Смотришь телевизор, читаешь газеты и удивляешься – какой сегодня на дворе век? Ещё в начале прошлого века писатели Ильф и Петров написали свой знаменитый роман «Золотой телёнок», где обозначили недостатки того времени. Актуальность этой темы сегодня возросла в разы, но... Нет новых обличителей, а старые просто забыты!
Сатира и юмор два неразделимых слова, по крайней мере, всегда так говорят. Но вот сегодня юмора много, а вот сатиры совсем мало. Юмор предполагает смех, вид комического гротеска. А вот сатира более глубокое понятие. Сатира выражает высмеивание политических и общественных нравов. Сила сатиры зависит от социальной значимости занимаемой автором позиции. В литературе форм для выражения критической позиции более чем достаточно. В публицистике, например, есть такие формы как памфлет, фельетон. Но сегодня вы ни в одной газете не прочтёте подобного материала. А почему? Да потому что в России героями таких материалов всегда являлись чиновники. А кто сегодня в государстве главный? Разве они допустят этот жанр до общественности.
Даже в советское время, которое сегодня пытаются опорочить по всем статьям, фельетон был действенным орудием борьбы с чиновниками. После опубликования в прессе какого-либо фельетона – памфлета принимались меры, и об этом оповещалась пресса. Сегодня, обозвав СМИ четвёртой властью, их на самом деле сделали одной «из самых древних профессий»…, как говорят на флоте, «что прикажут, то и захотим!». Относительно сатириков вспоминается частушка всех времён: «Нам нужны свои Салтыковы-Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали». Но даже при таком подходе к сатире, пробивались ростки настоящей сатиры, и даже вырастали сатирические деревья (романы), которые можно отнести к классике этого жанра.
Шутка, юмор, ирония – всё это очень популярно в народе, любимо им. Сатира и юмор с времён седой древности и по сей день – тончайший показатель душевного здоровья и силы нации. К свидетельству сатирических произведений, как своеобразного оценочного критерия социально-нравственных и бытовых явлений нужно относиться с известной поправкой на законы жанра. Ведь эта разновидность прозы, как любая в сатирическом искусстве, строя модель мира, пользуется такими приёмами (гротеск, гипербола, комическое заострение и прочее), которые не всегда уместны при обычном реалистическом подходе. Но тем-то и сильно искусство сатиры, что в его гиперболическом зеркале подчас просматриваются наиболее отчётливо черты того или иного общественного явления со знаком минус.
В трудную пору 30-х годов прошлого столетия, когда так резко, драматично, порою трагически менялось время, происходила и эволюция творчества ряда художников. Именно к тому времени относится выход в свет знаменитых романов «12 стульев» (1928) и «Золотой телёнок» (1931). В этом году исполнилось 89 лет этому знаменитому роману, в некотором роде известные даты относятся и к его авторам Илья Ильф (Илья Арнольдович Файнзинльберг, 1897-1937) и Евгений Петров (Евгений Петрович Катаев, 1903-1942) – последний погиб на фронте. Илья Ильф и Евгений Петров были мастерами своего жанра, им принадлежат многочисленные остро сатирико-юмористические рассказы, которые брали под прицел такие явления, которые в перспективе имели бы развитие. Этому свидетельство обстановка сегодняшней жизни. Возьмите и прочтите, если, конечно, Вам повезёт найти, того же «Золотого телёнка» и Вы увидите, что образно говоря, предприятия типа «Рога и копыта» существуют на каждом углу, под прикрытием тех же ГУП типа «Геркулес». Как выразился один известный человек – «Классика бессмертна!». То, что было в 30-е годы прошлого столетия в подпольном порядке, сегодня возведено почти что в ранг государственной политики – делайте деньги из воздуха!
Уже в 30-е годы прошлого века «верхи» перестали прислушиваться к тому, что говорили в «низах», прекратили спрашивать у народа: так ли идёт? Нравственные конфликты были отодвинуты горнилом войны на второй план (в ту пору задавала тон остро политическая сатира), и вновь они заявили о себе в конце 40-х годов. Основные противоречия, свойственные жизни предвоенной поры не исчезли, они вышли на новый уровень. Война действительно унесла цвет нации, честный и неподкупный. Выжили хитрые и изворотливые, они-то, к сожалению, и определяли послевоенную жизнь страны.
Обожествление должности, кичливость успехами (очковтирательство), игнорирование экономического фактора, пренебрежение этическими нормами – вот букет социально – нравственных причин, которые порождают немало общественных изъянов и в наше время. Место правды заняла её видимость, а попросту ложь, на почве чего расцвели лакировочные тенденции, пресловутая «теория бесконфликтности». Сегодняшняя страна – это корабль без руля и без ветрил….
Но разве не о нашем времени написанный более полувека назад рассказ Ильфа и Петрова «Последняя встреча», где один из «ответственных работников», который нигде не учился и не освоил ни одной профессии, занимает высокие посты и полагается только на чутьё: «Я без всякой науки всё насквозь вижу».
Этот «ответственный» сменил массу руководящих постов, и, даже, банком два месяца руководил. Разве Вам это ничего сегодня не говорит? А об этом современные сатирики молчат. А, может, их просто нет!
Ирония и пародия – верное средство отличить истину от лжи. В зеркале комического преувеличения особенно явственна призрачность видимости дела, даже умело поставленные декорации трещат и рушатся под напором лукавой и ядовитой народной насмешки. У нас сегодня все недостатки явны без всяких декораций, но нет обличителей. Чиновника никто не трогает, а «сатирики» предпочитают отыгрываться на мужике – пьянице. А чем он виноват? Пьёт-то он от без и сходности. Вроде смешно, а главное – не опасно! Ох, далеко нынешним сатирикам не только до Ильфа и Петрова, но и Зощенко, Шукшина, Троепольского…. Кажется, что они поработали за современных литераторов-сатириков, отразив в своих произведениях нашу эпоху. А юмор современных пересмешников – это просто зубоскальство, а не сатира.
Поговорим немного о шедевре сатиры прошлого века романе «Золотой телёнок», который своей актуальностью вошёл в век нынешний. Кто же мог подумать, что его герой подпольный миллионер Корейко станет уже в этом веке миллиардером и не будет прятаться со своим миллионом, а в открытую гордиться своими миллиардами. А профессия «великого комбинатора» Остапа Бендера станет востребованной как никогда до этого.
Итак, немного о романе «Золотой телёнок» (1931), которому хотя уже за 89 лет, но он бодр и молод в своём содержании. А вот о нём и его авторах, к сожалению, никто не вспоминает. Зачем вспоминать пороки, которые за это время не исчезли, а даже наоборот – расцвели пышным цветом. Не будем голословны, и приведём только две цитаты из этого знаменитого романа, а читатель сам полностью прочтя этот роман, если найдёт, вынесет сам своё суждение, о его достоинствах в описании нашего существования…
- При первом знакомстве с резиновой резолюцией отдельные геркулесовцы опечалились. Их пугало обилие пунктов. В особенности смущал пункт о латинском алфавите и о поголовном вступлении в общество «Долой рутину с оперных подмостков!». Однако всё обернулось мирно. Скумбриевич, правда, размахнулся и организовал, кроме названного общества, ещё и кружок «Долой «Хованщину»!», но этим всё дело и ограничилось…
- Следствие по делу Корейко, - говорил Остап,- может поглотить много времени. Сколько – ... никто не знает. Ужасное положение. Может быть – год, а может быть – и месяц. Во всяком случае, нам нужна легальность. Нужно смешаться с бодрой массой служащих. Всё это даст контора. Меня давно влечёт к административной деятельности. В душе я бюрократ и головотяп. Мы будем заготовлять что-нибудь очень смешное, например, чайные ложечки, собачьи номера или шмуклерский товар. Или рога и копыта. Прекрасно! Рога и копыта для нужд гребеночной и мундштучной промышленности. Чем не учреждение? К тому же в моём чемоданчике имеются чудные бланки на все случаи жизни и круглая, так называемая мастичная печать…
Это только два маленьких момента¸ а сколько в них смысла. А сколько других… Читаешь роман, и невольно на ум приходят аналогии с нашим бытиём сегодня. Роман, кажется, бьёт нашего чиновника в лоб, поэтому его и не замечают. Кинофильм уже не то, там большую роль играет сценарист, а не автор-сатирик.
Но, не будем много распространяться, и окончим этот небольшой материал заключительной фразой романа, ставшей поговоркой: «Не надо оваций! Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придётся переквалифицироваться в управдомы».
Что по нынешним временам не так уж и плохо. Сколько среди работников ЖКХ сегодня миллионеров?
Вадим Тимофеевич Кулинченко, капитан 1 ранга в отставке, публицист