Россия – удел Пресвятой Богородицы, русские – Богом избранный народ. Варсонофий Оптинский называл русский народ народом-богоносцем. Иоанн Кронштадтский говорил о России как о подножии Престола Господня. «Понятие "русский" и "православный" слились воедино», – писал святитель Иоанн (Снычёв). «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти» – писал в ХVI веке старец Спасо-Елеазаровской обители Филофей. «Евреи и славяне суть два народа судеб Божиих, сосуды и свидетели Его, ковчеги нерушимые; прочие же все народы как бы слюна, которую извергает Господь из уст Своих», – свидетельствовал Н.А.Мотовилов со слов преподобного Серафима Саровского. По Достоевскому, русский народ, после потери богоизбранности еврейским народом, «теперь во всей земле единственный народ "богоносец", грядущий обновить и спасти мир именем нового Бога, и кому единому даны ключи жизни и нового слова». Русский народ станет зерном «новой, неслыханной дотоле (т.е. до пришествия Христова) национальности – всебратской, всечеловеческой, в форме общей вселенской Церкви». Писатель говорит о всемирности, всечеловечности русского народа и отдельного человека, который виновен за всех и за вся. Почему за всех? Да потому что он, русский человек, в высшей мере Христов, уподобившийся Ему, страдающему за грех мира.
Мессианская поступь, Третий Рим, Новый Иерусалим, концепция Катехона – обо всём читали, всё знаем! Дивились, затаив дыхание, наблюдали живых и во отшествии сущих носителей духа русской неотмирной идентичности. Всеми силами пытались обнаружить в себе хоть блеклый отсвет этого божественного и столь могущественного «гена» – унаследованного первыми по праву ветхозаветного преемства, а после – переданного миру по новозаветному таинственному пресуществлению.
Но чем глубже познавали себя, тем более как бы отрывались от реальности, оказываясь, по слову Евангелия, чужими и неудобными для мира, становясь теми, на заповеди которых указывают как на тёмный беспредметный мистицизм, наипаче же нежизнеспособный и бессмысленный «идеализм». И чем дальше, тем всё более «маргинальней». Как будто что-то не срастается, словно куда-то изо всех сил уводит, оставляя за бортом несущейся к концу времён жизни.
Увы, но то, о чём издревле говорили как о русском народе, не имеет отношения к тому русскому народу, который нам известен ныне. И вообще, русский ли он? Однажды в порыве отчаяния один из моих знакомых священников отрыгнул: «Я устал исповедовать русское быдло!» Моему возмущению не было предела! Разрезало, что называется, по живому… Но чуть остыв, стало жалко батюшку. Каков он крест русского священства нашего лютого века? Один Бог знает, сколько тонн грехов избранного рода (так и хочется взять слово «избранный» в кавычки, но что-то останавливает) несут наши по-человечески уставшие пастыри. Господи, помилуй нас грешных!
Так неужели святые заблуждались о судьбах и назначении русского народа? Неужели всё прахом? Мог ли Господь изменить Свой замысел о русском народе? Или как в праведном гневе вопрошал святой Иоанн Кронштадтский: «Русский народ, или ты забыл, что ты русский?» В годы жизни святого всеобщая убеждённость в глубокой религиозности русских была столь велика, что богоборчество революционных лет явилось шоком. Вера в существование народа-богоносца была в первый раз жестоко растоптана. Потом возродилась, словно из пепла, но оказалась снова уничтоженной – уже в наше время.
Обо всём происходящем с нами можно размышлять бесконечно, печально осознавая, что под тяжким грузом неопровержимых фактов внутренне трансформируешься от Аксакова к Белинскому… и всё понятнее становится истинная причина уничтожения Гоголем второго тома бессмертных «Мертвых душ». У него, видимо, тоже не срасталось. Пророчества об особой роли русского народа в судьбах мира упрямо не хотят сбываться! Столетия и столетия… Не тянем мы, русские, на богоносцев: должны быть лики, а у нас все чаще «какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего». «Вспомните египетские тьмы, – объяснял Гоголь в статье «Страхи и ужасы России» это марево чёрта, опутавшее Россию. – Слепая ночь обняла их вдруг, среди бела дня; со всех сторон уставились на них ужасающие образы; дряхлые страшилища с печальными лицами стали неотразимо в глазах их; без железных цепей сковала их всех боязнь и лишила всего; все чувства, все побуждения, все силы в них погибнули, кроме одного страха».
На беседу с Батюшкой об этом непростом вопросе меня натолкнуло выступление академика РАН Булата Искандеровича Нигматулина от 22 сентября 2020 на заседании Совета ТТП по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России. За шесть минут, опираясь на научные и статистические данные, уважаемый учёный описал реальное место России по многим показателям, среди которых цифры ВВП и рождаемости. «За тридцать последних лет 13,5 миллионов сверх смертности плюс 10 миллионов нерождённых детей. Это фактически столько, сколько погибло в России во время Великой Отечественной войны, – резюмировал Нигматулин». Текущие процессы учёный обозначает не иначе, как «удар по российской цивилизации».
- Отче, каковы духовные причины происходящих сегодня в России трагических событий – духовного и экономического падения? О чём Бог нам хочет сказать?
- Происходящее сегодня в России иначе как гневом Божьим назвать нельзя. Права народная пословица: «Бог долго терпит, да больно бьёт». Кто думает, что чаша терпения Божия бездонна – тот ошибается. Да, все знают, что Бог есть Любовь, но Любовь Божия многогранна, и одна из её граней называется, знаешь, как? Она называется гнев Божий! Здесь уместно сказать «имеющий уши слышать, да слышит» – сидящие в тёплом калу своих грехов пригрелись, не хотят даже выбираться из зловонной кучи. Спроси людей, как вы живёте? А они без Христа, они всех себя отдали, кто – бесу Мамоне, кто – Золотому тельцу, кто – Суккубу. Спроси их, счастливы ли? И они ответят тебе: да, мы очень счастливы, мы удовлетворены.
- Так русский народ – богоносец или хам?
- Богоносец.
- Сейчас модно говорить, что, мол, между народами нет никакого различия, что перед Богом все равны. Пахнет, конечно, каким-то глобализмом, но, может быть, и правда, все равны?
- Это не так. Даже если взять двух разных людей: кому-то дано больше, кому-то меньше. С одного на страшном суде будут спрашивать больше, с другого меньше. Так и у каждого народа есть своя судьба, своя мера. Анализируя обстоятельства жизни того или иного народа, можно увидеть и замысел Бога о нём.
- А он вообще ещё существует, этот народ, или мы не оправдали доверия Божия?
- Существует. Святитель Николай Сербский говорил, что если бы не было России и её глубоко православного народа, то человечество прекратило бы своё существование. И дело здесь, заметь, не в количестве, но в качестве человеческого ресурса.
- А какой замысел Бога о русском народе? Почему русский народ называют избранным?
- Можно сказать, что русский народ играет в истории человечества служебную роль, но это подчеркнём. Можно сказать, что внешне это проигрышная позиция. Как и Христа, когда распяли, то унизили Его. Но именно в этом «проигрыше» – высшая слава, не человеческая – божественная. Быть всем слугой – вот подлинное избранничество. Пострадать за всех – тоже избранничество. Христос говорит про Себя: «Аз есмь дверь», «Аз есмь путь». Богоматерь мы называем «мостом», «небесной лествицей», препроводящей нас от земли на небо. Таково же значение России и русского народа для мира – стать чашей миру и мостом между мирами.
- Это прекрасно, но Вы же слышали эту чудовищную статистику, о которой говорит академик Нигматулин. Русский народ вырождается. Глупо спрашивать: Господи, за что Ты нас караешь? Будто мы не знаем за что... Знаем!
- По делам нашим смиренно приемлем. Зачем русские поклоняются чужим богам? Те, кому было дано так много. Те, кому была открыта полнота истины. Кому-то, может быть, и простится, а нам – нет. Кому много дано, с того много и спросится. И здесь русский народ – родственен народу еврейскому. Родственен не только мессианской поступью, но, увы, и своим богоотступничеством. В своём нераскаянном падении мы уподобились древнему Израилю. Помнишь гневные слова Бога: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» А помнишь проклятие, которое наложил Господь на еврейский народ: «Се, оставляется вам дом ваш пуст»? Но это не конец! Господь ожидает от них покаяния. Евреи ведь до сих пор не раскаялись. Он говорит: «…не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» (Мф. 23: 29-39).
Всё очень премудро. Смотри, Господь попускает нам предать Христа. А для чего? Для того, чтобы не превозносились ни перед кем, даже перед евреями. Ведь мы выходим ещё хуже их… Они, ветхозаветные, по неведению распинали, а мы распинаем, ведая полноту Слова. Тогда кто мы? Какова мера нашей вины перед Творцом? Понимаем ли мы весь ужас сотворяемого против Него? Почему не плачем от ужаса?
- Так что же делать?
- Ты сама знаешь…
- Знаю. Каяться.
- Русский народ превзойдет остальные народы именно покаянием. В том его путь и начало его служения миру. А без падения покаяния, как известно, не бывает.
Мария Андреевна Мономенова, член Союза журналистов России
2. 2020 - 2021
1. Мы русские, покаемся- поднимемся с колен!