодой человек блестяще сдал вступительные экзамены, председатель приемной комиссии спросил его: «Почему поступаете на заочное?» – «Инвалидность», – смущённо ответил абитуриент, но уже по итогам первого семестра подающего надежды студента переводят на дневное отделение.
Первым научным увлечением молодого филолога был Чехов, по которому и была написана дипломная работа. Но в аспирантуре начинающий литературовед решил заняться Гоголем, на которого обратил особое внимание еще при подготовке к поступлению в университет. Именно исследование феномена личности и духовного пути этого классика русской литературы, чьё творчество неразрывно связано с Православием, стало призванием молодого ученого, которое предопределило не только его научные интересы, но и весь дальнейший жизненный путь. Можно с уверенностью сказать, что сам Гоголь стал его духовным наставником.
Находясь по студенческому обмену в Чехословакии, Владимир Воропаев приобрёл Библию на русском языке, которую ему удалось привезти с собой из-за границы. Обладание собственным экземпляром Библии в те годы считалось большой удачей – так началось его знакомство со Священным Писанием, в свете которого многие произведения русской классической литературы получили совершенно иное звучание.
Будучи аспирантом, Владимир Воропаев начал преподавать в университете и с тех пор никогда не изменял своему педагогическому призванию. По окончании аспирантуры он защитил кандидатскую диссертацию «Традиции русского народного творчества в поэтике «Мертвых душ» Н.В. Гоголя» и был оставлен преподавателем на кафедре истории русской литературы.
По мере изучения личности и творчества Гоголя к ученому пришло осознание того, что без приобщения к той духовной традиции, носителем и ярким выразителем которой был Гоголь, дальнейшее изучение его творчества не принесёт серьезных результатов. Еще будучи студентом университета, Владимир Воропаев сблизился с Константином Сергеевичем Родионовым – племянником архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского) и близким другом писателя Михаила Михайловича Пришвина. Константин Сергеевич был глубоко верующим человеком, который в советское время сохранил культурные и духовные традиции дореволюционной России. Он оказал значительное влияние на духовное становление молодого филолога.
Весьма значимым с точки зрения формирования Владимира Воропаева как учёного-христианина стал пример его коллеги по университету – исследователя древнерусской литературы Вячеслава Андриановича Грихина (1942-1982), который в советские годы имел мужество не скрывать своих христианских убеждений.
С начала 80-х годов молодой учёный-гоголевед стал сознательным христианином и начал принимать участие в богослужениях и таинствах Церкви. Он вошёл в круг московской церковной интеллигенции, где познакомился с художником Юрием Селиверстовым, писателем Петром Паламарчуком и многими другими православными людьми. Здесь же он нашёл и свою будущую супругу – Елену (1956-2000), которая была помощницей известного писателя и литературного критика Вадима Валерьяновича Кожинова. Общение с мэтром отечественного литературоведения оказало значительное влияние на формирование гражданской позиции ученого.
После возрождения Оптиной Пустыни в конце 1980-х годов Владимир Воропаев регулярно посещал святую обитель, уделяя особое внимание изучению традиций оптинского старчества и его влияния на русскую литературу – в особенности на творчество Гоголя. В течение многих лет он был прихожанином подворья Оптиной Пустыни в Останкине.
Придя к вере в сознательном возрасте, Владимир Алексеевич никогда не изменял своему духовному выбору и гражданской патриотической позиции. В 1997 году он защитил докторскую диссертацию «Гоголь в последнее десятилетие его жизни: новые аспекты биографии и творчества», в которой особое внимание было уделено вопросам духовного наследия писателя. Вскоре Владимиру Алексеевичу было присвоено ученое звание профессора.
Параллельно с научной работой ученый продолжал трудиться и на педагогическом поприще. В течение нескольких десятилетий помимо общих лекционных курсов он читает на кафедре истории русской литературы спецкурс, посвящённый творчеству Гоголя, а также ведёт гоголевский семинар, в котором неизменно большое внимание уделяется духовной стороне творчества писателя. Среди его учеников – не только филологи, но и священнослужители Русской Православной Церкви, в том числе преподаватель Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии архимандрит Симеон (Томачинский), а также автор этих строк.
В течение многих лет узы духовной дружбы и профессионального соработничества связывали Владимира Алексеевича с монахом Лазарем (в миру Виктор Васильевич Афанасьев, 1932-2015) и с профессором Московской духовной академии Михаилом Михайловичем Дунаевым (1945-2008).
За годы своих трудов Владимир Алексеевич выпустил более десяти книг о Гоголе, написал огромное количество предисловий и комментариев к изданиям классика, а число его журнальных и интернет-публикаций не поддается исчислению. Ведущие церковные и светские периодические издания России – такие, как «Православная беседа», «Фома», «Православный паломник», «Московский журнал», «Православное книжное обозрение», «Славянка», «Православный собеседник» и многие другие публиковали и продолжают публиковать его статьи и очерки. Является он и постоянным автором «Русской народной линии».
Владимир Алексеевич Воропаев – член Союза писателей России, председатель Гоголевской комиссии при Научном совете «История мировой культуры» РАН. В 2009 году, к 200-летию со дня рождения Гоголя, совместно со своим учеником Игорем Алексеевичем Виноградовым он предпринял титанический труд – подготовил к изданию Полное собрание сочинений и писем Гоголя в 17-ти томах, которое на сегодняшний день является наиболее авторитетным научным изданием творческого наследия великого писателя. Важно отметить, что это собрание вышло в главном издательстве Русской Православной Церкви – Издательстве Московской Патриархии – по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. За этот труд Владимир Алексеевич был удостоен ордена Украинской Православной Церкви Преподобного Нестора Летописца I степени.
В 2014 году Владимир Алексеевич Воропаев за большой вклад в развитие и исследование русской литературы был избран номинантом Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и получил памятный знак из рук Святейшего Патриарха Кирилла, а в 2015 году вошел в состав Палаты попечителей этой премии.
В 2020 году Ученый совет Московского государственного университета избрал профессора Владимира Алексеевича Воропаева лауреатом Ломоносовской премии – высшей университетской награды.
В «сей нареченный и святый день» желаем мэтру отечественного литературоведения и выдающемуся православному учёному благословенных успехов в дальнейших трудах на поприще христианского просвещения нашего народа!
Игумен Евфимий (Моисеев), ректор Тульской духовной семинарии