В лекциях по истории права для студентов и широкой публики я всегда в качестве примеров использую историографию битвы при Калке и Куликовской битвы.
Битва при Калке, 7 июня 1223 г. Сражение между объединённым русско-половецким войском и монгольским корпусом. С той и с другой стороны участвовало приблизительно равное количество воинов. Несмотря на превосходящую над противником военную подготовку основные русские силы были разбиты. Всем известен факт, что до нашествия Русь по интеллектуальному уровню в среднем превосходила европейские страны, но, тем не менее, битву проиграла.
Куликовская битва, 8 сентября 1380 г. Решающее сражение между объединённым русским войском во главе с московским великим князем Дмитрием Донским и войском хана Золотой Орды Мамая. Это день победы русских полков над монголо-татарскими войсками.
Учёные-историки утверждают, русская государственность пришла с Куликова поля. На чём основано это утверждение? Известно, что на Куликовом поле защитников Русского государства было в 4 раза меньше, чем нападавших. И, тем не менее, русское войско победило. Причём отстаивать свою государственность пришёл простой люд - ремесленники и крестьяне. Он-то и составил основную массу войска.
Что же произошло в период между битвой при Калке и Куликовым поле? Этот отрезок времени характеризуется активным строительством православных храмов и монастырей, распространением среди народа православных ценностей. Страна была приведена к единому Образу, единым ценностям - православным, без которых воспитание русского человека было бы ущербным. И по сей день такие основные понятия, как Добро, Зло, Любовь, Долг, Семья, Отечество, остаются неизменными и не теряют своего значения. Трудно переоценить вклад в дело победы игумена Земли Русской преподобного Сергия Радонежского. Духовный собиратель русского народа, величайший подвижник Земли Русской Сергий Радонежский явился вдохновителем победы московского князя Дмитрия Донского на Куликовом поле. Благодаря ему русское войско победило в этой битве. Поэтому и говорят, что русская Держава, русская государственность пришла с Куликова поля.
Конечно же, решающая роль в этом отводилась воспитанию. Что такое воспитание? Это усвоение ценностей. В те времена проводником государственных ценностей выступала Церковь: население получало информацию, обучалось и воспитывалось в храмах и монастырях. Церковь сеет праздники. Основная идеология Церкви - возлюби своего ближнего, как самого себя, и соборность. Соборность - это совместное решение всем миром своих проблем. Вот это самые главные ценности.
Они реализовывались через сонм святых, которых почитали, вспоминали в церковных праздниках. Мы есть то, что мы празднуем. Вот у нас величайший праздник достижения русского духа, советского духа - 12 апреля. Это не просто человек полетел в космос, с этого времени начался новый этап развития человечества. СССР вышел в космос. Совершенно другой уровень и по духовному значению. А мы этот праздник не отмечаем на должном уровне. К сожалению.
Что такое автономия согласно закону о национально-культурных автономиях и закону о культуре? Автономия - это организационная форма реализации народа, изучающего, распространяющего свои культурные ценности. Только форма. Автономия - это не организация, как говорят некоторые. Это форма распространения, изучения и празднования, усвоения культурных ценностей. Религиозные и культурные ценности делают народ народом. Если забываются культурные ценности, в частности не отмечаются праздники через различные мероприятия, то народ исчезает. Происходит атомизация, разрушение, человек становится полностью зависим от транснациональных компаний. То есть человек в современных технологиях становится средством для достижения каких-то целей, а те, кто внедряет эти технологии, к себе их не спешат применять, они предназначены для других.
Возьмём Европу. Она ратует за права человека, за священное право собственности, но это касается системного права, когда это их собственность и их права. А когда это касается других стран и народов, она напрочь забывает про какие-то бы ни было права. Это начинается с нацистов, которые пришли «поделить по справедливости» нашу собственность в обмен на свои «европейские ценности», захватить наше имущество, наши природные богатства.
Так вот, празднуя, отмечая, мы объединяем народ по образу и подобию Бога, а не по единомыслию, как на протяжении 70 лет сводили всё к единомыслию. К единому образу Россия пришла к началу Куликовской битвы, поэтому и выстояла, то же самое произошло и в Великую Отечественную войну.
В 1942 г. проводили опрос: «Веруете ли вы в Бога?». 70% бойцов Красной Армии, зная, что их могли и преследовать за это, признали себя православными.
Стремлением к самосохранению (особенно в сложное для страны время) продиктован и интерес общества к своей истории, бытованию народа, творчеству. Вот возьмём праздник День Державы. Из названия видно, что он имеет патриотическую направленность. Цель мероприятия - воспитание у граждан преданности и любви к Отчизне, её историческому и культурному наследию. Инициирован общественниками и поддерживается властными структурами. Для нас он пока относительно новый, хоть и отмечается с 1998 года. Посвящён двум событиям государственной важности - рождению Русского государства (8 сентября 862 г.) и победе русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (8 сентября 1380 г.).
Примечательно также, что День Державы празднуется в День Рождества Пресвятой Богородицы - 8 (21) сентября. Этим организаторы обозначили свою мировоззренческую позицию. Согласно православным воззрениям, Пресвятая Дева Мария является заступницей православных христиан, покровительницей России. Именно в день её Рождества свершались знаменательные события в истории нашей Родины.
У рядовых граждан на протяжении полутора десятка лет (т.е. с 1998 г.) не пропадает, а в последнее время даже и усиливается интерес к истории родного государства, истокам творчества. Более того, количество общественных организаций в различных населённых пунктах, желающих отмечать День Державы, растёт. В чём же дело? Думаю, что люди ищут в историческом прошлом своей Родины ответы на бросаемые в современном мире вызовы. Почему Русское воинство в сражении с ханом Мамаем в битве на Куликовском поле одержало победу, хотя по численности было значительно меньше? Повторюсь. Да потому, что страна ко времени битвы была приведена к единому Образу, единым ценностям - православным ценностям. Оттого и выстояла.
31 декабря 2015 г. Президентом Владимиром Путиным была утверждена Стратегия национальной безопасности России (она пришла на смену документу, принятому в мае 2009 г.). Одной из стратегических целей обеспечения национальной безопасности в области культуры являются сохранение и приумножение традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества.
Стратегия относит к традиционным российским духовно-нравственным ценностям приоритет духовного над материальным, защиту человеческой жизни, права и свободы человека, семью, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.
Однако надо помнить, что базовой основой этих ценностей, несмотря на светский характер нашего государства, является Православие, ибо сами по себе, в отрыве от христианской морали, они превращаются в обыкновенные понятия. Именно православные ценности выступали и должны выступать в качестве жизненных норм и правил наших соотечественников, что будет содействовать самостоятельности государства и поможет отразить любые угрозы.
Александр Иванович Усольцев, правовед, независимый эксперт Министерства юстиции РФ