Протестные выступления после прошедших в Белоруссии президентских выборов и связанные с ними акты насилия разъединили белорусское общество, породив определённое недоверие к правоохранительным органам со стороны населения.
Буквально на днях узнала одну печальную историю. Сотрудник милиции, который не принимал участия в задержании демонстрантов, принял решение уйти со службы. Благо, в сентябре у него заканчивается контракт. Причиной послужило негативное отношение к нему со стороны друзей и даже родного брата, которые просто перестали общаться.
Кто-то в такой ситуации может ожесточиться. Известны и такие примеры. Мол, не хотите общаться, так и не надо. Однако обоюдная конфронтация — ещё худший сценарий развития человеческих отношений. Злоба, ненависть, психологическая изоляция и презрение — не лучшие способы разрешения конфликтов, которые из политической перешли в социальную и семейно-бытовую плоскость.
Настало время остановиться и подумать, как снизить градус насилия. Согласитесь, не лучший выход для страны, когда здания мэрии и дома советов превращаются в вооруженные до зубов крепости, которые по ночам охраняются силовиками.
Из-за опасения ответного насилия мы не видим на улицах белорусских городов милицейских фуражек. Даже страж правопорядка, который решил уйти со службы, теперь боится за целостность и сохранность личного автомобиля, который он привык оставлять во дворе, так как в этом дворе все знают, что это автомобиль сотрудника милиции.
Мне сложно сказать, что в этой ситуации надо сделать в первую очередь, чтобы снизить градус взаимного недоверия, которое провоцирует насилие и жестокость.
Возможно, настала пора создать общественные советы из представителей трудовых коллективов, которые по очереди будут дежурить в райотделах, раз возникли сомнения в объективности и беспристрастности административного процесса при массовых задержаниях.
Возможно, что ничего и не надо делать.
Возможно, что достаточно прекратить «хапуны» и мирное сосуществование власти и гражданского общества восстановится само собой. А, может, и не восстановится... Не будем гадать на кофейной гуще.
Но то, что произошло и продолжает происходить — носит оттенок какой-то ненормальности и нервозности. Такое чувство, что накапливалось годами, а тут прорвало...
Полина Малинина, публицистка, Могилёв, Белоруссия