Охота на Лютого

О новом «полицейском» сериале «Алекс Лютый»

Бывший СССР 
0
1362
Время на чтение 5 минут

В июньские дни – памятные о начале войны – нам показали новый «полицейский» сериал «Алекс Лютый».

Сериал оставляет неоднозначное впечатление. Несколько странная история перехода столь юного создания на сторону врага. Молодой Алекс – Александр Лехновский - показан существом впечатлительным, восприимчивым к чужим идеям, управляемым (на первом этапе). Нацистский каратель Отто Кёрнер легко увлекает школьника историями о расе господ, великой Германии, сверхчеловеках и унтерменшах. За несколько дней. Уж слишком легко. При этом десятилетняя до того учеба Алекса в советской школе, товарищи и соседи, первая любовь – мгновенно испарились из памяти. Алекс с энтузиазмом взялся за работу на благо «великой Германии» - расстреливать, за что и получил от своих коллег по палаческому делу кличку «Лютый».

Реальный прототип Лютого – Александр Юхновский, уроженец Украинской ССР. Его отец активный украинский националист, петлюровский каратель. После революции скрывался под личиной совслужащего. Дед Юхновского тоже активный украинский националист, после революции священник обновленческой церкви. Именно они втянули Алекса в борьбу со своим народом. Что важнее для парня авторитета отца? Тем более, что сам Юхновский был воспитан в идеях украинского нацизма еще с детства. Примечательно, что биография Лютого во многом совпадает с биографией «старших товарищей» по коллаборационистскому движению – Степана Бандеры и его заместителя-подельника Ярослава Стецько. Они тоже сыновья священников униатской секты (кстати, потомком очередного «доброго пастыря» был и Роман Шухевич), с детства проявляли садистские наклонности и сексуальные отклонения. В фильме на это есть намек. Девушка Ася, жертва Лютого, говорит ему, что он не может никого любить.

Здесь все было бы логично. Украинский фашизм – из подобных явлений самый беспомощный идеологически, примитивный морально и эстетически и одновременно самый кровавый. Вспоминаем Одессу и Мариуполь, Луганск и Донецк.

Но тогда авторам пришлось бы несколько подняться – от элементарной стрелялки до политического детектива. Новочеркасск, полицаи, партизаны – это все нужно было подробно объяснить молодым зрителям в сериале. К сожалению, им это нужно узнать, понять, осознать, а сделано всё было пунктирно. А вот украинский нацизм всем нам знаком, он до сих пор современен и опасен. Молодежи было бы понятно, кто враг, за что он борется и против кого.

В фильме эсэсовец-офицер старательно выращивает из Алекса зверя, нового сверхчеловека для «великой Германии». Да вот только зачем ему это нужно? Алекс для них – всего лишь русиш швайн, что ему и говорят в конце концов (обидчивый Алекс сразу же убегает из карательного отряда навсегда, что тоже весьма странно выглядит). Алекс, повторяю, слишком примитивен, чтобы воспринять эстетику Лени Рифеншталь и заумный бред Гиммлера. Такие идеологические эксперименты гитлеровцы могли бы еще поставить во Франции. Помните, как юный Шарль Тибо в блестящем исполнении Михаила Козакова в фильме «Убийство на улице Данте» – изворотливый и распущенный, жестокий и трусливый - проникается нацисткой идеологией. Но там Франция, там нужно было хоть для приличия сохранять лицо. А здесь-то в российской глубинке – только грабить и убивать…

В сериале получилось, как раз наоборот. Актер Дмитрий Муляр, исполняющий роль повзрослевшего Лютого, сам по себе не лишен обаяния и харизмы. Он вольно или невольно переносит ее на своего героя. Здесь тоже есть непопадание. Молодой Алекс – прост до безобразия, образчик безнаказанности, садизма и мстительности. Его, кстати, очень неплохо сыграл молодой актер Владислав Коноплев. Но вот взрослый Вернигор – главный редактор военного издательства – представлен интеллектуалом, душой компании, опытным литаппаратчиком. Фигура для советского времени архисложная, по-своему знаковая. Как примитивный Алекс смог сделать такую карьеру? Где учился? Как с поддельными документами многократно проходил сита отделов кадров и первых отделов (это в военном-то издательстве)? Словно два разных человека – молодой Алекс и Алекс зрелый. Отдадим должное актеру Муляру. Он, скрывая своего героя под маской добряка и книгочея, невольно утверждает, нас в мысли, что это и есть реальный Алекс. И даже тогда, когда Алекс опять становится злым, мы не можем полностью уйти от его обаятельной маски добряка.

Вообще оба актера сделали себе имя в этом сериале и, не сомневаюсь, что мы увидим их новые талантливые работы.

Ну, со стороной зла мы так до конца и не разобрались. А вот что со стороной добра? Ее представляет следователь особого отдела МВД Егор Сухарев - профессиональный охотник за нацистами. Его роль исполняет популярный актер Сергей Пускепалис. К сожалению, милицейский полковник не столь убедителен как его антагонист. Лютый – чрезвычайно активный, дерзкий, бесстрашный, принимает решения на ходу. Он идет на любой риск, проносится по лезвию ножа. И в этом он вызывает зрительскую симпатию. Такое бывает в детективах. Преступник может быть и привлекателен, но только нужно каждый раз напоминать зрителю, что это преступник. Иначе это просто экшен, стрелялка. Лютый оставляет после себя горы трупов. Нас возвращают к событиям 42-го года, где лютует юный Алекс. Но все равно не улавливается связь – того, молодого, и этого, постаревшего. Сериал про Лютого, это вам не «Семнадцать мгновений весны», где умные и обаятельные герои Табакова и Броневого должны были бы стяжать восхищение зрителей, да только игра их такова, что зрители распознают в их героях образцы зла и жестокости. А ленивый и недалекий сыщик – убийственная нотка для детектива…

Почти весь фильм полковник плетется в хвосте у преступника. Лютый успешно работает на опережение. Грузный полковник явно «не тянет». Его интеллектуальная работа не видна, он подбирает случайно сваливающиеся ему под ноги улики и доказательства. Да и работа советской милиции показана несколько шаржированно. Известно, что в 70-е на криминальное убийство приезжал генерал милиции. Два десятка людей, убитых ножом и из пистолета, веская причина для разбора полетов в кабинете Щелокова, а то и Брежнева. После первых трупов полковник был бы отстранен от следствия.

К тому же полковник Сухарев какой-то странный офицер. У него в подчинении, похоже, только водитель и какой-то лейтенант-стажер. Работа полицейского это вам не труд сыщика-одиночки из романов Конан Дойла. У полковника в подчинении десятки и сотни людей, только вот где они в фильме.

Еще одно неприятное впечатление от фильма. Лютый умудряется выкарабкаться из любой опасной ситуации одним и тем же нехитрым приемом – он раздает взятки. Пятерки и червонцы летят направо и налево, словно Лютый их печатает. Мы не дети и знаем кое-что и о милиции, и о полиции. Но чтобы брали так откровенно, бездумно, повсеместно и открыто!

В фильме детально воссоздается советский быт пятидесятилетней давности. Везде развешены плакаты с Лениным и про очередной партсъезд. Но такого понятного и само собой напрашивающегося разъяснения, что подобная охота за престарелыми нацистами могла вестись только в коммунистическом СССР, идеология которого стала главной преградой на пути коричневой чумы, в фильме нет. Для молодого зрителя все это, опять рискну предположить, непонятно. Тем более, что Лютый излагает популярную в наше время идеологию – каждый борется за себя и при необходимости пойдет по головам и костям других. Но это как раз то самое отсутствие государственной идеологии. За что боролись, на то и напоролись.

Константин Борисович Ерофеев, правовед, публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. О фильме

Яркий образец беспомощной режиссуры, глупого сценария и пренебрежения фактологическими деталями.
катин / 03.07.2020, 09:23
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Константин Ерофеев
Всесмехливый украинский ад
Укронацисты своим гнусным смехачеством пытаются заговорить самих себя, хоть на день оттолкнуть от себя липкий страх в преддверии своего неминуемого краха
20.03.2023
Включить оборонное сознание
Снова Россия замахивается на своего врага дубиной народной войны
03.01.2023
Сергий Радонежский – человек времени Z
Наше прошлое рядом с нами
11.10.2022
Да и Одесса нас заждалась…
Мысли о спецоперации
05.07.2022
Все статьи Константин Ерофеев
Бывший СССР
Справедливость как воля Божия
Сейчас России нужно продолжение прежнего, проверенного в советское время курса – социализм с государственной собственностью на средства производства, с плановой экономикой, с монополией на внешнюю торговлю
23.04.2024
Великий перелом
Полемические заметки о Сталине и советском прошлом
23.04.2024
История капитализма в России. Куда идем?
Генезис русского буржуазного человека
23.04.2024
Югославия-Сербия-Россия: исторические взаимосвязи не подвластны времени…
Состоялась презентация книги известного российского исследователя Балкан Елены Бондаревой «Александр I Карагеоргиевич – православный король Югославии»
23.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03