«Левый поворот», православный социализм и евразийство

К вопросу об основах русской идеологии

Бывший СССР  Православный социализм 
0
3728
Время на чтение 8 минут

Мой ответ на сомнения и недоумения Владимира Янчевского (см. «Государство является реальной оградой Церкви») вызвал несогласие у некоторых наших авторов и читателей, что можно заметить и по публикациям Русской Народной Линии (я никогда не был противником конструктивной и уважительной полемики, даже если критиковали меня лично), и по высказываниям на форуме и в социальных сетях. Наверное, в этом виноват я, потому что не предусмотрел, что надо было яснее высказаться по некоторым вопросам, иначе возникнет недопонимание. Хотя жанр ответа на вопросы и замечания Владимира Янчевского и не предполагал детальных пояснений по вопросам, не поднимавшимся в его письме. Теперь вижу, что есть необходимость дать такие пояснения.

Итак, по пунктам.

Пункт первый. Неизбежен ли «левый поворот»? Некоторые в этом сомневаются, некоторые считают, что левый поворот – это возвращение к советским временам со всеми их «прелестями». А для кого-то «левый поворот» — это исключительно реализация идей Сергея Кургиняна (проект СССР 2.0), неприемлемых для православных.

На мой взгляд, «левый поворот» неизбежен. Об этом свидетельствуют как настроения в обществе, так и популярность и политиков левого толка, и левых идей. В конце концов, об этом свидетельствует растущая популярность Иосифа Виссарионовича Сталина в обществе, несмотря на оголтелую и массированную дискредитацию его имени. Причём, если так называемые демократы 90-х годов утверждали, что ностальгия по СССР — удел старшего поколения, что, мол, оно вымрет и таковых не останется, то сегодня мы видим, что левые идеи набирают популярность именно среди молодёжи. А это уже серьёзный социологический факт, которые свидетельствует о том, что идеи социальной справедливости, сильного патерналистского государства, заботящегося о своих гражданах, идеи, которые и принято называть «левыми», можно сказать, в крови у русского народа, они в нашем менталитете. Собственно, большевики и утвердились у власти, потому что марксистские идеи оказались в соответствующей обработке Ленина и Сталина совершенно органичными для русского национального характера, чего не поняли и не понимают противники большевиков.

Сейчас, на мой взгляд, вопрос стоит только так: либо левый поворот возглавит государственная власть, либо левый поворот произойдет путем смены власти, в том числе через социальные протесты, возможно, и насильственным путём. Это, действительно, очень серьёзно. Я, разумеется, хотел бы, чтобы «левый поворот» возглавила власть. Я противник всяческих революций, социальных потрясений, бунтов. Ничего хорошего они нам не приносили и не принесут.

Что означает — «левый поворот» возглавит власть? Это значит, что власть всё-таки реализует те требования патриотической общественности (кстати, и лево- и право-патриотической), которые уже звучат на протяжении последнего времени. Речь идёт, прежде всего, о деоффшоризации экономики. А для того, чтобы произошла деоффшоризация экономики, необходима национализация Государственного банка России. Только национализированный Госбанк сможет выдавать экономике дешевые кредиты и вынудит экономическими мерами представителей бизнеса вернуть свои капиталы в Россию. Это очень серьёзный шаг. Этот шаг, конечно, требует осмотрительности и основательности. Но его необходимо делать, это веление времени.

«Левый поворот» в исполнении власти означает и максимальное дистанцирование от олигархов, ограничение олигархического капитала, в том числе его влияния на власть. Это потребует создания определенных механизмов, в том числе и политических, в частности, прекращения той практики, когда олигархические группы проводят своих депутатов в Государственную думу через партии, просто покупая депутатские места.

«Левый поворот» в исполнении власти означает и отказ от ошибочной пенсионной реформы и возвращение государства к тем социальным гарантиям, которые были у трудящегося народа в советское время.

«Левый поворот» власти означает, в том числе, и возвращение нравственного измерения в систему образования, в средства массовой информации. Что касается СМИ и культуры, то, очевидно, нужна будет разумная цензура. Но не партийная, не идеологическая цензура, которой нас пугают либералы, тихой сапой установившие, тем временем, цензуру денег в СМИ и культуре, а цензура нравственная, когда нарушение нравственных принципов будет караться в отношении журналистов и изданий, нарушающих эти принципы. Которые должны быть всем понятны и прозрачны.

Это отказ от коммерциализации культуры и возвращение того же нравственного измерения в культуру. Это укрепление семьи.

Всё это и есть «левый поворот» в исполнении государства, который, наверняка, снимет то социальное напряжение, которое у нас сложилось за последние десятилетия. И это — очевидный запрос общества. А значит рано или поздно это произойдет неизбежно, как бы ни включалась система манипуляции общественным мнением.

Если это не сделает власть, то общество неизбежно сменит эту власть. Но тогда это уже будет происходить с определенными серьезными социальными издержками.

Второй пункт. На мой взгляд, идеальной моделью будущего устройства России является реализация формулы «православный социализм». Я не во всём согласен с идеями Николая Владимировича Сомина, который является сегодня одним из главных идеологов «православного социализма», в частности, с его попыткой превратить «православный социализм» в некий аналог марксистской социально-экономической формации. Но сама идея соединения социализма, то есть социальной справедливости в экономике, в общественном устройстве и Православия, то есть нравственного измерения общественной деятельности и всей жизни общества — это тот вектор развития, который нам необходим.

Что я понимаю под «православным социализмом»?

Это — государственный капитализм в экономике и свобода частной собственности (в разумных пределах, кроме земли и недр).

Это — государственный патернализм (тут не грех вернуться к опыту советского прошлого, во многих вопросах отражавшего наш национальный менталитет).

Это — симфония Церкви и государства путём восстановления какого-то аналога синодального строя (это отдельный вопрос, о котором нужно много говорить).

Это — реализация принципов социальной справедливости в обществе через развитие программ помощи многодетным семьям, через обложение дополнительными налогами роскоши и сверхдоходов и т.п.

Это — нравственное измерение культуры, образования, средств массовой информации, да и всей жизни общества.

Наконец, третий пунктевразийство. Читаю высказывания, что идеи евразийства вступят в противоречие с русской национальной идеологией. На мой взгляд, это — величайшее заблуждение. Евразийство как раз и возникло в лоне русской национальной идеи. Первые евразийцы Николай Сергеевич Трубецкой, Петр Николаевич Савицкий и другие практически реализовали, продолжили идеи, которые звучали уже в творчестве Константина Николаевича Леонтьева. А как можно Леонтьева выбросить из русской национальной идеи?!

Нужно понимать, что русская национальная идея, русская национальная политическая мысль возникла в противостоянии с европейским засильем, прежде всего, немецким засильем в русской культуре и в русской политической мысли. Не случайно, первые русские национальные мыслители — славянофилы. Хотя их так изначально обозвали враги, но в этом термине была верно подмечена главная интенция в их мыслях и их действиях — поддержка славянства, которое было угнетаемо в тот момент не только турками, но и австрияками, то есть немцами. Идея солидарности со славянством, идея поддержки славянства, идея славянофильства как раз вступала в противоречие с немецким влиянием в общественной жизни России.

Однако, уже ранние славянофилы, в частности, наиболее глубокий из них Иван Васильевич Киреевский, понимали недостаточность чисто панславистской интерпретации национальной идеи. Они говорили о необходимости обращения к глубинам Православия. Внутри русской национальной идеи это противостояние было. В частности, лозунг «Россия для русских» родился как раз как лозунг, критикующий позицию славянофилов и панславистов. И смысл его был таков — «Россия не для славян, а для русских». Под русскими, естественно, подразумевалось всё население Российской империи, которое включало не только природных русских, но и представителей других национальностей.

А это и есть чисто евразийское звучание национальной идеи. Первые евразийцы добавили сюда очень тонкое наблюдение, выразившееся в идее месторазвития, то есть в особых географических факторах, которые влияли на формирование Русской евразийской цивилизации. Поэтому евразийство органично вытекало из русской национальной идеи.

Конечно, современное евразийство значительно исказило свои истоки. Если евразийство Льва Николаевича Гумилева ещё в общих чертах вписывается в общий вектор развития русской национальной идеи, то евразийство Александра Гельевича Дугина, а уж тем паче евразийство некоторых поборников идеи «Новой Орды» — это евразийство для русских неприемлемое.

Поэтому будущая идеология большой России, то есть России, которая восстановит своё влияние на всём пространстве Исторической России — в границах Российской империи и Советского Союза, неизбежно будет идеологией именно евразийской. Потому что именно идея евразийства сможет объединить все народы на пространстве Исторической России.

Это как с Днём Победы. Это — праздник общий для всех народов Исторической России, он всех нас сближает, демонстрирует наше единство. Вместе с тем День Победы — это День Русской Победы, поскольку именно русский народ (великороссы, украинцы и белорусы) внёс решающий вклад в разгром фашизма. И с этим никто из честных инородцев не спорит. Больше того, День Победы — это День Православной Победы, Святой День, поскольку Победу Господь даровал нашему народу на Пасху. И ни одно из этих утверждений не противоречит другому.

Если мы сформулируем будущую идеологию как русскую идеологию или как идеологию православную, то она не будет носить того интеграционного потенциала. Задача состоит, как я уже говорил, в том, чтобы, во-первых, вернуться к евразийству первых идеологов этого учения, и, во-вторых, пропитать максимально евразийство православными идеями. Прежде всего, базовыми русскими идеологемами «Православие. Самодержавие. Народность» и «Москва — Третий Рим». Евразийство, на мой взгляд, никак не противоречит этим базовым идеологемам русского мировоззрения. Поэтому не надо пугаться евразийства.

Евразийство — это будущее русской цивилизации, которая, скорее всего, будет и называться Евразийской цивилизацией. Если не впадать в национализм и правильно, с имперских  позиций к этому относиться, то русское и евразийское не противоречит одно другому.

Я напомню, что Ромейская империя, имела силу и успешно развивалась, когда греки не выпячивали свою особую эллинскую идентичность, но при этом оставались руководящей силой общества. В Ромейской империи менялись династии, к власти приходили императоры то с Балкан, то с Северного Кавказа, то из Малой Азии, но это не меняло сам код империи, код Ромейской цивилизации. Язык оставался греческим, культура оставалось греческой. И только после того, когда греки утратили это имперское сознание, и на первый план начал выдвигаться чисто этнический эллинский национализм, Ромейская империя пала. Потому что другие народы перестали видеть в ней ценность и отказались её поддерживать.

Сейчас мы стоим перед той же угрозой, которую нам нужно правильно и адекватно понять.

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

19. А кто позволит?

Полностью с Вами согласен, Анатолий Дмитриевич. Но! Во-первых, по своей сути, демократия есть организованная преступная группировка, в которой государственная власть играет роль "промокашки". А вырваться из демократической системы (которая, по словам Василия Андреевича Задонского, приводит к власти только худших), так называемое "мировое сообщество" никогда не позволит, и найдёт для этого тысячи поводов и причин. Во-вторых. Такое государство неизбежно составит смертельную конкуренцию Западу в экономическом плане. Естественно, что Запад не будет сидеть сложа руки и ждать. Так уже было с Российской Империей, так уже было со сталинским Советским Союзом. И оба раза заканчивалось мировой войной.
Русский танкист / 13.06.2020, 07:10

18. Ответ на 24, Владимир Петрович:

Мне кажется, что мы приехали из справедливого социализма, который строили нам наши деды, или нет? В безбожном мире мы уже жили во всех формациях, не порали подняться на ступеньку повыше к Богу поближе? Если не хотите, то знайте, сикира уже занесена над безплодной смоковницей, тогда не нойте и не ропщите, вы сами выбрали этот путь.
Серёга Чудиса / 22.05.2020, 14:34

17. Ответ на 22, Серёга Чудиса:

Кудаж левее? Мы ещё правый не выполнили, а уже о левом мечтаем. В начале нада развернуться в право к свету, вырваться из тьмы мракобесия, когда свои же депутаты принимают антинародные законы, элита законодательная граждане чуждых государств и т.д. Правый разворот это разворот к фундаментальным силам: самодержавию, как слуге Божьему; православию, как общине (социуму) телу Христову; семье, как цветам Божьего мира. Только в этом случае мы сможем двинуться в направлении возвращения человека, трудами праведными с Божьей помощью, в Божью обитель. Всё остальное - суетные труды в пользу лукавого и уничтожение своими руками будущего своих потомков.

Я, Серёга, с Вами солидарен. Спаси Христос!
Юрий Светлов / 22.05.2020, 11:23

16. Левый заворот.

Кудаж левее? Мы ещё правый не выполнили, а уже о левом мечтаем. В начале нада развернуться в право к свету, вырваться из тьмы мракобесия, когда свои же депутаты принимают антинародные законы, элита законодательная граждане чуждых государств и т.д. Правый разворот это разворот к фундаментальным силам: самодержавию, как слуге Божьему; православию, как общине (социуму) телу Христову; семье, как цветам Божьего мира. Только в этом случае мы сможем двинуться в направлении возвращения человека, трудами праведными с Божьей помощью, в Божью обитель. Всё остальное - суетные труды в пользу лукавого и уничтожение своими руками будущего своих потомков.
Серёга Чудиса / 22.05.2020, 07:42

15. Ответ на 18, Александр:

QUOTE]О новом социализме сегодня говорят и пишут очень много. Например, на том же Ю-Тубе, что не блогер, то обязательно - "левый социалист". Но, они там всё больше только говорят, но никто не призывает людей к ДЕЙСТВИЮ!

Доброго здоровья, Александр! Разговоры и публицистика - это тоже хорошо, это не пустая болтовня и писанина. Они готовят почву, готовят умы и сердца, они дают людям надежду, что существующая действительность - это не на вечно, что есть реальная альтернатива, которая, возможно, в ближайшем будущем, воплотится в жизнь. Социалистический дискурс нужен и полезен, и чем его будет больше, тем лучше, я так считаю. Пожалуй, единственный кто призывает действовать, это Н.Н.Платошкин. Он создал движение "За новый социализм", написал свою программу-минимум, которая будет реализовываться на первом этапе перехода страны от нынешнего капитализма, к социализму. Эта программа - НЭП, в чистом виде. Он так её и назвал...

Без реального народного самоуправления на местах социализм не построить. Платошкин Платошкиным, но без народной самоорганизации снизу и выдвижения депутатов всех уровней, вплоть до самого верха, от трудовых коллективов либо по территориальному признаку, власть опять сосредоточится в руках правящей партии, которая со временем выродится в антисоциалистов. Это мы уже проходили. Я считаю правильным предложение полковника Квачкова о самоорганизации патриотически настроенных людей в советы начиная с двора, улицы, района и т.д.
Алекс. Алёшин / 21.05.2020, 15:18

14. Ответ на 18, Александр:

О новом социализме сегодня говорят и пишут очень много. Например, на том же Ю-Тубе, что не блогер, то обязательно - "левый социалист". Но, они там всё больше только говорят, но никто не призывает людей к ДЕЙСТВИЮ!

Доброго здоровья, Александр. Разговоры - это тоже хорошо. Они готовят почву, готовят умы и сердца. Они дают надежду, что существующая действительность - это не на вечно, что ей есть реальная альтернатива, которая в ближа
Алекс. Алёшин / 21.05.2020, 14:46

13. Левый поворот сверху невозможен

По поводу того, что государственная власть либо возглавит левый поворот, либо её сменят. Первый вариант совершенно нереален и никогда воплощён не будет, я так считаю. История не знает подобных примеров, когда государственная власть, отказавшись от капитализма, начала бы строить социализм. Возможен лишь обратный поворот сверху: от социализма к капитализму и такой поворот мы все пережили в своё время. Почему так? Объяснение простое. Настоящий левый поворот, поворот от капитализма к социализму, могут делать только люди, проникнувшиеся социалистическими идеями настолько, что решимость воплотить их в жизнь возьмёт верх над осторожностью. То есть делать его могут убеждённые социалисты, социалисты до мозга костей. А это означает, что какая-то малая часть нынешней капиталистической элиты, возглавляющей государство, часть верхушки власти, должна полностью переродиться, поправ все свои прошлые капиталистические идеалы. Возможны ли такое? Я полагаю, что нет, ни при каких условиях. Один-два человека, как исключение из правил, но не более того. Критическая масса не наберётся. И даже если бы она набралась (допустим такой фантастический вариант) оставшееся большинство, распознав к чему идёт дело, окажет бешеное, яростное сопротивление и любыми способами физически уничтожит малую переродившуюся часть. Ибо есть что терять. Главной причиной тому, что перерождение в одну сторону (из социалиста в капиталиста) идёт легко и просто, и примеров тому миллионы, а в другую (из капиталиста в социалиста) очень туго и примеров считанные единицы, я считаю падшесть человека, его греховность, его слабость противостоять соблазнам. Лёгкий путь, путь греха, всегда проще, доступнее и привлекательнее. Хапугой быть легче, чем бессеребренником, подонком и мерзавцем легче, чем высоконравственным человеком. Не надо делать никаких усилий над собой, не надо ничем жертвовать ради других в ущерб себе. Поэтому настоящие социалисты, не липовые, всегда являются оппонентами действующей капиталистической власти и берут её в свои руки только после смещения последней. Следовательно, никакого левого поворота сверху, настоящего, не фиктивного, в России не будет. Какие-то шаги, движения, послабления влево - да, вполне возможно, так делают во многих капиталистических странах дабы снять социальное напряжение. А значит единственный реальный вариант поворота к социализму возможен только через смещение действующей власти, что, как справедливо заметил Анатолий Дмитриевич, чревато большими потрясениями.
Алекс. Алёшин / 19.05.2020, 12:44

12. Ответ на 16, Александр:

Александр, с Днём Победы! Вы правы, что т.н. "перестройка" была государственной изменой и предательством правящей верхушки, но кто создал необходимые условия для того, чтобы верховная власть в государстве оказалась в руках предателей и изменников? Разве почва для этого не готовилась все предыдущие периоды постсталинской истории- сперва десятилетним правлением неотроцкиста Хрущёва; затем 18-летием торжества стареющей вырождающейся брежневской партократии (не будем забывать, что именно при Брежневе началось восхождение провинциальных руководителей Горбачёва и Ельцина к высшим эшелонам кремлёвской власти); кратким, но очень зловещим андроповским правлением, явившимся точкой невозврата, после которого предательство, измена и уничтожение нашей Родины стали неизбежны? После 1953 года Советское Государство пошло по предательскому пути развития, когда вместо построения общенародного государства была построена мертвая партократическая система, при которой народ был полностью отсечён от участия в управлении государством, и все решения принимались замкнутой кастой стареющих партократов, которые в определённый момент передали власть относительно молодым (в сравнении с ними) предателям. Поэтому когда нам сегодня говорят о новом социализме, надо уточнять, что именно нам предлагается под этим названием. Если общенародное государство в духе Сталина-Жданова, то тогда лично я обеими руками за. Но если новое издание брежневско-андроповской партократии, тогда извините, больше такого "добра" России и Русскому народу не нужно.

11. Ответ на 13, Полтораки:

Мне тоже не все близко в инициативе Степанова, но я не хочу педалировать эту тему, предлагая товарищам сосредоточиться на позитивной программе. Левый поворот? - да, православный социализм? - обеими руками за, евразийство? - почему бы и нет!

Хорошо сказано! А как Вам мои комментарии 3 и 8? И сам "Первичный проект Программы Российской партии христианского социализма"? Не всё же на РНЛ в проблеме "православие и социализм" тон задавать Вам и Н. В. Сомину.
Сергей Абачиев / 15.05.2020, 16:17

10. Ответ на 9, Александр:

Уважаемый Анатолий Дмитриевич, неужели Вы и правда допускаете, что гиена может стать вегетарианцем?.. Настоящий левый поворот, это не просто, как Вы говорите: "национализация Государственного банка", "деоффшоризации экономики", "дистанцирование от олигархов" и т.д и т.п... Настоящий левый поворот, это полная национализация природных ресурсов, стратегически важных средств производства, распределение ресурсов и т.п. - с полным переходом их под государственный и общественный контроль. Банки так же управляются государством. Частная собственность, по типу Сталинских кооперативов - разрешена. Вот, вкратце, на мой взгляд, что такое - настоящий левый поворот, в нынешних условиях. Понятное дело, что наша олигархическая либеральная капиталистическая власть, никогда не пойдёт на такой левый поворот. Не бывает такого, чтобы гиена, вдруг, осознала всю пагубность своего хищнечества (что является её природной сущностью) и стала вегетарианцем.

Александр, в 1984-м (да и в 1986-м, пожалуй) все верили в незыблемость советского строя и невозможность развала СССР. А прошло каких-то 5 лет - и не стало нашей великой Родины.

Мы по-прежнему живем в парадигме марксистской ортодоксии, что социализм приходит снизу, через социалистическую революцию - а все другое, мол, оппортунизм и правый уклонизм. Но перестройка нам показала иной путь, возможность революции сверху. Понятно, что речь идет не о "гиене", - речь идет о контргегемонии, о возможности консервативной революции со стороны "контрэлиты", пока глубоко маргинальной.

Возможна ли консервативная революция сейчас? Нет, это выглядит фантастикой. Как в 1984 году фантастикой выглядела реставрация капитализма сверху. Но политическая теория Грамши, почти идеально исполненная в перестройку, показывает не только возможность, но и путь достижения контргегемонии.

Левый поворот, православный социализм, евразийство как идеологическая и политическая платформа новой России пока осознаются немногими. Но каких-нибудь 5 лет назад об этом не могло быть даже речи. Как там у Маркса: "Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами. И на первый план выходит победа новой идеологии в общественном сознании, так что инициатива РНЛ во главе с А.Степановым более чем своевременна.

Наверное, инициатива сыра, нерешительна, выглядит как набор пожеланий. Но по другому не бывает. Или мы соглашаемся с проектом, даже с наброском проекта и дружно включаемся в "общее дело". Или... продолжаем дуть в вувузелы собственных хотелок и идеологического доктринерства, не слыша ни соратников, ни новых веяний Истории, будучи не способными к компромиссу и коллективному творчеству.

Мне тоже не все близко в инициативе Степанова, но я не хочу педалировать эту тему, предлагая товарищам сосредоточиться на позитивной программе. Левый поворот? - да, православный социализм? - обеими руками за, евразийство? - почему бы и нет!
Полтораки / 15.05.2020, 10:32
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Заседание ВРНС и съезд «Царьграда»
Второй комментарий к итогам заседания Всемирного русского народного собора
30.11.2024
Задачи и загадки от Святейшего Патриарха
Первый Комментарий к итогам прошедшего 26-го Собора ВРНС
29.11.2024
Вперёд к Шишкову
Государственная языковая политика как условие становления государства-цивилизации
25.11.2024
Русская национальная идея: «Москва – Третий Рим» и «Православие, Самодержавие, Народность»
Выступление на окружном научно-просветительском форуме «Историческое просвещение как фактор государственного суверенитета в контексте глобальных вызовов» в Чебоксарах
25.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Бывший СССР
Когда зацветёт «Орешник»?
Запуск массового серийного производства нового старого «изделия» может быть организован очень быстро
03.12.2024
К чему приведёт реализация плана Трампа – Кэллога?
Только к уничтожению Православия в Колыбели Крещения Руси
03.12.2024
День памяти графа П.Н.Апраксина
Сегодня мы также вспоминаем генералов Ф.П.Уварова и Н.Н.Духонина
03.12.2024
Судьба Южмаша: Как создаются и исчезают
высокотехнологичные производства
03.12.2024
Легендарный летчик из Шуши
О дважды Герое Советского Союза, летчике ВМФ СССР Нельсоне Степаняне
02.12.2024
Все статьи темы
Православный социализм
Осмысление народом вариантов будущего России
На новом историческом этапе русскому и другим коренным народам России надлежит возродить ядро новой мировой цивилизации с его теорией собственности, солидарной экономикой и политикой, суверенностью и справедливостью
26.10.2024
Баптисты США рассуждают о «Христианском коммунализме»
Сторонники Трампа выставляют Харрис «красной»
03.09.2024
Русская научно-философская революция как путь спасения России
Отклик на статью Г.Г.Малинецкого «Реабилитируйте науку!»
23.08.2024
Путин добивает мировую систему, основанную на правилах
В новой реальности наши союзники – левые режимы, значит, пора прекращать православный антисоветизм
19.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии