«Созвездие Девы»

О достойном завершении сказочной трилогии Дмитрия Урушева

Известна ли российским читателям современная художественная литература о староверах? А захватывающие воображение литературные сказки, где в живых сценках, полных доброго юмора, иронии и сатиры иносказательно представлена история церковного Раскола середины 17-го века и последовавшие за ним события? Навряд ли большинству всё это известно, если до сих пор многие из наших сограждан весьма смутно представляют себе, кто такой протопоп Аввакум, 400-летие со дня рождения которого ныне широко отмечается во всём мире. Протопоп Аввакум (1620-1682) был, кстати, талантливым русским писателем. В наши дни заложенные им литературные традиции успешно продолжает московский писатель Дмитрий Александрович Урушев, ранее хорошо известный читателям как автор ряда книг по истории старообрядчества.

И вот историк предстал в ином, неожиданном качестве: в 2020-м году в Москве вышла в свет его новая книга «Созвездие Девы» с подзаголовком «Повесть о славном и могучем богатыре царевиче Иване и о прекрасной царевне Вере». Волшебная повесть, а, точнее, роман-сказка для взрослых стала завершением трилогии о трёх братьях-царевичах, посланных отцом Дадоном на поиски истинной веры. Первая часть получила название «Звезда Альтаир», а вторая – «Два брата».

Что побудило автора взяться за перо, став продолжателем сказочного жанра? По глубочайшему убеждению Дмитрия Урушева, у старообрядцев должна быть собственная литература: беллетристика, журналистика, публицистика, обращённая и ко внутреннему, и ко внешнему читателю. В России свои конфессиональные литературы – прозу, поэзию, а также газеты и журналы – имеют и представители РПЦ, и католики, и иудеи, и мусульмане, и даже протестанты. Только у староверов почти ничего нет. И вот теперь этот пробел стал успешно заполняться.

В первой части трилогии традиционно опровергается расхожее суждение о двух «умных» старших братьях и о «дураке» младшем. Братья Дмитрий и Василий трусливы, ленивы и жадны, а младшему царевичу желают лишь скорейшей погибели. Однако, в ходе развития сюжета добрый, душевно щедрый и отзывчивый на чужую беду Иван при помощи волшебных сил и средств преодолевает все выпавшие на его долю искушения и испытания, а в финале убивает адское чудовище Мреву, спасая Мирскую красу, эллинскую царевну Веру. Символично, что имя героини ассоциируется с найденной героем истинной верой.

Старшие братья претерпевают своего рода духовно-нравственную эволюцию во второй книге, особенно Дмитрий, приключения которого развёртываются в средневековой Урюпе – Европе, переживающей все ужасы инквизиции. Вторая часть заканчивается трагически, но погибший Дмитрий спасает свою бессмертную душу, что полностью соответствует старообрядческому мировидению.

В третьей книге автор вновь широко использует внешние приёмы постмодернистской прозы. В сюжете сказки постоянно возникают отсылки не только к историческим личностям, но к героям мирового фольклора и литературы. Персонажами повествования становятся бояре Василий Шуйский и Иван Воротынский, Кирилл Троекуров и Андрей Дубровский, кот Баюн, старик Хоттабыч, Гайде и многие другие. В тексте нередки стихи, песни и лозунги всех российских времён, типа «ум, честь и совесть», «не Бог, не царь и не герой».

Начальные главы «Созвездия Девы» раскрывают перед читателями предысторию событий первой книги. Здесь антагонистом Ивана и Веры становится житель древнего сарацинского города Аккад, умный и злой колдун Сулейман, обладатель волшебного кольца – символа его могущества. С юмором воссозданы портрет и пристрастие колдуна: «Для своих лет Сулейман сохранился хорошо. Был осанист и дороден, лыс и бородат… Он был необыкновенно женолюбив… Всеми правдами и неправдами со всех концов света он собирал у себя в гареме самых красивых девушек». Увидев портрет Мирской красы Веры, «впервые за тысячу лет колдун влюбился», задался целью овладеть красавицей, сделать её первейшей из своих жён и наложниц.

Такова завязка повести, вслед за которой следует стремительное развитие сказочного действия. Третья книга – уже не в чистом виде православное фэнтези, а приключенческая литература, которой Дмитрий Урушев увлекся с детства, читая и перечитывая Жюль Верна, Конан Дойла и особенно роман Райдера Хаггарда «Дочь Монтесумы». Похищение Веры чародеем Сулейманом да битва Ивана с тёмными силами за её освобождение из плена – таков увлекательный сюжет повести.

Нельзя не удивляться буйству фантазии автора в разнообразии приёмов сюжетостроения. Тут и боярский заговор против тихого и мирного правления царя Дадона Гвидоновича в его северной столице Осташков, и постоянные стремления властителей Урюпы идти войной на Дадона при поддержке предателей истинной веры Алмаза, Никеля и Плутония, и сказочные перипетии, периодическое колебание незримой чаши весов в сторону то тёмных, то светлых сил. Воздушный и морской корабль «Посейдон» несколько раз переносит героев из центра православной веры – эллинского государства царя Мелхиседека в Осташков и обратно, а в пути царевич Иван то убивает Минотавра в лабиринте, то спасает тонущего в море юношу мавра. Речь главного героя меняется по ходу сюжета от просторечной и пародийной – «не-а», «малохольной» до пафосной: «В моей стране нет рабства. Поэтому слова "господин" и "хозяин" тебе надо поскорее забыть. Раб мне не нужен. Мне нужен друг. Ежели согласен быть другом, оставайся при мне». В целом же каждому из героев и персонажей сказки присуща своя речевая характеристика, язык произведения лёгок, образен и красочен.

В тексте повести всевозможные приключения становятся для Ивана хорошим поводом заглянуть в глубину своей души, понять, не угнездился ли в ней порок. Опытный капитан «Посейдона» объяснил царевичу внутренний источник его побед: «Твои братья ни в чём себе не отказывали. Они охотно ублажали плоть, следуя её влечениям… Но твоя душа оказалась сильнее плоти. Ты выиграл невидимую брань с похотью и получаешь награду – жену-христианку, чистую голубицу, прекрасную и непорочную. А Писание учит: "Кто нашёл добрую жену, тот нашёл благодать и получил кротость от Господа"».

Базовое образование историка дало Дмитрию Урушеву прекрасную возможность художественно воссоздать в тексте интерьеры сарацинской, эллинской и северной стран, одежду, оружие, еду, напитки и украшения их обитателей, что само по себе представляет немалый интерес для нынешнего читателя. Приключения Ивана в гареме Сулеймана, забавные метаморфозы, происшедшие с царевичем и его невестой, призваны не ослабить внимания к удивительному повествованию. Но главное в книге – бережное сохранение традиционного старообрядческого мировоззрения. В глубокой и ёмкой вступительной статье «Заглянуть за горизонт» пермский философ Юрий Лоскутов так отозвался о повести: «Сплав русской народной сказки, средневековых сочинений о странствующих рыцарях и постмодернистского романа выглядит неожиданно актуально… Строго говоря, глядя на мещанские мерзости окружающей жизни, становится ясно, что сказка – один из наиболее уместных жанров для современной русской литературы. Ведь что-то же должно подталкивать к тому, чтобы заглянуть за горизонт, очерченный серой повседневностью». На редкость удачны и рисунки к книге, выполненные художницей Марией Шадчневой.

В заключительных главах повести автор представил читателю многогранный, неоднозначный образ Ивана, данный в развитии. После торжественного венчания по всем православным канонам и длившегося неделю свадебного пира царевич повёл себя необычно для наследника престола. Дабы не утратить удаль молодецкую, он участвовал в кулачных боях стенка на стенку, гонял на тройках, дрался на кулачках. «Почтенные горожане хмурились, глядя на юношу: "Оженился, а не остепенился… Одно слово, Иван-дурак. Статочное ли дело, чтобы будущий царь строил снежные крепости… От супостата снежками не отобьёшься. И себя погубишь, дурень, и нас!"

Никто не видел, никто не знал, как вечерами в обществе преподобного Шпица и Дионисия Дионисида наследник престола сидит над книгами, картами и чертежами, обсуждая строительство крепостей, вооружение войск и оснащение кораблей».

Примечательно, что заключительная часть трилогии имеет счастливый конец: ожидание молодой четой ребёнка-первенца. Финал сказки внушает надежду, что жителей Осташкова ожидает благоденствие и процветание при добром и мудром Иване-царе и его жене, красавице Вере, живущих под покровительством Созвездия Девы и звезды Альтаир – Божьих светил.

Сказочная трилогия Дмитрия Урушева одинаково интересна для взрослых представителей разных конфессий, для верующих и пока не пришедших к вере, для любителей и ценителей захватывающих приключений. Думается, что все три книги найдут свою дорогу к читателям, ибо они не менее увлекательны, чем русские народные сказки, античные мифы, арабские сказки «Тысячи и одной ночи», легенды народов западной Европы. Гибкое, умелое сочетание традиций и новаторства делают книги писателя-историка неповторимыми в своём роде и жанре.

Галина Васильевна Чудинова, кандидат филологических наук, член Союза писателей России, Пермский край

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Галина Чудинова:
Шекспировские страсти о дальнейшей судьбе Беларуси
Лукашенко сохранил все достижения социализма, поэтому прозападные силы стремятся скинуть его
17.08.2020
«Созвездие Девы»
О достойном завершении сказочной трилогии Дмитрия Урушева
31.07.2020
Молитвенное противостояние староверов вирусной пандемии
О поездке в посёлок Боранчинский на престольный праздник Вознесения Господня
01.06.2020
Православие и новый социализм
О достойном будущем России
25.04.2020
О будущем России и русского народа
Пророчества Николая Зиновьева
11.04.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
Учиться у Сталина
Новый комментарий от Туляк
2020-09-29 10:17
Пожалуйста, проснись, товарищ Сталин
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-29 09:39
Россия должна вмешаться в конфликт в Нагорном Карабахе
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-29 05:16
Таблетки алчности
Новый комментарий от Туляк
2020-09-28 20:38
Зачем Греф превращает Сбербанк в Сбер?
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-28 19:26
Мишустина не хотят пускать на Афон
Новый комментарий от Георгий
2020-09-28 18:35
По ковид-панике неопровержимыми цифрами и фактами
Новый комментарий от Владимир С.М.
2020-09-28 13:50