В наше тревожное время, обусловленное стремительным разрастанием эпидемии коронавируса в России и за её пределами, многие воцерковлённые люди вынуждены находиться дома, что создаёт для них определённый психологический дискомфорт и духовное испытание. Посещение храмов сдерживается в целях предотвращения новых вспышек заболеваний, способных при большом скоплении людей возрастать в геометрической прогрессии…
Как же быть, что делать верующим в сложившейся ситуации? Мудрые ответы на эти вопросы даёт великий Вселенский учитель и духовный писатель, архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст (347-407). Его размышления приводятся в книге «Пролог в поучениях», состоящей из двух частей, репринтно изданной Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой ещё в 1992 году.
Поучения Иоанна Златоуста, взяты из четвёртого дополненного издания этой книги, составленной протоиереем Виктором Гурьевым, и выпущенной Афонским Русским Пантелеймоновым монастырём (Москва, 1912).
В предисловии к первому изданию «Пролога в поучениях» обращаясь к благочестивым читателям 6 декабря 1888 года, протоиерей Виктор Гурьев писал: «…Смело можно утверждать, что нет добродетели, которою бы Святые не украсили себя, нет подвига, которого бы не совершили, и что, после Слова Божия мы нигде не найдём лучших уроков ко спасению, кроме жизни их… Всё это и побудило нас воспользоваться таковыми уроками из Пролога, и сии уроки предложить вниманию вашему … с целью утвердить вас в вере, укрепить в надежде и соделать совершенными и в любви».
Каждый день текущего года в «Прологе в поучениях» сопровождается соответствующими уроками. Насколько они современны, судить вам, уважаемые читатели «Русской народной линии».
Месяц Апрель, 18-й день. 290. Молиться можно не в одних храмах, но и везде (Слово святаго Иоанна Златоустаго о послушании с верою молящихся на всяком месте)
Многие из христиан говорят: «и рад бы я помолиться, да некогда сходить в церковь Божию: то дела не пускают, то домашние останавливают». Что сказать таковым? Конечно, всё бывает. Случается, что и дела не пускают. Например, если есть в доме больные, как уйти от них, если кроме тебя некому походить за ними? Ну, другой раз и домашние не пускают. Но что делать? И тут, пожалуй, нередко приходится оставаться дома, чтобы не произвести между семейными вражды и несогласия. Встречается, разумеется, много и других препятствий. Но если и в самом деле эти препятствия так велики, что нельзя идти в церковь, разве, в крайнем случае, нельзя дома или где бы то ни было, Богу молиться? Везде можно. Скажешь: «некогда». И это неправда. Руки заняты, уста могут говорить; уста заняты, молись умом и сердцем. И эту молитву Бог услышит, и домашнюю зачтёт вместо церковной.
«Апостол Павел не в храме молился, говорит св. Златоуст, а в темнице, и так как ноги его были забиты в колодке, он не мог преклонять колен, но молился лёжа. Поелику же молитва его была с верою, то он ею потряс темницу, освободил узников от цепей и обратил ко Христу темничного стража. Езекия также не в церкви стоя молился и колен тоже не преклонял, потому что был прикован болезнию к одру; но поелику в тёплой умилённой молитве призывал Бога, то и праведное определение Божие о смерти отменил и получил умножение лет жизни, и испросил всему граду спасение от врагов. Разбойник, на кресте распятый, краткими словами Царствие Небесное получил. Иеремия во рву тинном молился, и услышал его Бог. Иона умолил Бога во чреве китове. И другие молитвою предотвратили предстоящия им бедствия и получили Божию помощь. Также и ныне молитвою многие освободились от бед и зол, при помощи Божией.
Поэтому и мы, братие, не будем изыскивать мест для молитвы и не будем ухищряться в красноречивых словах; но как молилась хананеянка, говоря: помилуй мя, яко дши моя зле беснуется, так и мы будем говорить в молитве: помилуй мя. Хотя и кратка такая молитва, но привлекает собою бездну человеколюбия Божия. А где милость Божия, там и всякое благо. Итак, где бы ты ни находился, говори так: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Если не можешь произносить устами, то держи на уме, в сердце. Таковых и молчащих слышит Бог; и ты сам в себе составишь церковь; посему не разыскивай места молитвенного.
Когда Евреи вышли из Египта, впереди них было море, позади Фараон, а посреди Моисей. В великом затруднении был Моисей среди ропщущего народа и, по-видимому, ему нельзя было молиться. Но Господь говорит ему: что вопиеши ко Мне? Также и три отрока в пещи молились, и молитва их угасила пламень, разрешила их узы, извела живыми из печи и прославила. И Иов на гноище молился Богу, и Господь явил ему Своё милосердие.
Поэтому, когда и к тебе беда придёт, прибегни к Богу и молись Ему, да избавит тебя. Бог везде и близ тебя. Когда ты и не вслух будешь произносить молитвы, Он скажет: вот Я! «И ты ещё не окончишь молитвы, а Он уже облегчение тебе подаст и избавит тебя от скверных страстей».
Итак, на всяком месте обретается спасение Бога нашего, и Он, как всеведущий, услышит наши молитвы везде и, вездесущий, примет их отовсюду. Поэтому несправедливо говорят, что если нельзя идти в церковь, то как будто бы и совсем нельзя молиться. Мало ли есть мест, где и вовсе нет храмов Божиих? Но кто же, кроме безумного, станет утверждать, что там нет молящихся и спасающихся? А в первые века христианства много ли было храмов Божиих? Их и совсем почти не было в некоторых странах, а между тем первые христиане и в домах, и в подземельях молились, можно сказать, непрестанно.
Молитесь же, где Господь приведёт. Есть тебе возможность посетить храм Божий? Спеши туда; ибо там есть особенное присутствие Божие, и там, может быть, и молитва твоя, подлинно и от примера других, и от благоговейного служения, скорее сделается сердечною и пламенною. Но если нельзя идти в церковь, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6: 6). Аминь («Пролог в поучениях», часть II, с. 627-629).
Материал подготовил Николай Фёдорович Астафьев, член Союза писателей России, Санкт-Петербург
1. "И вне храма спасение возможно...".
Почти ни слова о том, что христиане и есть храмы Божии... Поподробнее бы...
И насчет молитв во время храмовых Богослужений – в смысле словесных, мысленных – тоже поподробнее бы... Если не затруднит, конечно... Синхронность с батюшкой - ? Нет..?
Но главное – то, что Вы ищете дорогу спасения для миллионов современных внехрамовых верующих... Здесь тоже проблем... Личное, индивидуальное, сми-шное, общероссийское... движение к Господу... В БЫТУ... Задачка... Важно то, что в храмах до сих пор делался акцент на Причастии, а у Вас – на МОЛИТВЕ! Конечно, с оговорками... Противоречий нет – скорее наоборот, взаимодополнение... Да и о взаимомолитве, и о внехрамовых службах подумать придется... Но ведь это вопролсы священства... Там их еще у-у-у... Сама постановка проблемы очень важна; работы... Спасибо...