itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Мэтр отечественного литературоведения

К 70-летию В.А.Воропаева

0
1253
Время на чтение 6 минут

Сегодня исполняется 70 лет человеку удивительной судьбы – замечательному филологу-гоголеведу, профессору Московского университета Владимиру Алексеевичу Воропаеву.

Сын фронтовика, представитель послевоенного поколения, который рос на московской хулиганской окраине, он попал в университет явным действием промысла Божия. Получив в юности серьезную черепно-мозговую травму в уличной драке, Владимир оказался на долгое время прикованным к постели. Врачи говорили, что вернуться к полноценной жизни для него уже нереально, но неожиданно панацеей от свалившейся беды стало чтение. Молодой человек начал взахлёб читать русскую литературу, причём прочитывал русских классиков целыми собраниями сочинений. Уже тогда произведения Гоголя произвели на него неизгладимое впечатление. Постепенно Владимир пошёл на поправку – сначала он стал ходить при помощи костылей, а потом – после усиленных занятий лечебной физкультурой – смог с ними расстаться, хотя и выписался из больницы инвалидом 1-й группы. После пережитых испытаний сомнений уже не было – надо поступать в университет на филологический факультет.

Когда молодой человек блестяще сдал вступительные экзамены, председатель приемной комиссии спросил его: «Почему поступаете на заочное?» – «Инвалидность», – смущённо ответил абитуриент, но уже по итогам первого семестра подающего надежды студента переводят на дневное отделение.

Первым научным увлечением молодого филолога был Чехов, по которому и была написана дипломная работа. Но в аспирантуре начинающий литературовед решил заняться Гоголем, на которого обратил особое внимание еще при подготовке к поступлению в университет. Именно исследование феномена личности и духовного пути этого классика русской литературы, чьё творчество неразрывно связано с Православием, стало призванием молодого ученого, которое предопределило не только его научные интересы, но и весь дальнейший жизненный путь. Можно с уверенностью сказать, что сам Гоголь стал его духовным наставником.

Находясь по студенческому обмену в Чехословакии, Владимир Воропаев приобрёл Библию на русском языке, которую ему удалось привезти с собой из-за границы. Обладание собственным экземпляром Библии в те годы считалось большой удачей – так началось его знакомство со Священным Писанием, в свете которого многие произведения русской классической литературы получили совершенно иное звучание.

Будучи аспирантом, Владимир Воропаев начал преподавать в университете и с тех пор никогда не изменял своему педагогическому призванию. По окончании аспирантуры он защитил кандидатскую диссертацию «Традиции русского народного творчества в поэтике «Мертвых душ» Н.В. Гоголя» и был оставлен преподавателем на кафедре истории русской литературы.

По мере изучения личности и творчества Гоголя к ученому пришло осознание того, что без приобщения к той духовной традиции, носителем и ярким выразителем которой был Гоголь, дальнейшее изучение его творчества не принесёт серьезных результатов. Еще будучи студентом университета, Владимир Воропаев сблизился с Константином Сергеевичем Родионовым – племянником архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского) и близким другом писателя Михаила Михайловича Пришвина. Константин Сергеевич был глубоко верующим человеком, который в советское время сохранил культурные и духовные традиции дореволюционной России. Он оказал значительное влияние на духовное становление молодого филолога.

Весьма значимым с точки зрения формирования Владимира Воропаева как учёного-христианина стал пример его коллеги по университету – исследователя древнерусской литературы Вячеслава Андриановича Грихина (1942-1982), который в советские годы имел мужество не скрывать своих христианских убеждений.

С начала 80-х годов молодой учёный-гоголевед стал сознательным христианином и начал принимать участие в богослужениях и таинствах Церкви. Он вошёл в круг московской церковной интеллигенции, где познакомился с художником Юрием Селиверстовым, писателем Петром Паламарчуком и многими другими православными людьми. Здесь же он нашёл и свою будущую супругу – Елену (1956-2000), которая была помощницей известного писателя и литературного критика Вадима Валерьяновича Кожинова. Общение с мэтром отечественного литературоведения оказало значительное влияние на формирование гражданской позиции ученого.

После возрождения Оптиной Пустыни в конце 1980-х годов Владимир Воропаев регулярно посещал святую обитель, уделяя особое внимание изучению традиций оптинского старчества и его влияния на русскую литературу – в особенности на творчество Гоголя. В течение многих лет он был прихожанином подворья Оптиной Пустыни в Останкине.

Придя к вере в сознательном возрасте, Владимир Алексеевич никогда не изменял своему духовному выбору и гражданской патриотической позиции. В 1997 году он защитил докторскую диссертацию «Гоголь в последнее десятилетие его жизни: новые аспекты биографии и творчества», в которой особое внимание было уделено вопросам духовного наследия писателя. Вскоре Владимиру Алексеевичу было присвоено ученое звание профессора.

Параллельно с научной работой ученый продолжал трудиться и на педагогическом поприще. В течение нескольких десятилетий помимо общих лекционных курсов он читает на кафедре истории русской литературы спецкурс, посвящённый творчеству Гоголя, а также ведёт гоголевский семинар, в котором неизменно большое внимание уделяется духовной стороне творчества писателя. Среди его учеников – не только филологи, но и священнослужители Русской Православной Церкви, в том числе преподаватель Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии архимандрит Симеон (Томачинский), а также автор этих строк.

В течение многих лет узы духовной дружбы и профессионального соработничества связывали Владимира Алексеевича с монахом Лазарем (в миру Виктор Васильевич Афанасьев, 1932-2015) и с профессором Московской духовной академии Михаилом Михайловичем Дунаевым (1945-2008).

За годы своих трудов Владимир Алексеевич выпустил более десяти книг о Гоголе, написал огромное количество предисловий и комментариев к изданиям классика, а число его журнальных и интернет-публикаций не поддается исчислению. Ведущие церковные и светские периодические издания России – такие, как «Православная беседа», «Фома», «Православный паломник», «Московский журнал», «Православное книжное обозрение», «Славянка», «Православный собеседник» и многие другие публиковали и продолжают публиковать его статьи и очерки. Является он и постоянным автором «Русской народной линии».

Владимир Алексеевич Воропаев – член Союза писателей России, председатель Гоголевской комиссии при Научном совете «История мировой культуры» РАН. В 2009 году, к 200-летию со дня рождения Гоголя, совместно со своим учеником Игорем Алексеевичем Виноградовым он предпринял титанический труд – подготовил к изданию Полное собрание сочинений и писем Гоголя в 17-ти томах, которое на сегодняшний день является наиболее авторитетным научным изданием творческого наследия великого писателя. Важно отметить, что это собрание вышло в главном издательстве Русской Православной Церкви – Издательстве Московской Патриархии – по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. За этот труд Владимир Алексеевич был удостоен ордена Украинской Православной Церкви Преподобного Нестора Летописца I степени.

В 2014 году Владимир Алексеевич Воропаев за большой вклад в развитие и исследование русской литературы был избран номинантом Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и получил памятный знак из рук Святейшего Патриарха Кирилла, а в 2015 году вошел в состав Палаты попечителей этой премии.

В 2020 году Ученый совет Московского государственного университета избрал профессора Владимира Алексеевича Воропаева лауреатом Ломоносовской премии – высшей университетской награды.

В «сей нареченный и святый день» желаем мэтру отечественного литературоведения и выдающемуся православному учёному благословенных успехов в дальнейших трудах на поприще христианского просвещения нашего народа!

Игумен Евфимий (Моисеев), ректор Тульской духовной семинарии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Евфимий (Моисеев)
Общероссийский Крестный ход: миссия исполнена
Глава Миссионерского синодального отдела епископ Луховицкий Евфимий о шествии по России с копией Годеновского Креста
20.11.2023
«Идеология социального традиционализма».
Обсуждение доклада А.В. Щипкова. Часть 2
13.07.2023
Духовное послание святых Кирилла и Мефодия
По прошествии 1160 лет со времени Моравской миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Россия вновь ищет ключ к расшифровке их духовного послания
24.05.2023
Все статьи Епископ Евфимий (Моисеев)
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40