В России экономическое прогнозирование декоративно, а целеполагание отсутствует

Академик Сергей Глазьев о том, как достичь перехода к системной политике развития российской экономики

«Нашей стране необходим переход к системной политике развития российской экономики, которая должна строиться как смешанная стратегия опережающего роста нового технологического уклада, динамического наверстывания в сферах с незначительным технологическим отставанием и догоняющего развития в безнадежно отставших отраслях. Но как этого достичь?» - задается вопросом научный руководитель Центра исследований долгосрочных закономерностей развития экономики при Финансовом университете, академик РАН Сергей Глазьев в статье «Стратегия создания маяков», опубликованной на сайте «Военно-промышленный курьер».

По его мнению, «ключевая идея формирования стратегии опережающего развития – в определяющем становлении базисных производств нового технологического уклада и скорейшем выводе российской экономики на связанную с ним новую длинную волну роста. Для этого необходимо концентрированное вложение ресурсов в перспективные производственно-технологические комплексы, что невозможно без системы целенаправленного управления финансовыми потоками. Создание такой системы, включающей механизмы денежно-кредитной, налогово-бюджетной и валютной политики, ориентированные на становление ядра нового технологического уклада, должно стать стержнем антикризисной стратегии».

Академик считает, что «важное условие её успеха – достижение синергетического эффекта, что предполагает комплексность формирования сопряженных кластеров производства нового уклада и согласованность макроэкономической политики с приоритетами досрочного технико-экономического развития. Для этого формирование антикризисной стратегии должно предусматривать создание в системе государственного управления подсистемы управления менеджмента долгосрочным социально-экономическим развитием. Ведущее значение такой подсистемы связано с ключевой ролью научно-технического прогресса. Необходимым элементом должно стать индикативное планирование, выращивание национальных лидеров – "локомотивов" экономического роста».

По его словам, создание подсистемы управления развитием включает:

развертывание процедур обоснования и выбора приоритетных направлений;

систему стратегического планирования, способную выявлять перспективные направления экономического роста;

формирование каналов финансирования производственно-технологических комплексов нового технологического уклада и сфер потребления их продукции;

настройку макроэкономической политики на обеспечение благоприятных условий инновационной деятельности.

«Эти приоритеты должны реализовываться посредством финансируемых при поддержке государства целевых программ, льготных кредитов, государственных закупок и инструментов государственной экономической политики, - предложил экономист. - А с научно-технической точки зрения – соответствовать перспективным направлениям роста формирования современного технологического уклада и создания заделов становления следующего».

«Государственная поддержка должна характеризоваться двумя важнейшими признаками: обладать значительным внешним эффектом, улучшая общую экономическую среду и условия развития деловой активности, инициировать её рост в широком комплексе отраслей, сопряженных с приоритетными производствами. А значит, создавать расширяющийся импульс роста спроса и деловой активности», - пояснил он.

«С производственной точки зрения государственное стимулирование должно приводить к росту конкурентоспособности соответствующих производств, - считает академик. - С социальной – сопровождаться расширением занятости, повышением реальной зарплаты и квалификации работающего населения, общим ростом благосостояния народа».

По его мнению, к важнейшим приоритетным направлениям относятся следующие:

освоение современных информационных технологий;

развитие биотехнологий в области генной инженерии и других направлений приложения микробиологических исследований, поднимающих эффективность здравоохранения, АПК, фармакологической и других отраслей промышленности;

развитие нанотехнологий и основанных на них средств автоматизации, позволяющих резко поднять конкурентоспособность и эффективность отечественного машиностроения;

создание наноматериалов с заранее заданными свойствами; развитие лазерных и аддитивных технологий;

обновление парка гражданской авиации, износ которого достиг критической величины, на основе организации производства и лизинга современных моделей самолетов отечественного производства;

комплексное развитие ракетно-космической промышленности;

обновление оборудования электростанций, износ которого приближается к критическим пределам, а также модернизация существующих и строительство новых АЭС;

развитие технологий переработки и использования природного газа, ядерного цикла, расширение сферы их потребления;

развитие современных транспортных узлов, позволяющих существенно улучшить скорость и надежность комбинированных перевозок;

развитие жилищного строительства и модернизация ЖКХ с использованием современных технологий;

развитие информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптоволоконной связи, сотовой связи в городах;

модернизация непроизводственной сферы на основе современного отечественного оборудования (диагностические приборы и лазеры для медицины, вычислительная техника для системы образования и т. д.);

применение технологий регенерации тканей, в том числе с использованием стволовых клеток в медицине;

оздоровление окружающей среды на основе современных экологически чистых технологий.

Сергей Глазьев отметил, что «этот перечень приоритетных направлений технико-экономического развития не претендует на полноту и окончательность. Но с него можно начинать формирование и реализацию государственной политики развития».

«Система стратегического планирования должна определять содержание бюджетной, внешнеторговой, промышленной и других составляющих экономической политики государства, которую необходимо увязывать посредством прогнозирования, программирования и индикативного планирования развития экономики страны», - добавил он.

Эксперт считает, что «прогнозирование, программирование и индикативное планирование социально-экономического развития страны должно быть эшелонировано по временному горизонту на год, пять лет и двадцатилетний прогнозный период. В условиях современного НТП субъекты хозяйственной деятельности, органы государственного управления и общество в целом нуждаются в научно обоснованном предвидении будущих тенденций научно-технического и социально-экономического развития. В современных условиях для успешной работы предприятий необходимым является как минимум десятилетний горизонт планирования своего развития».

По мысли автора статьи, «в нынешней системе регулирования экономики прогнозирование социально-экономического развития имеет скорее декоративные функции, а система целеполагания просто отсутствует. Без устранения этих пробелов невозможно сформулировать эффективную систему управления экономическим развитием. Прежде всего, необходимо изменение технологии прогнозирования социально-экономического развития. Экстраполяция прошлых тенденций не должна доминировать при формировании планов. Задача заключается как раз в обратном – переломе сложившихся тенденций, преодолении депрессии и инициировании экономического роста. Прогноз должен определяться сочетанием имеющихся возможностей и желаемых результатов, учитывать закономерности современного экономического развития, начинаться с формирования четких целей, инвентаризации имеющихся ресурсов, мер государственного регулирования».

«В зависимости от временного горизонта содержание индикативных планов должно различаться. В годовом цикле прогнозирования индикативное направление должно включать характеристику всех основных макроэкономических параметров (ВВП, занятость, платежный баланс, инвестиции, инфляция, обменный курс рубля и т. д.) и инструментов экономической политики (процентные ставки, налоги, таможенные тарифы, бюджетные расходы, в том числе государственных закупок, нормативы амортизации, регулируемые цены, доходы, государственные инвестиции, приоритеты и нормативы работы институтов развития и т. д.). Частью технологии индикативного планирования на год является формирование государственного бюджета», - подчеркнул экономист.

По его мнению, «важная задача пятилетнего цикла – выявление ожидаемых диспропорций и узких мест, затрудняющих социально-экономическое развитие страны. Другая задача – поиск новых возможностей, открывающихся вследствие глобального НТП и структурных изменений мировой экономики».

«Двадцатилетний горизонт имеет своей целью ориентацию долгосрочного развития страны на фоне глобальных тенденций НТР с целью определения стратегических направлений повышения конкурентоспособности национальной экономики, - пояснил он. - Ключевое значение при этом имеют прогнозирование прорывных направлений НТП и моделирование нового технологического уклада, формирующих траекторию будущего экономического роста. Планируемые для этого меры и направления государственной экономической и научно-технической политики должны отражаться в Концепции социально-экономического развития».

«В отличие от административных директив, планировавшихся сверху в централизованной плановой системе, индикативные планы и программы развития экономики нового уклада не должны содержать принудительно устанавливаемые и обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами задания. Плановые ориентиры необходимо разрабатывать с участием и с учетом предложений деловых кругов и научного сообщества. Сама процедура разработки плана преследует цель формирования общенационального консенсуса в отношении приоритетов социально-экономического развития страны и опирается на работу институтов социального партнерства», - рассказал автор статьи.

«Дополняя механизмы рыночной конкуренции стратегическим планированием, государство содействует снижению неопределенности и неустойчивости рыночной конъюнктуры, помогает предприятиям ориентироваться в перспективах развития производства и вовремя осуществлять перераспределение капитала в освоение новых технологий и рынков сбыта. Индикативные планы не препятствуют свободному целеполаганию самостоятельных хозяйствующих субъектов, а выполняют для них функцию маяков, указывающих перспективные направления изменения экономической конъюнктуры и экономической политики», - пояснил эксперт.

«Критически важной задачей при формировании долгосрочной стратегии развития страны является чёткое, увязанное с имеющимися ресурсами определение технологических направлений, где целесообразна ставка на лидерство, догоняющее развитие или динамическое наверстывание, - отметил он. - В условиях технологической многоукладности российской экономики оптимальной является смешанная стратегия с элементами стратегии лидерства там, где имеются конкурентные преимущества, и элементами стратегии модернизации экономики там, где требуется восстановление инженерного и конструкторского потенциала».

Сергей Глазьев полагает, что «для эффективности работы системы стратегического планирования необходимо ввести нормы ответственности за достижение планируемых результатов и связать с ней инструменты макроэкономической политики. Решение первой задачи требует установления правовых норм экономической ответственности организаций и административной ответственности руководителей за выполнение целевых показателей развития. Вторая предполагает формирование регулируемых государством контуров управления налогово-бюджетной, денежно-кредитной и налоговой политики».

«Ориентация налогово-бюджетной политики на цели развития предполагает снижение налоговой нагрузки на все виды инновационной и высокотехнологической деятельности, а также приоритетное выделение бюджетных ассигнований на поддержку критически значимых для становления нового технологического уклада государственных расходов», - пишет экономист.

Академик РАН считает, что в «налоговой сфере следует исходить из структуры формирования национального дохода, основным источником которого в настоящее время является природная рента. Для ее изъятия государством как собственником недр обычно применяется налог на дополнительный доход у недропользователей, который в России подменен налогом на добычу полезных ископаемых. Однако последний по законам рыночного ценообразования включается в цену продукции и фактически является налогом на потребление энергоносителей и природного сырья, ухудшая конкурентоспособность обрабатывающей промышленности. В отечественных условиях лучшим способом изъятия природной ренты в доход государства являются экспортные пошлины, которые не обременяют внутреннее потребление».

«Еще один фундаментальный недостаток налоговой системы – универсальное налогообложение доходов граждан по ставке вдвое ниже налога на прибыль предприятий. Это нарушает базовый для общественного сознания принцип социальной справедливости и стимулирует переток доходов из производственной сферы в потребление, - пояснил эксперт. - Необходим налоговый маневр по введению прогрессивной ставки налогообложения доходов, компенсируемый введением ускоренной амортизации, снижающей налогообложение прибыли, направляемой на приобретение оборудования. Это позволит увеличить объем инвестиций на пять триллионов рублей при восстановлении общественной поддержки фискальной политики государства».

«Переживаемая в настоящее время технологическая революция требует освобождения от налогообложения всех расходов на НИОКР, - считает он. - Многие страны выплачивают налоговые премии предприятиям, реализующим инновационные проекты в перспективных направлениях роста нового технологического уклада. Исходя из его структуры и опыта передовых стран необходимо как минимум полуторакратное увеличение государственных расходов на здравоохранение и образование, являющихся несущими отраслями нового технологического уклада, а также двукратное увеличение ассигнований на НИОКР».

Академик РАН убеждён, что «увеличение финансирования следует концентрировать на перспективных направлениях развития нового технологического уклада, в которых российские организации имеют конкурентные преимущества. В частности, необходимо на порядок увеличить финансирование научных разработок в сфере молекулярной биологии, генной инженерии и клеточных технологий, изготовления нанотехнологического оборудования, цифровых, лазерных и аддитивных технологий, гелиоэнергетики, нанопорошков и новых материалов».

По его мнению, «очевидным направлением бюджетных расходов с высокой экономической эффективностью является модернизация транспортной, телекоммуникационной, энергетической и жилищно-коммунальной инфраструктуры. Многие критически важные для становления нового технологического уклада расходы, включая финансирование фундаментальных и поисковых исследований, могут быть осуществлены только при бюджетной поддержке. Важной составляющей бюджетной политики должна стать ориентация госзакупок на приобретение высокотехнологической продукции главным образом отечественного производства».

Сергей Глазьев полагает, что «в период реализации антикризисной политики не следует жестко ограничивать дефицит бюджета, финансируя его за счёт внутренних источников и покрывая рост государственных заимствований путем эквивалентной эмиссии денег на рефинансирование коммерческих банков под залог гособязательств. При этом доходность последних не должна превышать среднюю норму прибыли в обрабатывающей промышленности. Именно таким образом действуют все развитые страны – эмитенты мировых валют».

«Например, основным каналом денежной эмиссии ФРС США (до 95%) и Банка Японии (около 85%) является покупка государственных долговых обязательств на внутреннем рынке. Европейский центральный банк эмитирует триллионы евро под покупку государственных обязательств стран зоны евро, а в антикризисных целях – даже облигаций системообразующих корпораций. Одновременно центральные банки осуществляют льготное рефинансирование банков-агентов правительства под гарантированные государством инвестиционные проекты, ипотеку, национальные и региональные программы. Причем денежная эмиссия под государственные обязательства осуществляется на длительные сроки (до 30–40 лет), в течение которых купленные ЦБ бумаги хранятся у него на балансе, а выпущенные под них деньги работают в экономике», - отметил он.

«Незначительная роль, которую играют в настоящее время российские госбумаги в формировании рублевой финансовой системы (менее 5% накопленной рублевой эмиссии Банка России), а также расширяющийся объем долговых обязательств российского правительства в евро указывают на чрезмерную зависимость России от мировой конъюнктуры и внешних источников финансовых ресурсов, - подчеркнул автор статьи. - С другой стороны, показывают большие возможности расширения российской финансовой системы на национальной основе. Для расширения рынка государственных заимствований необходимо прекратить использование облигаций и депозитов Банка России, вернув их владельцам вложенные средства».

«В отечественных условиях лучшим способом изъятия природной ренты в доход государства являются экспортные пошлины, которые не обременяют внутреннее потребление», - заключил Сергей Глазьев.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Сергей Глазьев:
«Стратегическое управление носит имитационный характер»
Как разорвать порочный круг самоуничтожения российской экономики
24.06.2020
Дешёвые деньги для экономики
«Кейнсианские» методы стимулирования спроса не обеспечат выход из рецессии
18.06.2020
Все статьи автора
"Мировой экономический кризис"
«Стратегическое управление носит имитационный характер»
Как разорвать порочный круг самоуничтожения российской экономики
24.06.2020
«Ситуация "заточена" на уничтожение любого бизнеса»
Эффективность снижения ключевой ставки ЦБ РФ сильно преувеличена
24.06.2020
Набиуллина указала депутатам на их место
Выступление председателя Центробанка в Госдуме было поддержано народными избранниками
24.06.2020
Настоящее обнуление впереди.
Чем станет РФ в ближайшие годы
23.06.2020
Смерть мозга «цивилизованного Запада»
Заявления президента Макрона тому только в подтверждение
23.06.2020
Все статьи темы
"Санкции Запада и ответ России"
Россия не вошла в список стран, с которыми с 1 июля ЕС откроет границы
Послы ЕС согласовали список из 18 стран для открытия границ
27.06.2020
«Стратегическое управление носит имитационный характер»
Как разорвать порочный круг самоуничтожения российской экономики
24.06.2020
«Ситуация "заточена" на уничтожение любого бизнеса»
Эффективность снижения ключевой ставки ЦБ РФ сильно преувеличена
24.06.2020
На что Россия тратит нефтедоллары.
Утверждены проекты
22.06.2020
Все статьи темы
"Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия?"
Кировский тупик
Митрополита Вятского Марка вынуждают запретить Великорецкий крестный ход
29.05.2020
«Человек духовный не может жить без храма Божия»
По словам митрополита Варсонофия, после пандемии не нужно бояться снова возвращаться в наши намоленные храмы, чтобы здесь ощущать связь с Отцом нашим Небесным в таинствах Исповеди и Причастия
30.06.2020
Патогенные вирусы - оружие террористов
«Воины джихада» и американские биолаборатории несут реальную угрозу человечеству
30.06.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему нельзя строить культуру на рыночных отношениях?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-07-01 00:47
Что мог сказать Бог товарищу Сталину?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-07-01 00:27
Россия в Болонском процессе: был ли внешний диктат?
Новый комментарий от Леонид
2020-06-30 21:27
Ответ каббалиста Грефа режиссёру Михалкову
Новый комментарий от Русский Иван
2020-06-30 20:03
Тайна молчания Государя
Новый комментарий от Русский Иван
2020-06-30 19:47
Мистика войны
Новый комментарий от Русский Иван
2020-06-30 19:39