Как сообщалось, в ночь на 30 октября в Кукморе подросток Виталий Антипов напал на отдел полиции в Кукморе. 16-летний молодой человек бросил в здание отдела МВД бутылки с зажигательной смесью и попытался сбежать, а когда его догнали, несколько раз ударил полицейского ножом. Силовики открыли огонь, нарушитель скончался на месте.
«Мальчик — уроженец Алтайского края, проживал в Нефтекамске (Башкирия). В июле его семья переехала в Кукмор. Закончил 9 классов, имел аттестат об основном общем образовании. Ему предлагали продолжить учебу в колледжах Кукморского района или близлежащих районов, но он отказался, сказав, что у него другие планы», — сообщила руководитель пресс-службы Министерства образования Татарстана Алсу Мухаметова.
По информации источника в правоохранительных органах, при задержании подросток выкрикивал «Аллах акбар» и грозил убийствами. В Духовном управлении мусульман Татарстана прокомментировали, что местные мечети молодой человек не посещал.
Специалисты выясняют обстоятельства произошедшего. Жизни раненого полицейского ничего не угрожает.
Следственный комитет возбудил уголовное дело о покушении на теракт и о посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов.
Ситуацию взял на контроль глава республики Рустам Минниханов.
Инцидент прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» известный исламовед, эксперт Института национальной стратегии, главный редактор научного журнала «Мусульманский мир» Раис Равкатович Сулейманов:
На мой взгляд, есть три причины теракта в Татарстане.
Во-первых, влияние старшего поколения террористов на подростков. Отчим Виталия Антипова, Марат Замалиев, был членом Кукморского джамаата – первого террористического объединения на территории Татарстана, возникшего в 1999 году в Кукморском районе республики. Террористы устроили подрыв газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород», который проходил через территорию Татарстана на границе с Кировской областью. Цель террористов — нанести ущерб как России изнутри, так и дать сигнал Европе, чтобы европейцы каким-то образом заставили Москву прекратить войну с Чеченской республикой. В 2001 году членам террористического объединения дали большие сроки. Отчим подростка получил 14 лет. Потом он познакомился с матерью Антипова. По национальности она татарка. Таким образом Замалиев повлиял на своего пасынка.
Во-вторых, с 2010 года игиловцы (ИГИЛ – запрещенная в России террористическая организация. – РНЛ) используют практику одиночного террора: совершаются преступления с использованием ножей-топоров или «коктейлей Молотова». Несколько лет тому назад в Сургуте парень с топором пошёл рубить всех подряд в торговом центре, приготовил «коктейли Молотова», пытаясь что-то поджечь.
В-третьих, понижение возрастной планки: перед нами не студент, а старшеклассник, ребёнок, который совершает такие преступления. Я думаю, что теракт в Татарстане никак не связан с событием в Ницце, хотя и напрашивается такое сравнение. Выбор для атаки представителя правоохранительных органов свидетельствует о том, что эта проблема становится острой для нашей страны.
Терроризм молодеет: несовершеннолетние дети вовлекаются в террористическую деятельность. Что ранее казалось невозможным, теперь — горькая явь. Увы, это так.
Последняя террористическая активность в Татарстане была в 2014 году, когда ликвидировали террористов из «Чистопольского джамаата» (запрещенная в России террористическая организация. – РНЛ). И на протяжении последних шести лет всё было спокойно.
Расслабляться нельзя. Я хочу, чтобы этот теракт был последним случаем, но надо быть всегда начеку. Обратите внимание, теракт произошёл в маленьком городе.