«Если мы хотим выжить - нам надо научиться защищать себя,
свою веру, свои святыни...»
Митрополит Иоанн
Как жить, как спасаться в наши сложные времена - задаемся мы вопросом, - когда секулярный, расхристанный мир, забывший Бога или даже борющийся с Ним, подступает ко всякой верующей душе с новыми, невиданными искушениями, тонкими и коварными гонениями, лукавыми подменами и прямыми угрозами и устрашениями?!
Обратимся к творениям приснопамятного Владыки Иоанна (Снычева), митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. «Мое мировоззрение сегодня апокалипсично. Приближается кончина века, - произнес он в интервью газете «День» почти тридцать лет назад, - весь ход событий в мире свидетельствует о приближении “человека греха, сына погибели, противящегося и превозносящегося выше всякой святыни”, по словам апостола Павла, то есть, приближается тот, кого мы, христиане, называем антихристом».
А в статье «Тайна беззакония», опубликованной в 1992 году, Владыка Иоанн писал: «Процесс апостасии, разложения живого и цельного христианского мироощущения, предсказанный Господом Иисусом Христом почти два тысячелетия назад, близок к завершению. По всей видимости, Бог судил нам стать современниками “последних времен”. Антихрист как реальная политическая возможность наших дней уже не вызывает сомнения».
О «бешено ведущейся сегодня подготовке к пришествию антихриста» неоднократно предупреждал Владыка во многих своих трудах, прямо указывая, какие силы и с какой целью готовят это пришествие.
Не раз говорил митрополит Иоанн ещё в начале 90-х годов прошлого столетия и о «лихорадочных попытках включить Россию в процесс формирования мировой наднациональной государственности, а говоря проще - грядущей всемирной диктатуры - под знаком ли ООН, НАТО или другим каким, не имеет значения». Владыка предупреждал: «Давно и упорно за кулисами мировой политики ведется активная деятельность по созданию международного, наднационального центра управления - сверхправительства, которое должно сосредоточить в своих руках колоссальную идеологическую, политическую и экономическую власть над “мировым сообществом”». Возглавить этот «общемировой дом», по замыслу его строителей, и должен будет грядущий мировой диктатор, указывал Владыка.
Владыка Иоанн прямо говорил, что за силы рвутся к мировому господству: «Это, прежде всего, транснациональная финансовая олигархия. Эта немногочисленная группа крупнейших, наиболее богатых монополистов, олицетворяющая господство спекулятивного капитала. Политическая стабильность и материальное благополучие Запада держится на безудержно растущем потреблении. Снижать его нельзя... Но такая экономическая политика может держаться лишь на ограблении беднейших стран в пользу наиболее “промышленно развитых”. “Золотой миллиард”, населяющий эти “развитые” страны, требует для себя все больших и больших ресурсов. Где же их взять? Конечно, в тех государствах, которые по разным причинам до последнего времени не были включены в сферу экономического притяжения Запада. Именно они должны стать новыми источниками сырья и дешевой рабочей силы. Стоит ли говорить, какая участь в этом новом “международном разделении труда” уготована России?.. Правильно - плачевная участь дойной коровы, которую будут кормить, лишь бы она до поры до времени не сдохла с голода... Не поэтому ли порабощение Руси - мечом ли, лукавством, - вот конечная цель “цивилизованного” мира, точнее: тайных сил, уже господствующих там и рвущихся к господству здесь». Сегодня мы видим наяву, что многие мечты и планы сил, стремящихся к полному господству над миром уже осуществлены...
Указывал митрополит Иоанн и другую - духовную причину нападок злонамеренных сил на Россию. Неоднократно подчеркивал он, что Россия - «подножие Престола Божия», по милости Господа нашего Иисуса Христа и Его особому смотрению - хранительница и защитница Православной веры. Этим и обусловлены драматизм и напряженность всей нашей истории. «Вот вам и загадка русской истории, - писал он. - Сознавая себя благодатной хранительницей истин веры, религиозно-нравственных ценностей Православия, Россия неизбежно стала средоточием, узловым пунктом вселенской борьбы добра и зла, притязающего на бессмертную душу человека»... Именно вера Православная веками сдерживала натиск врага спасения на человечество. Вспомним, что вся державная мощь Руси держалась на «камени веры». Россия была чуть ли не единственным государством, где даже право опиралось на Закон Божий. «Потому-то все силы зла, вся бездна ада, - горя безумной ненавистью к Богу и завистью к спасаемому человечеству, - прилагает неимоверные усилия, дабы уничтожить ненавистное Православие, исказить, обессилить его, развратить православный народ и сокрушить национальную государственность, являющуюся оградой церковной», - писал Владыка.
Святитель подчеркивал: «По многим признакам можно судить, что сегодня эта многовековая брань близка к кульминации. Так стоит ли удивляться бесчисленным ранам, полученным нами в сей яростной борьбе? Стоит ли дивиться царящему безверию и духовной немощи, когда Сам Господь предрек, что лишь “малое стадо” сохранит Ему верность среди гонений и соблазнов “последнего времени”?» При этом он напоминал: «“Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть (Мф. 24: 6)”, - предупреждает нас Священное Писание... Возлюбленные! К нам обращены эти слова! Дабы мы, будучи предупреждены и подготовлены, не сломались бы, не возмалодушествовали и не соблазнились...»
Сегодня, когда натиск врага спасения чрезвычайно усилился, можно услышать то там, то тут, что если всё предопределено и должно совершиться, то что же здесь поделаешь - ход истории не остановишь. И на эти недоумения отвечает приснопамятный Владыка Иоанн: «Ход истории зависит не от нас. Но от нашего выбора зависит то место, которое мы займем в её течении. То ли, руководимые Законом Божиим и совестью, мы осознаем свой личный религиозный долг как частицу всенародного служения, промыслительно определенного нам неисповедимыми судьбами Божиими; то ли, боясь лишений и тягот этого пути, отречемся. Тогда - неизбежное отлучение от благодати и соучастие в “тайне беззакония” мира сего лишат всякой надежды на помощь Божию и личное спасение».
Обращаясь к нам, митрополит Иоанн напоминает: «Православие не есть голое учение, оно есть прежде всего подвижничество... Здесь являет человек свою действительную - не показную - готовность взять крест и следовать за Христом. Если устоим на этом пути - ничто не страшно: никакие силы, никакое коварство, никакая власть. Ибо таковых - ревнующих о спасении и делами свидетельствующих свою верность - хранит Господь, говоря: “У вас же власы главные изочтены суть” (Мф. 10: 30)».
Как светло и укрепляюще звучат сегодня слова незабвенного Владыки Иоанна: «Ни единый волос не упадет с головы таковых воинов Христовых без Божиего на то соизволения - бережет Господь верных Своих, искушая скорбями, очищая, как золото в горниле. Доколе останутся в народе русском подвижники (а это не дело “избранных” - удел каждого верующего), будет нерушимо стоять Русское Православие... Мир стоит молитвами праведников, и доколе не пресечется златая цепь преемства угодников Божиих на Земле Русской, будет жив народ наш и несокрушима держава».
Неоднократно указывал Владыка Иоанн, что, прежде всего, нужно уметь отличать правду от лжи, добро от зла, искренность от лицемерия, добродетель от порочности, благонамеренность от беззакония - чтобы не согласиться со злом хотя бы внутренне, чтобы отвратиться от зла, чтобы не поглотиться им, чтобы не стать его соучастником, его орудием и проводником.
Названия многих трудов митрополита Иоанна (Снычева) говорят сами за себя: «Обличать зло!», «Любовь не должна быть слепой», «Будь верен до смерти...», «Церковь не может поддерживать беззаконие», «Смирение не есть безволие».
Сам митрополит Иоанн (Снычев) жил во времена воистину драматические и противоречивые, требующие особой духовной зоркости и напряжения всех человеческих сил. Он застал жёстокие гонения на Православие, на Церковь и её верных чад. А позже - воочию переживал трудное и радостное, долгожданное возвращение русского народа к вере, внеся и словом, и реальными делами свой неоценимый вклад в возрождение церковной жизни и духа наших соотечественников в русле священных истин. Испытал горечь распада великой Державы и очередного слома российской государственности, принесших крах экономики, и разделение многочисленных народов нашей страны, спаянных многовековой историей. Боролся с разрушительным воздействием на умы наших сограждан идеалов потребительства, безнравственности и духовной пустоты, хлынувших из «свободного» западного мира. Стал неравнодушным свидетелем катастрофических событий 1991-го и 1993-го годов, смуты и «волчьей» жестокости, всё больше утверждавшихся в современном обществе. Во времена распада, раздоров и кризисов владыка Иоанн (Снычев) явил себя не только как пастырь добрый и истинный сын нашего земного Отечества, но и как духовный вождь и наставник для нескольких поколений русских людей.
Владыка Иоанн сумел дать ответы на многие сложные вопросы своего времени, приподняв завесу прошлого и заглянув в будущее. Говорил Владыка, не взирая на лица, не страшась злобы, осуждения и наветов. «Битва за Россию» - кто не знал тогда этого замечательного труда митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна! Битвой за Россию и было всё служение приснопамятного Владыки.
Многое из того, что говорил, писал и предвидел митрополит Иоанн уже сбылось, многое сбывается на наших глазах. То, что кому-то хотелось считать всего лишь «конспирологией», «фантастикой», «теорией заговоров», стремительно, властно и агрессивно уже вошло в жизнь государств и человеческих сообществ на всей планете. «Ложь демократии» и то, что скрывалось за маской демократии, оказались заменены и продолжают заменяться на совсем другие способы управления странами и народами. Когда-то, в те, как будто далекие 90-е годы, Владыка Иоанн привел в одной из своих работ «Русский узел» слова Дэвида Рокфеллера, крупнейшего американского банкира и одного из самых богатых людей, сказанные им на одном из заседаний Бильдербергского клуба в июне 1991 года: «Мир сегодня уже более совершенен и более предрасположен к созданию единого мирового правительства... Сверхнациональная власть интеллектуальной элиты и мировых банкиров более предпочтительна, нежели право народов на самоопределение, которому мы следовали в течение веков». «Нужны ли комментарии?» - такими словами сопроводил тогда это откровенное высказывание митрополит Иоанн.
Нужны ли комментарии? - можем сказать и мы ныне, когда система жёсткого контроля и управления человеческим обществом и каждым человеком в отдельности всё более накрывает страны и государства, грозя перейти в откровенный тоталитаризм. Дезинформация, физическая сила и новейшие цифровые технологии, вплоть до искусственного интеллекта, становятся орудием управления. Последние десятилетия во всех странах мира принимаются и осуществляются на практике одни и те же законы, идет разрушение традиционных норм морали и общепринятых правил человеческого общежития, образования, семьи; нивелирование половой принадлежности, обрушение национальных экономик и всех институтов, что делают государство государством. Ну, а сегодня человечество, которому князь мира сего давно уже предлагает обменять свою свободу на безопасность от внешних угроз, столкнулось с невиданными доселе проблемами. Нахлынувший в связи с объявленной в мире пандемией нового простудного заболевания полный, тотальный контроль со стороны государственной власти во всех странах мира над всеми сферами жизни общества, грозит полной ликвидацией конституционных свобод и прав граждан. И не только классических конституционных, но и естественных, данных Самим Творцом человеку при его сотворении. Ни пройти, ни проехать, ни выйти из дома, ни двигаться, ни работать, ни дышать в полной мере, ни общаться... ни помочь ближнему... Ни купить, ни продать... Не напоминает ли это времена, описанные святым апостолом Иоанном Богословом в таинственной книге Откровения? Сегодня воистину «уже позже чем мы думаем». Срочно идет сбор генетического материала, власти всех стран грозят своим гражданам вакцинацией и чипизацией. Как будто идет повсеместная инвентаризация оцифрованного человечества и его сортировка. Недаром же на одном из форумов высоких продвинутых айтишников было произнесено неведомое ранее слово - «людеардеры», обладатели банков персональных данных и владельцы человеческих ресурсов. Столь явное зло впервые навязывается человечеству с такой откровенностью. Человеческая история ничего подобного ещё не видела.
Между тем, речь всё более часто идет о том, что объявленная пандемия пройдет, а новый образ жизни людей и тотальная система слежки и управления останется. Более того, поговаривают уже и о том, что «самоизоляция может стать пожизненной и добровольной», а «виртуальная реальность станет частью повседневной жизни людей», «подготовьтесь к новой реальности». Одни предполагают, что время глобализма закончилось. Другие предупреждают, что он вошел в последнюю свою фазу, когда внешне разрозненные и разобщенные государства, человеческие сообщества и отдельные люди управляются из единого центра уже в виртуальном пространстве...
Для православных верующих людей на всей Земле сегодня настали времена особых испытаний: новые гонения на веру под благовидным предлогом и попытки строителей цифрового Вавилона навязать реформирование канонической и догматической областей Вселенского Православия. Как ещё по-другому можно расценивать властное давление и грубое вмешательство в саму внутреннюю - церковную и каноническую жизнь Православной Церкви? Гонения на Православие были всегда, но такого безапелляционного и оскорбительного вмешательства в область самого святого, священного в жизни Церкви и человеческого духа никогда не было. Отношение архитекторов «нового дивного мира» к сфере духовной жизни людей, - к основам веры, к Церкви, к церковным Таинствам и святыням, к тому, чего не положено касаться «внешним» - к церковным правилам и постановлениям Вселенских Соборов и святых отцов говорит о многом. И как здесь не вспомнить, что учение Православной Церкви предупреждает, что антихрист воссядет в храме Божием и потребует себе поклонения.
Владыка Иоанн (Снычев) разъясняет, что евангельское предупреждение - «Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство» (Мф. 24: 7) - это пророческое предупреждение не о мировых войнах, как думают многие. Он говорит: «В них участвовали многие народы и царства, здесь же говорится о двух». И объясняет, что речь идет о противостоянии, о духовной брани в последние времена между народом Божиим - православными христианами и народом беззаконным - богоборцами и лжеучителями, предтечами антихристовыми, соучастниками “тайны беззакония”». «Но не будем унывать, - говорит Владыка, - вспомним обетования Божии: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют её» (Мф. 16: 18).
В интервью газете «Вера» в 1993 году Владыке Иоанну был задан вопрос: возможны ли компромиссы в вопросе веры, где границы и пределы, через которые не должен переступать верующий человек? Чем может поступиться Церковь, если ей придется сотрудничать по каким-то вопросом с теми, чьи взгляды она не разделяет?
«Безоговорочно принимать верующий человек может лишь то, что соответствует церковному вероучению, что не противоречит его христианской совести, - отвечал Владыка. - Глас Божий звучит в душе любого из нас, надо лишь прислушаться к его поучениям. К сожалению, такая христианская область “безоговорочно приемлемого” в нашей современной жизни чрезвычайно мала. “Мир лежит во зле” (Ин.5: 19) - это изречение Священного Писания сегодня верно как никогда. Так что каждому, желающему спастись, следует быть чрезвычайно осторожным и бдительным, дабы не принять в сердце свое “волка вместо пастыря”. Мириться, а говоря точнее - смиряться, надо во всех случаях, когда обстоятельства не требуют от нас прямого попрания заповеди... В то же время надо твердо помнить, что истинное христианское смирение не имеет ничего общего с безволием, соглашательством, попустительством злу. Смирения христианина заканчивается там, где возникает опасность попрания святынь веры, осквернения заповедей Божиих, угроза благодатному устроению жизни». При этом он предупреждал: «Но всё непременно надобно делать с разумом, опасаясь порывов страсти, которая и благое дело может обратить во зло».
А в беседе с редактором газеты «Завтра» в 1994 году на подобные вопросы митрополит Иоанн ответил: «Пока неизбежные компромиссы не возмущают вашей совести, но способствуют согласной деятельности на общую пользу - они не только возможны, но и необходимы... Важно лишь внимательно следить, чтобы компромисс действительно способствовал пользе дела, а не личной выгоде. Главное тут - не допустить внутренней лжи, лукавого лицемерия.
И уж совершенно недопустимым становится какое-либо согласие тогда, когда оно требует от человека, чтобы он поступился ради этого святынями веры. Здесь - никаких компромиссов не может быть. Господь требует безусловной верности. “Будь верен до смерти, - говорит Он в Священном Писании, - и дам тебе венец жизни” (Апок. 2: 10). Потребуется пострадать - имущественно или телесно – не отрекайся, прими испытание спокойно и мужественно, и Господь воздаст тебе сторицей. Если случится, иди на муки и на смерть: вера твоя спасет тебя и не посрамит, поможет победить все искушения и скорби. “Побеждающему дам сесть со Мной на престоле Моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем Моим на престоле Его” (Апок. 3: 21), - свидетельствует Христос, “свидетель верный и истинный”».
Митрополит Иоанн неоднократно подчеркивал: «Вера должна быть правой и непорочной, то есть, точно такой, какую принес на землю Сам Спаситель мира и которую Он передал святым апостолам и Церкви Своей... Этой вере всем нам необходимо следовать неотступно и содержать её неизменно».
Владыка твердо верил в богохранимость России, в непоколебимость Церкви Православной в благодатную помощь Божию Русской Земле - Уделу Пресвятой Богородицы, верил и в нерастраченную силу русского духа. Но всегда подчёркивал, что спасение земного Отечества, как и личное спасение каждой души, зависит ещё и от самого человека - его реальных дел, его выбора, его силы веры. Он неоднократно указывал, что от нашего произволения зависит, станет ли наш дальнейший путь «дорогой к преображению Руси и русскому Воскресению или приведет к мрачной пропасти духовной и физической погибели». «Возлюбленные, стойте в вере, мужайтесь, укрепляйтесь в добрых делах, храня верность Святому Православию и Бог мира да будет со всеми вами! Аминь!» - обращается к нам сегодня Владыка Иоанн.
Лариса Пахомьевна Кудряшова, русский православный поэт и публицист
5. 5
4. Спасибо...
3. Смелая женщина
2. Ответ на 1, Русский Сталинист:
1. Вопрос