Московский Кремль всегда был центром не только Москвы, но и государства Российского. Об этом можно сделать вывод по такому, казалось бы, малому факту – многие пословицы и поговорки, живущие и в наше время, связаны непосредственно с Московским Кремлём. И не только хорошие, но и такие, которые не вселяют радости в душу, имеют истоки в Кремле.
Например, знаете ли вы, что означает фраза «положить в долгий ящик»? Ну, конечно, каждый ответит, что это заволокитеть, затянуть дело, а потом его забыть. С этим мы очень часто встречаемся и сегодня. Родоначальником этого явления, как ни странно, был Кремль, вернее, его царские палаты. Вот об этом мало кто знает. Все кого я спрашивал, правильно оценивали смысл этого выражения, а вот назвать место, где был этот ящик, никто не смог. Вот что я выяснил после уточнения этого вопроса.
После польско-литовской интервенции и двух грозных пожаров 1613 и 1626 годов была предпринята перестройка Кремля и сооружение каменного дворца, получившего впоследствии название Теремного. Это было одно из первых в Москве жилых каменных зданий.
Теремной дворец, построенный в 1635-1636 гг., даёт представление о бытовом укладе дворцовой жизни того времени. Он был более «демократичней», чем нынешний, когда на территорию Кремля можно попасть только за деньги, и то не всегда.
- За час до рассвета со скрипом открывались железные створы Фроловских ворот. Торговцы, нищие, калеки, юродивые, бродяги, стрельцы, подьячие, холопы и попы устремлялись в Кремль…. Из предутреннего тумана вырастает государев дворец. Каменные палаты, высокие терема. Жилые хоромы царя занимали три верхних этажа. Стены царской комнаты обиты «золотыми кожами». К южной стороне Теремов примыкала обширная открытая Боярская площадка, где после ранней обедни в Кремле собираются бояре, окольничие, думные дьяки и думные дворяне «челом ударить государю» и «судить о делах» в Боярской думе. Доступ во дворец строго настрого воспрещён вооружённым и больным.
В царском дворце идёт «сидение великого государя с боярами о делах», а на Ивановской площади в Кремле (к востоку от колокольни Ивана Великого) – шум, крики, гомон…. Бирючи, крича «во всю Ивановскую», объявляют царские указы. В особой палатке сидят «площадные подьячие» - писцы и нотариусы. Они пишут челобитные для неграмотных, дают советы, оформляют сделки.
Написанные жалобы несут в ящик для жалоб, который на верёвке опускался вниз из окна царского кабинета к Боярскому крыльцу. Считалось, будто царь самолично читает эти челобитные. Но, увы…. Ответа на эти жалобы приходилось ждать годами, а иногда они и совсем оставались без ответа. Тогда и родилась поговорка про эту процедуру: «ПОЛОЖИТЬ В ДОЛГИЙ ЯЩИК».
А было это в период царствования Алексея Михайловича (1645-1676), когда он, напуганный народными волнениями (соляной бунт, медный бунт и другие), решил немного, как бы сегодня сказали, поиграть в демократию.
Нечто подобное наблюдаем и мы. Прошло 366 лет, а «долгий ящик» продолжает жить. Демократия, бюрократия, партократия «единая…» …- всё сплошной долгий ящик. Одни обещания, затянувшиеся на годы и на потом…. В какую поговорку всё это выльется? Одна уже есть – «Обещанье – лганье, а дуракам радость!». Но народная мудрость нас мало учит, разбиваясь о наш твёрдый лоб.
Другой пример «ящика», но уже жёлтого, который существовал в царствование Павла I (1796-1801), несправедливо забытого историками, не получил в народе негативного определения. Почему?
Во внешней деятельности правительство Павла проводило политику нейтралитета (прекращена бессмысленная авантюра на Кавказе – поход против Персии). Во внутренней политике – пыталось сладить с давнейшей распущенностью дворянства и чиновничества. Простой народ симпатизировал императору. Причин к тому несколько. Во-первых – народу нравится строгость, когда она распространяется на всех, снизу – доверху. Во-вторых – ряд законов облегчал его участь (например, запрет «продавать крестьян с молотка, т.е. без земли). Третье – была иррациональная причина, но тем сильная, симпатия к Павлу, как к сыну повергнутого – и ставшего почти сказочно-прекрасным в воспоминаниях – Петра Фёдоровича. И ещё народное сознание сочувствовало Павлу, как человеку, несправедливо отлучённому от власти и получившему трон чуть ли не к старости, к сорока с лишним годам….
К простому народу Павел I был всегда ласков…
В первые же дни царствования Павла с 1796 года был установлен в окне нижнего этажа Зимнего дворца знаменитый «жёлтый ящик» с прорезью – для жалоб и писем. Ключ от него хранился у самого императора. Каждый вечер Павел вынимал из ящика прошения, внимательно изучал и накладывал резолюции (иногда они публиковались в «С.-Петербургских Ведомостях»). И удивительно – непрерывное императорское слежение за жалобами действовало: лихоимство и злоупотребление власть имущих почти прекратилось, присмирели воры и хулиганы, и даже кабатчики прекратили (или сократили) разбавление вина водою…
Мне лично по душе тоже, наверное, как и вам, «жёлтый ящик». А то куда ни обратишься, вплоть до администрации Президента, то ждёшь долго ответа, а он приходит с известием, что «Ваша жалоба направлена тому, на кого Вы жалуетесь!». Но совсем салтыковско-щедринская старина.
Р.S. Ныне народ забыл про эти ящики, но таким словом «ящик» окрестил такое современное средство массовой информации, как ТВ. А почему? Читатель сам способен ответить на этот вопрос.
Вадим Тимофеевич Кулинченко, капитан 1 ранга в отставке, публицист
1. Нереализованный путь России 19 века