itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Созвездие Девы»

О достойном завершении сказочной трилогии Дмитрия Урушева

0
1083
Время на чтение 6 минут

Известна ли российским читателям современная художественная литература о староверах? А захватывающие воображение литературные сказки, где в живых сценках, полных доброго юмора, иронии и сатиры иносказательно представлена история церковного Раскола середины 17-го века и последовавшие за ним события? Навряд ли большинству всё это известно, если до сих пор многие из наших сограждан весьма смутно представляют себе, кто такой протопоп Аввакум, 400-летие со дня рождения которого ныне широко отмечается во всём мире. Протопоп Аввакум (1620-1682) был, кстати, талантливым русским писателем. В наши дни заложенные им литературные традиции успешно продолжает московский писатель Дмитрий Александрович Урушев, ранее хорошо известный читателям как автор ряда книг по истории старообрядчества.

И вот историк предстал в ином, неожиданном качестве: в 2020-м году в Москве вышла в свет его новая книга «Созвездие Девы» с подзаголовком «Повесть о славном и могучем богатыре царевиче Иване и о прекрасной царевне Вере». Волшебная повесть, а, точнее, роман-сказка для взрослых стала завершением трилогии о трёх братьях-царевичах, посланных отцом Дадоном на поиски истинной веры. Первая часть получила название «Звезда Альтаир», а вторая – «Два брата».

Что побудило автора взяться за перо, став продолжателем сказочного жанра? По глубочайшему убеждению Дмитрия Урушева, у старообрядцев должна быть собственная литература: беллетристика, журналистика, публицистика, обращённая и ко внутреннему, и ко внешнему читателю. В России свои конфессиональные литературы – прозу, поэзию, а также газеты и журналы – имеют и представители РПЦ, и католики, и иудеи, и мусульмане, и даже протестанты. Только у староверов почти ничего нет. И вот теперь этот пробел стал успешно заполняться.

В первой части трилогии традиционно опровергается расхожее суждение о двух «умных» старших братьях и о «дураке» младшем. Братья Дмитрий и Василий трусливы, ленивы и жадны, а младшему царевичу желают лишь скорейшей погибели. Однако, в ходе развития сюжета добрый, душевно щедрый и отзывчивый на чужую беду Иван при помощи волшебных сил и средств преодолевает все выпавшие на его долю искушения и испытания, а в финале убивает адское чудовище Мреву, спасая Мирскую красу, эллинскую царевну Веру. Символично, что имя героини ассоциируется с найденной героем истинной верой.

Старшие братья претерпевают своего рода духовно-нравственную эволюцию во второй книге, особенно Дмитрий, приключения которого развёртываются в средневековой Урюпе – Европе, переживающей все ужасы инквизиции. Вторая часть заканчивается трагически, но погибший Дмитрий спасает свою бессмертную душу, что полностью соответствует старообрядческому мировидению.

В третьей книге автор вновь широко использует внешние приёмы постмодернистской прозы. В сюжете сказки постоянно возникают отсылки не только к историческим личностям, но к героям мирового фольклора и литературы. Персонажами повествования становятся бояре Василий Шуйский и Иван Воротынский, Кирилл Троекуров и Андрей Дубровский, кот Баюн, старик Хоттабыч, Гайде и многие другие. В тексте нередки стихи, песни и лозунги всех российских времён, типа «ум, честь и совесть», «не Бог, не царь и не герой».

Начальные главы «Созвездия Девы» раскрывают перед читателями предысторию событий первой книги. Здесь антагонистом Ивана и Веры становится житель древнего сарацинского города Аккад, умный и злой колдун Сулейман, обладатель волшебного кольца – символа его могущества. С юмором воссозданы портрет и пристрастие колдуна: «Для своих лет Сулейман сохранился хорошо. Был осанист и дороден, лыс и бородат… Он был необыкновенно женолюбив… Всеми правдами и неправдами со всех концов света он собирал у себя в гареме самых красивых девушек». Увидев портрет Мирской красы Веры, «впервые за тысячу лет колдун влюбился», задался целью овладеть красавицей, сделать её первейшей из своих жён и наложниц.

Такова завязка повести, вслед за которой следует стремительное развитие сказочного действия. Третья книга – уже не в чистом виде православное фэнтези, а приключенческая литература, которой Дмитрий Урушев увлекся с детства, читая и перечитывая Жюль Верна, Конан Дойла и особенно роман Райдера Хаггарда «Дочь Монтесумы». Похищение Веры чародеем Сулейманом да битва Ивана с тёмными силами за её освобождение из плена – таков увлекательный сюжет повести.

Нельзя не удивляться буйству фантазии автора в разнообразии приёмов сюжетостроения. Тут и боярский заговор против тихого и мирного правления царя Дадона Гвидоновича в его северной столице Осташков, и постоянные стремления властителей Урюпы идти войной на Дадона при поддержке предателей истинной веры Алмаза, Никеля и Плутония, и сказочные перипетии, периодическое колебание незримой чаши весов в сторону то тёмных, то светлых сил. Воздушный и морской корабль «Посейдон» несколько раз переносит героев из центра православной веры – эллинского государства царя Мелхиседека в Осташков и обратно, а в пути царевич Иван то убивает Минотавра в лабиринте, то спасает тонущего в море юношу мавра. Речь главного героя меняется по ходу сюжета от просторечной и пародийной – «не-а», «малохольной» до пафосной: «В моей стране нет рабства. Поэтому слова "господин" и "хозяин" тебе надо поскорее забыть. Раб мне не нужен. Мне нужен друг. Ежели согласен быть другом, оставайся при мне». В целом же каждому из героев и персонажей сказки присуща своя речевая характеристика, язык произведения лёгок, образен и красочен.

В тексте повести всевозможные приключения становятся для Ивана хорошим поводом заглянуть в глубину своей души, понять, не угнездился ли в ней порок. Опытный капитан «Посейдона» объяснил царевичу внутренний источник его побед: «Твои братья ни в чём себе не отказывали. Они охотно ублажали плоть, следуя её влечениям… Но твоя душа оказалась сильнее плоти. Ты выиграл невидимую брань с похотью и получаешь награду – жену-христианку, чистую голубицу, прекрасную и непорочную. А Писание учит: "Кто нашёл добрую жену, тот нашёл благодать и получил кротость от Господа"».

Базовое образование историка дало Дмитрию Урушеву прекрасную возможность художественно воссоздать в тексте интерьеры сарацинской, эллинской и северной стран, одежду, оружие, еду, напитки и украшения их обитателей, что само по себе представляет немалый интерес для нынешнего читателя. Приключения Ивана в гареме Сулеймана, забавные метаморфозы, происшедшие с царевичем и его невестой, призваны не ослабить внимания к удивительному повествованию. Но главное в книге – бережное сохранение традиционного старообрядческого мировоззрения. В глубокой и ёмкой вступительной статье «Заглянуть за горизонт» пермский философ Юрий Лоскутов так отозвался о повести: «Сплав русской народной сказки, средневековых сочинений о странствующих рыцарях и постмодернистского романа выглядит неожиданно актуально… Строго говоря, глядя на мещанские мерзости окружающей жизни, становится ясно, что сказка – один из наиболее уместных жанров для современной русской литературы. Ведь что-то же должно подталкивать к тому, чтобы заглянуть за горизонт, очерченный серой повседневностью». На редкость удачны и рисунки к книге, выполненные художницей Марией Шадчневой.

В заключительных главах повести автор представил читателю многогранный, неоднозначный образ Ивана, данный в развитии. После торжественного венчания по всем православным канонам и длившегося неделю свадебного пира царевич повёл себя необычно для наследника престола. Дабы не утратить удаль молодецкую, он участвовал в кулачных боях стенка на стенку, гонял на тройках, дрался на кулачках. «Почтенные горожане хмурились, глядя на юношу: "Оженился, а не остепенился… Одно слово, Иван-дурак. Статочное ли дело, чтобы будущий царь строил снежные крепости… От супостата снежками не отобьёшься. И себя погубишь, дурень, и нас!"

Никто не видел, никто не знал, как вечерами в обществе преподобного Шпица и Дионисия Дионисида наследник престола сидит над книгами, картами и чертежами, обсуждая строительство крепостей, вооружение войск и оснащение кораблей».

Примечательно, что заключительная часть трилогии имеет счастливый конец: ожидание молодой четой ребёнка-первенца. Финал сказки внушает надежду, что жителей Осташкова ожидает благоденствие и процветание при добром и мудром Иване-царе и его жене, красавице Вере, живущих под покровительством Созвездия Девы и звезды Альтаир – Божьих светил.

Сказочная трилогия Дмитрия Урушева одинаково интересна для взрослых представителей разных конфессий, для верующих и пока не пришедших к вере, для любителей и ценителей захватывающих приключений. Думается, что все три книги найдут свою дорогу к читателям, ибо они не менее увлекательны, чем русские народные сказки, античные мифы, арабские сказки «Тысячи и одной ночи», легенды народов западной Европы. Гибкое, умелое сочетание традиций и новаторства делают книги писателя-историка неповторимыми в своём роде и жанре.

Галина Васильевна Чудинова, кандидат филологических наук, член Союза писателей России, Пермский край

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Чудинова
Кто виноват и что делать русским?
Нынешняя власть в развитии страны не заинтересована
29.03.2024
Безбожие и безволие русских – причина трагедий
Неужели и сейчас не будут сделаны соответствующие выводы?
25.03.2024
Нет – курсу колониального капитализма!
Необходимо понять, что мы голосуем не столько за отдельного кандидата, сколько за дальнейший курс страны
14.03.2024
Русский человек должен чувствовать себя хозяином на родной земле
Пермская встреча членов «Русского собрания»
08.03.2024
Расколотая страна и смысл человеческой жизни
Спасение России целиком зависит от сочетания подлинной веры в Бога и от прозрения народного большинства
04.03.2024
Все статьи Галина Чудинова
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31