Немногое с Богом больше, чем многое без Него

Слово в Неделю 8-ю по Пятидесятнице

Насыщение пяти тысяч пятью хлебами — первое из двух чудес умножения хлебов. Второе чудо — насыщение четырех тысяч семью хлебами. Сам по себе этот факт для иных создает проблему. Было ли на самом деле два события или это два разных описания одного и того же события? Интересно, как наши недоброжелатели, цинично утверждающие, что ранняя Церковь по своему усмотрению составляла Евангелие, объяснят такую очевидную разницу? А для иных, воспринимающих оба повествования как абсолютно достоверные, но не видящих в них ничего, кроме буквального смысла, возникает другая проблема. Не превращают ли, говорят они, эти два чуда Христа в некоего мага, предлагающего из своего репертуара хорошо проверенный фокус? «Давайте еще раз повторим с хлебами и рыбами то, что так хорошо получилось в прошлый раз».

Мы сможем ответить на эти вопросы, если внимательней посмотрим на то, что повествует Евангелие, и на самих себя. Почему мы с такой радостью принимаем целый ряд чудесно исцеленных Господом слепых и прокаженных, а это особенное чудо, дважды совершенное, может нас смущать? Наверное, потому что оно кажется нам не столь существенным, а также потому, что как в первом, так и во втором случае все повторяется: та же пища, то же усаживание на траву, Христос, произносящий и там, и здесь те же чудодейственные слова, то же собирание остатков после трапезы. Необходимо добавить: и то же сострадание. Мы часто сосредотачиваемся на материальных подробностях и проходим мимо сути чудес. Христос исполнен сострадания к людям. Он заботится об их телесных нуждах — будь то безнадежные болезни или просто то, что требуется на каждый день, как, например, это утоление голода. Он — Бог, дающий нам хлеб наш насущный, во всех смыслах этого слова. Бог, отвечающий на наши обыкновенные потребности, — так же как на то, что является жизненно важным или грозящим гибелью.

Это главный жизненный урок, который мы должны усвоить, — не имеет значения, было ли пять тысяч человек в одном месте или четыре тысячи — в другом. Благая весть Царства Божия, открывающаяся здесь, включает Божию заботу о всех наших нуждах. И это должно быть засвидетельствовано так же ясно, как Его сила воскрешать мертвых или прощать грехи. Потому что вся человеческая личность должна быть спасена — в теле, как и в душе. Как прекрасна обыкновенность этого чуда! Нет давки и отталкивания друг друга с целью стать ближе ко Христу и коснуться Его, как это можно видеть в других случаях. Все наполняет атмосфера простого радостного пира, каждый чувствует себя как дома — среди прохлады знойного дня. Это царский пир — пир Царя Небесного, совершающийся на холмах Галилеи. Это происходит не в притче, не в торжественной проповеди, не среди смертельной опасности, но в обычном многолюдном собрании, на краткое время ставшим совершенным — когда обычная телесная потребность исполнилась великого духовного значения.

Когда ученики стали просить Господа отпустить людей, чтобы они могли купить себе хлеба, Он сказал: «Не нужно им идти, вы дайте им есть». После того как выяснилось, что у них только пять хлебов и две рыбы, Он сказал: «Принесите их Мне сюда». Мы приносим Господу то, что у нас есть, и Он благословляет наше приношение. Немногое с Богом больше, чем многое без Него. В кратких словах Евангелие передает, как совершается чудо насыщения пищей Царства Небесного. Господь благословил хлебы, затем дал их Своим ученикам, а те — народу. Христос действует через Своих учеников, через Свою Церковь. Господь дает обетование: «не нужно им ходить», Господь дает служение: «вы дайте им», Он являет Свою силу: «принесите их Мне», и народ получает необходимое: «все ели и насытились». После чудесной трапезы еще осталось двенадцать коробов. Это значит — было более чем достаточно.

Мы знаем, что потрясенный чудом народ хочет сделать Христа своим царем. Но Христос — не хлебный царь. И мы слышим в Евангелии от Иоанна, как Он говорит после этого с народом: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6, 35). И в ответ на их неверие Господь отвечает: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6, 53—57). Как обыкновенная пища поддерживает жизнь тела, так наше приобщение Христу в святых Его Таинствах — наша духовная пища. Как самое малое приношение — пять хлебов и две рыбы — могут тысячекратно умножаться в руках Божиих, так крошечное семя Царства Небесного может возрастать, заполняя все внутри каждого из нас, если мы предадим свою жизнь в руки Божии.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Спаси Господи!

Благодарю за проповедь! Редко пишу отзывы, не всегда удается читать, но когда прочитываю - всегда получаю утешение и пользу

РомКа / 05.08.2020
Александр Шаргунов:
Продолжение Евангелия о милосердном самарянине
Слово протоиерея Александра Шаргунова в праздник иконы Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»)
10.08.2020
Продолжение Евангелия о милосердном самарянине
Слово протоиерея Александра Шаргунова в праздник иконы Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»)
10.08.2020
О сегодняшних бурях
Слово в Неделю 9-ю по Пятидесятнице
09.08.2020
Церковь никогда не молится просто о здравии
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона
08.08.2020
След от стопы Божией Матери
Слово в день празднования иконы Божией Матери «Почаевская»
05.08.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
В чём неправда «православных антисоветчиков»?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
2020-08-11 21:53
Психология и психологи в духовной школе
Новый комментарий от Денис
2020-08-11 20:41
О вменяемом видеохостинге
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-08-11 20:09
Россия создала первую в мире вакцину от коронавируса
Новый комментарий от Валерий
2020-08-11 18:42
Несколько замечаний об относительности времени
Новый комментарий от NNNN
2020-08-11 18:19
Революция в «Двуглавом орле»
Новый комментарий от Vladislav
2020-08-11 17:42
Российско-белорусская «операция "Трест"»?
Новый комментарий от Фёдоров О. А.
2020-08-11 17:40