Насыщение пяти тысяч пятью хлебами — первое из двух чудес умножения хлебов. Второе чудо — насыщение четырех тысяч семью хлебами. Сам по себе этот факт для иных создает проблему. Было ли на самом деле два события или это два разных описания одного и того же события? Интересно, как наши недоброжелатели, цинично утверждающие, что ранняя Церковь по своему усмотрению составляла Евангелие, объяснят такую очевидную разницу? А для иных, воспринимающих оба повествования как абсолютно достоверные, но не видящих в них ничего, кроме буквального смысла, возникает другая проблема. Не превращают ли, говорят они, эти два чуда Христа в некоего мага, предлагающего из своего репертуара хорошо проверенный фокус? «Давайте еще раз повторим с хлебами и рыбами то, что так хорошо получилось в прошлый раз».
Мы сможем ответить на эти вопросы, если внимательней посмотрим на то, что повествует Евангелие, и на самих себя. Почему мы с такой радостью принимаем целый ряд чудесно исцеленных Господом слепых и прокаженных, а это особенное чудо, дважды совершенное, может нас смущать? Наверное, потому что оно кажется нам не столь существенным, а также потому, что как в первом, так и во втором случае все повторяется: та же пища, то же усаживание на траву, Христос, произносящий и там, и здесь те же чудодейственные слова, то же собирание остатков после трапезы. Необходимо добавить: и то же сострадание. Мы часто сосредотачиваемся на материальных подробностях и проходим мимо сути чудес. Христос исполнен сострадания к людям. Он заботится об их телесных нуждах — будь то безнадежные болезни или просто то, что требуется на каждый день, как, например, это утоление голода. Он — Бог, дающий нам хлеб наш насущный, во всех смыслах этого слова. Бог, отвечающий на наши обыкновенные потребности, — так же как на то, что является жизненно важным или грозящим гибелью.
Это главный жизненный урок, который мы должны усвоить, — не имеет значения, было ли пять тысяч человек в одном месте или четыре тысячи — в другом. Благая весть Царства Божия, открывающаяся здесь, включает Божию заботу о всех наших нуждах. И это должно быть засвидетельствовано так же ясно, как Его сила воскрешать мертвых или прощать грехи. Потому что вся человеческая личность должна быть спасена — в теле, как и в душе. Как прекрасна обыкновенность этого чуда! Нет давки и отталкивания друг друга с целью стать ближе ко Христу и коснуться Его, как это можно видеть в других случаях. Все наполняет атмосфера простого радостного пира, каждый чувствует себя как дома — среди прохлады знойного дня. Это царский пир — пир Царя Небесного, совершающийся на холмах Галилеи. Это происходит не в притче, не в торжественной проповеди, не среди смертельной опасности, но в обычном многолюдном собрании, на краткое время ставшим совершенным — когда обычная телесная потребность исполнилась великого духовного значения.
Когда ученики стали просить Господа отпустить людей, чтобы они могли купить себе хлеба, Он сказал: «Не нужно им идти, вы дайте им есть». После того как выяснилось, что у них только пять хлебов и две рыбы, Он сказал: «Принесите их Мне сюда». Мы приносим Господу то, что у нас есть, и Он благословляет наше приношение. Немногое с Богом больше, чем многое без Него. В кратких словах Евангелие передает, как совершается чудо насыщения пищей Царства Небесного. Господь благословил хлебы, затем дал их Своим ученикам, а те — народу. Христос действует через Своих учеников, через Свою Церковь. Господь дает обетование: «не нужно им ходить», Господь дает служение: «вы дайте им», Он являет Свою силу: «принесите их Мне», и народ получает необходимое: «все ели и насытились». После чудесной трапезы еще осталось двенадцать коробов. Это значит — было более чем достаточно.
Мы знаем, что потрясенный чудом народ хочет сделать Христа своим царем. Но Христос — не хлебный царь. И мы слышим в Евангелии от Иоанна, как Он говорит после этого с народом: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6, 35). И в ответ на их неверие Господь отвечает: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6, 53—57). Как обыкновенная пища поддерживает жизнь тела, так наше приобщение Христу в святых Его Таинствах — наша духовная пища. Как самое малое приношение — пять хлебов и две рыбы — могут тысячекратно умножаться в руках Божиих, так крошечное семя Царства Небесного может возрастать, заполняя все внутри каждого из нас, если мы предадим свою жизнь в руки Божии.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
1. Спаси Господи!