Как «гром с неба» пришло сообщение о запрещении протодиакона Андрея Кураева в священнослужении. Многие недоумевают, как такое могло произойти?! Как священнослужитель Русской Православной Церкви с такими выдающими способностями дожил до жизни такой?! Но, думаю, что эти самые способности его и погубили, точнее, его личное мнение о их чрезмерной высоте.
Кто-то сказал, что истинное значение человека определяется дробью, в числителе которой стоят его достоинства, а в знаменателе – его мнение об этих достоинствах. Конечно, способности у о.Андрея были и есть, но несомненно есть у него и мнение об их «особой, выдающейся высоте». Как у того известного фарисея, который два раза в неделю постился и давал десятину, но крайне высоким самомнением об этих добродетелях возгревал в себе гордыню, да еще из-за нее осуждал всех других.
Так и о.Андрей, который по своей гордыне не стыдился не только осуждать, но и издеваться над заслуженными клириками РПЦ - тяжело больным протоиереем Константином Буфеевым или почившим в Бозе протоиереем Александром Агейкиным. И понятно почему, ведь они достигли того, что самому Кураеву не дано.
Он мнил себя чуть ли не «величайшим учителем Церкви», а оказался почти за бортом церковного корабля. Отсюда у таких гордых людей бывает обида и на Бога, как не допустившему «такое великое светило к кормилу церковному». А если уж на Бога обижается, то тем более будет поливать грязью и Его достойных служителей.
Есть высказывание ещё преп. Иоанна Лествичника о естественных способностях человека. Если кто гордится ими, - учит Лествичник, - тот никогда не получит от Бога способности сверхъестественные, т.е. дары Святого Духа. Без которых и мнящая о своём величии душа, на самом деле оказывается мелкой душонкой, клевещущей на Церковь, её служителей и чад.
Да и по правде говоря, оценивая богословскую деятельность о.Андрея Кураева, должен признать, что он не только не сумел решить актуальные догматические и аскетические проблемы Церкви, но сам запутался в них, что отчасти его и погубило. В этом он похож на свой древний прототип, некогда знаменитого и доныне мнящимся многим «великим церковным учителем» Оригена - еретика, осуждённого V Вселенским собором. Так и о.Андрей, заметим, всегда и любой ценой желает быть оригинальным. О таких говорят: «Ради острого словца не пожалеет и отца». А в нашем случае и многих отцов.
Об этом Оригене в древности два старца-монаха спорили, один говорил: «Оригенова мудрость не от Бога, а от учения и чтения многих книг», а другой, – что «невозможно человеку, без благодати Божией, говорить и писать так, что иное и до сего времени принимается православными». И они получили такой ответ от преподобного Симеона, Христа ради юродивого: «Ориген зашел в море, не мог из него выйти и потонул в глубине».
Это можно было бы сказать и о.Андрее, но… думаю, всё не так трагично. Запрещение в священнослужении – это еще не конец церковной жизни, во всяком случае, это не анафема. Достаточно о.Андрею искренне покаяться пред Богом, Церковью и Святейшим в своих грехах, попросить прощения у всех им обиженных, впредь прекратить свои клеветы, - и все двери церковные будут перед ним открыты. Дай то Бог!
Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, Одесса
2. Когда судите, судите судом праведным.
1. Не судите