На чем основан град Москва

Слово протоиерея Александра Шаргунова в праздник Казанской иконы Божией Матери

Протоиерей Александр Шаргунов 
0
04.11.2020 926

Сегодня у нас в Церкви великий праздник — Казанской иконы Божией Матери. Снова государственный, всенародный праздник — радуемся мы. Но стал ли он для нас действительно таковым? Помним ли мы, на чем основан град Москва? Из истории мы знаем, как святитель Петр, митрополит Московский, говорил князю Ивану Калите, что если будет в этом небольшом городе построен храм в честь Успения Божией Матери, если сохранит народ верность Православию, если жизнь в нем будет строиться по закону Христову — искать прежде всего Царства Божия и правды его, — то вокруг этого града объединятся все русские земли. Благодаря этому основанию Русь называли святой. Не потому, что все люди, которые жили на Руси, были святыми, а потому, что для них святость была реальностью. У них было ясное различение добра и зла. Если они падали, то могли вставать, потому что где есть устремленность к правде Божией — там никогда ничего не потеряно, там всегда есть возможность покаяния и восстановления. Но за отступление от этого главного принципа жизни Господь попускает многие скорби и великие поражения.

То, что произошло в начале XVII века с Россией, как будто не имеет аналогов в истории. Это можно сравнить только с нынешним временем. Хотя то, что происходит у нас сейчас (особенно в 90-е годы прошлого века), ни с чем нельзя сравнить. Тогда народ тоже был на грани уничтожения, и враги не сомневались, что России пришел конец, — династия Рюриковичей прервалась, царя нет, власти нет, войска нет, в стране полный разброд. Грех поднимает голову, никаких преград — делай, что хочешь. Самое ужасное, что те, кто ближе всех стоял к власти, был ответственен за народ — знатный люд, — так измельчал и опустился, что стал заискивать перед иностранцами. В головах у них была одна мысль: «Кто бы нас присоединил!» На севере — шведы, в Москве — поляки, новая власть, надеяться не на что. В лесах бродят бандиты, на всех дорогах — убивают, насилуют. Полное крушение всего.

Но среди этого мрака, было одно, что помогло выжить нашему народу — память о тех основах, которыми жила Россия. Если бы не было этой памяти — гибель была бы окончательной. Но оттого что люди еще не до конца отступили от Бога, оттого что нашлись те, кто смог поднять народ, призвать его к истинной жизни — небо помогло. Все святые земли нашей участвовали в этом. «Ваши и наши молитвы услышаны, — сказал преподобный Сергий, явившись заточенному в Кремле епископу Арсению, — и суд об Отечестве нашем изменен на милость».

А чьи это «наши молитвы»? Прежде всего молитвы преподобного Сергия, который жил в такие же грозные годы, когда татаро-монгольские полчища наступали на русскую землю. По его благословению нашими воинами была одержана победа на Куликовом поле. И это молитвы святого благоверного князя Александра Невского и всех русских святых, всегда участвующих в сражениях за веру православную и Отечество наше. Разве мы не помним, какая была небесная помощь, когда святой благоверный князь Александр Невский выступил в сражение против шведов и немцев? Какое видение было воину Пелгусию, когда он увидел святых благоверных князей Бориса и Глеба, взывающих друг к другу: «Поможем сроднику нашему Александру»? Вот участие небес! И это особенным образом молитва Церкви земной и небесной к Божией Матери.

Ее предстательство всесильно, и даже на небе наши святые молятся Ей о России. Летопись рассказывает об откровении слепой инокине Вознесенского монастыря во время нашествия на Москву Махмет-Гирея в 1521 году. Она видела, как святители Московские выносят из Кремля главную святыню — Владимирскую икону Божией Матери — со словами: «Выйдем отсюда, потому что невозможно больше терпеть беззаконие этих людей», а преподобный Сергий, и преподобный Варлаам Хутынский умоляют святителей и Божию Матерь пощадить Отечество наше и призреть на молитвы погибающих в беде. Но разве у Господа, у Божией Матери меньше любви, чем у святых? Здесь тайна соборного служения Церкви. Бог хочет, чтобы все, каждый в своей мере, участвовали в общем деле. Никто не может быть исключен, и даже молитва грешного человека имеет значение. Скорбь и труды всех соединяет Господь в том, что касается всех. Он хочет, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины, без которой земная жизнь не имеет смысла. Солнце погаснет, если не будет в роде человеческом тех, кто понимает, что такое жизнь, и сколь опасно утратить то, что составляет суть ее.

Небо всегда близко к нам. Но все зависит от духовного состояния народа, от того, найдутся ли в нем люди, способные повести за собой других. Такие, как священномученик Ермоген, патриарх всероссийский, воистину спасший тогда Россию. Он был заключен в темницу в подвале Кремля, его морили голодом, над ним издевались, требовали, чтобы он согласился ради спасения Отечества признать власть, которая осуществляла католическую экспансию в России. Но он не пошел ни на какие уступки и умер как мученик. Его воззвания к русскому народу были услышаны, потому что в них действовала Божия благодать. И были монахи Троице-Сергиевой лавры — духовной цитадели русского народа, которая во все трудные времена участвовала в борьбе с врагами нашего Отечества. Оттуда тоже шли воззвания ко всему русскому народу. И были такие люди, как служилый человек Козьма Минин Сухорукий, как князь Димитрий Пожарский, для которых основание, положенное при созидании града Москвы, при строительстве государства Российского, было дороже всего. Это от них, от священномученика патриарха Ермогена исходил призыв: «Здесь цвет царства, здесь знамение Отечества, здесь Пресвятая Богородица». И им вторили нижегородские патриоты: «Не пощадим живота нашего, заложим наших жен и детей, но спасем дом Пресвятой Богородицы». Что значит — «заложим жен и детей»? Но разве не так Христос говорит: «Кто любит свою жену и своих детей больше Меня, тот Меня недостоин»? Дороги человеку его родные, но должно быть большее. Прежде всего должна быть любовь к Тому, Кто дает нам возможность во всех испытаниях сохранить человеческое достоинство и Кто может и близким нашим даровать спасение — здесь на земле и в вечности.

Так небо соединилось с землей, молитвы святых и ходатайство Божией Матери были приняты, и Господь совершил чудо, которое по человеческому рассуждению казалось невозможным. Превосходящий по силе враг, разброд среди русского народа. Но вот, благословение преподобного Сергия по дару Пресвятой Богородицы через Ее чудотворный образ: «Завтра Москва будет в руках наших». Радостная весть об этом вдохновила наших воинов, всех русских людей. И победа была за нами.

О какой надежде можем мы говорить сегодня — среди почти полной безнадежности? Есть ли у нас условия, необходимые для того, чтобы совершилось чудо? Да, небо нас не оставляет. Наши святые по-прежнему с нами. Более того, к их сонму прибавилось великое множество недавно прославленных святых — новых мучеников и исповедников Церкви Русской во главе с царственными мучениками, которые жизнь свою положили, чтобы Россия шла путем христианской государственности, и народ наш искал прежде всего царства Божия и правды его. В чем суть того, что произошло в России в семнадцатом веке и в 1917 году? Врагам надо было уничтожить то, что является основанием всего. Есть ли ныне мужи силы и разума в Отечестве нашем, о даровании которых мы молимся Господу в нашем храме каждый день за Божественной литургией?

Мы уже не надеемся ни на какие выборы, потому что знаем, кто и как манипулирует сегодня этими играми. Разумеется, мы не должны пренебрегать какими бы то ни было возможностями, но Господь показывает, что когда нет покаяния, когда равнодушие в народе — враг занимает все новые и новые рубежи. Нам нужны мужи силы и разума. Какой силы? Господней силы, те, кто понимает, в чем крепость народа и государства. Для кого крест — не внешний узор. Только имея разум Христов, могут эти мужи обратиться к людям с действенным словом — не как книжники и фарисеи, а как власть имеющие, то есть в силе Духа Божия.

Все сводится к единственному: до какой степени наш народ, в течение стольких последних лет спаиваемый и растлеваемый, день и ночь облучаемый телевидением, не утратил еще способности различения добра и зла, до какой степени ему непереносима — духовно и нравственно — та атмосфера, в которой он живет. До какой степени грех становится действительно нормой его жизни. Божия Матерь говорит нам сегодня, что возрождение России будет возможно только тогда, когда мы усвоим уроки, которые Промысл Божий преподает нам в истории.

И как бы скорбны ни были наши обстоятельства, никогда не должно быть у нас уныния. Мы знаем пророчества наших русских святых о том, что Россия восстанет, но путь к этому восстанию лежит через то, что открывает нам сегодняшний праздник. Может быть, это произойдет прежде всего по молитвам недавно прославленного нашего мученика царя. Посмотрите, вслед за чудотворным явлением Казанского образа Божией Матери утвердилась на Руси православная монархия, династия Романовых. Уже через год после Смутного времени перед Феодоровской иконой Божией Матери, перед Крестом и Евангелием, православный русский народ давал клятву верности строить свою жизнь на основании, которое не может быть никем разрушено, — на правде Божией.

Будем уповать на то, что заступничеством наших русских святых, царственных мучеников и всех новых мучеников и исповедников Церкви Русской, Божия Матерь преклонится на наши молитвы, и Господь совершит невозможное. Казанскую икону Божией Матери называют и грозной, и милостивой. Она грозна по отношению ко всякому нечестию — там, где нет покаяния. И милостива всегда, в каком бы бедственном состоянии мы ни находились, как бы низко ни пали, — если есть покаяние. Святитель Иоанн (Максимович) говорит, что никогда в нашей истории не было такого падения русского народа, как это было в смуту XVII века, и никогда так скоро, чудесно — за один год — не восставал он духовно и нравственно. Все возможно Богу. Сила Его не сравнима ни с какой другой силой. Кто молился Богу в беде, тот знает, что самый бесконечный мрак в одно мгновение может преобразить капля благодати Божией, и все наполнить светом и радостью. Так всегда было в истории, так может произойти и сегодня.

В день освобождения Москвы от чужеземцев, когда совершалось первое празднование Казанской иконы Божией Матери, русские люди радовались как на Пасху. После этого в течение почти трех столетий шестьдесят икон — списков с чудотворного образа — прославились на нашей земле. И сегодня мы среди такого небывалого поражения, может быть, больше всего нуждаемся в том, чтобы вновь как на Пасху прогремела над нашей столицей эта победная песнь: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его». Как бежали войска Тамерлана от явления сияющего грозного лика Пречистой, окруженного светоносными воинами, в 1395 году, как поляки в замешательстве покидали Кремль в 1612 году и как немцы отступали от Москвы в 1941 году, так да отступят от нас сегодня все враги наши, да обновится земля Русская заступничеством Божией Матери, и да восстанет народ наш на основах той жизни, которую даровал ему Господь.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Протоиерей Александр Шаргунов
Мы призываемся избрать другое направление жизни
Слово в Неделю по Богоявлении
24.01.2022
Прежде чем очистить золото от примесей
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день Собора Иоанна Предтечи
20.01.2022
Что такое явление Бога
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день Крещения Господня
18.01.2022
Что есть истинная свобода
Слово в Крещенский сочельник
18.01.2022
Начало Евангелия
Слово в Неделю 30-ю по Пятидесятнице
15.01.2022
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Последние комментарии
Хотят ли русские войны?
Новый комментарий от Кирилл Д.
25.01.2022 00:22
Что не так с современным феминизмом?
Новый комментарий от В.Р.
25.01.2022 00:10
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.01.2022 23:27
Русская ли это идея - Третий Рим? Часть первая
Новый комментарий от Русский Иван
24.01.2022 20:38
Русские не хотят войны
Новый комментарий от Ладога
24.01.2022 20:14
Паралич политической воли в образовании
Новый комментарий от учитель
24.01.2022 17:57